Водолазы готовы проникнуть в «Курск»

Наш специальный корреспондент передает из района проведения операции по эвакуации тел погибших подводников

Капитан-лейтенант Роман ФОМИШЕНКО,
«Красная звезда».
Капитан 3 ранга Андрей МАЛОВ.
Фото ИТАР-ТАСС.
Баренцево море, борт БПК «Адмирал Чабаненко».



    20 октября в Баренцевом море началась операция по эвакуации тел подводников, погибших на АПРК «Курск». Около полудня из главной базы Северного флота вышел большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко» с офицерами походного штаба на борту. Через 4 часа БПК встретился с подвижной самоходной полупогружающейся платформой «Регалия». Около 17 часов с «Регалии» к корпусу «Курска» был спущен необитаемый управляемый аппарат.
    Для обеспечения операции в Баренцевом море, кроме «Регалии» и БПК «Адмирал Чабаненко», задействованы БПК «Адмирал Харламов», океанографическое исследовательское судно «Семен Дежнев» (ОИС), спасательное судно «Алтай» (СС), поисково-спасательные вертолеты, самолеты-ретрансляторы, суда обеспечения, флотский гидрометеоцентр. Военные корабли обеспечивают охрану района операции, который заранее объявлен закрытым для остальных судов. ОИС «Семен Дежнев» ведет круглосуточный мониторинг радиационной обстановки и измерение подводных течений. СС «Алтай» используется как резервный «спасатель» на случай нештатных ситуаций при проведении водолазных работ. Это же судно доставило на «Регалию» шаблоны, по размерам которых выполнят вырезы технологических окон в корпусе погибшего атомохода.
    В первый день операции работа началась с повторного обследования «Курска» с помощью видеоаппаратуры, установленной на необитаемом управляемом аппарате (НУА). Специалисты еще раз обследовали лодку и установили, что с момента окончания работы в точке ее гибели глубоководных «Миров» внешних изменений на корпусе подводного ракетоносца не произошло. Как уже сообщалось, сильно разрушены первые отсеки. За рубкой отмечены незначительные повреждения. В частности сорваны (скорее всего, вследствие удара лодки о грунт) люки легкого корпуса. Кормовая часть субмарины - без видимых повреждений. Специалисты не выявили никаких отклонений уровня радиации от природных фоновых величин, присущих этой акватории моря.
    Во второй половине дня на платформу «Регалия» на вертолете прибыли руководитель операции - главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов и командующий СФ адмирал Вячеслав Попов, который в эти дни будет координировать работу российских и норвежских специалистов непосредственно с борта БПК «Адмирал Чабаненко». Адмирал флота Куроедов отметил отличный настрой водолазов на работу, высокую степень готовности к спускам и в очередной раз предупредил их о необходимости работать с нулевым риском для жизни. Он подчеркнул, что в любой момент при возникновении незапланированных осложнений операция будет приостановлена.

    Адмирал Попов подробно ознакомился с техническими возможностями норвежской платформы и дал им высокую оценку. Большие длина (95,3 метра), ширина (91,6 метра) и осадка (11 метров), а также система динамического позицирования позволяют «Регалии» надежно удерживать свой курс и место. Платформа оборудована сразу двумя кранами. Главный способен поднимать с глубины 650 метров до 400 тонн груза, а дополнительный - 100 тонн с глубины 410 метров. Платформа способна принимать на палубу тяжелые вертолеты. В частности, вертолеты Ка-27, которые участвуют в этой операции.
    Уже в 21.00 к корпусу «Курска» спустилась первая тройка водолазов. С этого момента работы продолжаются круглосуточно.
    - Отработав отведенное время, первая тройка глубоководников поднялась на поверхность в специальные камеры, - рассказал адмирал Вячеслав Попов. - А их место заняла следующая группа водолазов.
    В соответствии с планом, в первые часы работы водолазы провели разгерметизацию трубопроводов воздуха высокого давления кормовой подгруппы, находящейся в районе восьмого и девятого отсеков. Тем самым производено стравливание воздуха из баллонов.
    Практически через сутки, в 3 часа 30 минут 22 октября, российские водолазы-глубоководники вскрыли легкий корпус подводной лодки над 8-м отсеком. Вырезанный кусок легкого корпуса был поднят на борт «Регалии». После этого водолазы установили специальную защиту по периметру выреза для обеспечения безопасности своих костюмов. Вскрыв легкий корпус, водолазы столкнулись с серьезными проблемами, которые возникли при дальнейших вырезах трубопроводов воздуха высокого давления и другой арматуры в межотсечном пространстве. Тем не менее им удалось вырезать в прочном корпусе восьмого отсека технологическое окно диаметром 100 миллиметров. Через него были взяты пробы водоэмульсионной среды. Пробы воды оказались в норме, и работы продолжились.
    23 октября в районе работ по эвакуации тел подводников АПЛ «Курск» резко ухудшилась погода. Усилился юго-западный ветер (при порывах он достигает 20 метров в секунду). Температура воздуха понизилась до двух-трех градусов Цельсия, периодически идет дождь и мокрый снег. Волнение моря 4-5 баллов. Несмотря на это, работы водолазов-глубоководников продолжились. Специалистами вырезаны арматурные препятствия между прочным и легким корпусами восьмого отсека. Водолазы приступили к резке технологического отверстия в форме эллипса. По оценкам штаба операции, если погода не ухудшится, возможно, уже 24 октября водолазы попадут в 8-й отсек.

    На снимке: норвежское судно «Регалия».

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства