В энергоотсеке «Курска» радиационный фон в норме

Наш специальный корреспондент передает с борта БПК «Адмирал Чабаненко»

Капитан-лейтенант Роман ФОМИШЕНКО.



    Вечером 23 октября по решению руководителя спусков водолазов контр-адмирала Геннадия Верича из-за ухудшения погоды - усиления ветра до 25 метров в секунду и волнения моря 6 баллов - работы на глубине временно прекращены. Водолазы поднялись на борт «Регалии», а все оборудование закреплено на глубине. БПК «Адмирал Чабаненко» снялся с якоря и штормует в районе. Платформа «Регалия» находится непосредственно над подводной лодкой «Курск».
    Около двух часов ночи с 23 на 24 октября норвежскими водолазами была предпринята попытка продолжить работы. Они стравливали воздух высокого давления над седьмым отсеком. Однако в связи с тем, что ветер усилился и платформа «Регалия» из-за большой парусности не могла обеспечить точную стабилизацию над «Курском», приблизительно в три часа ночи было принято решение вновь приостановить работы.
    По всем прогнозам синоптиков, штормовая погода не должна продлиться долгое время. Скорее всего, в ближайшее время глубоководники продолжат вырезку технологического окна в восьмом отсеке. Однако никаких долговременных прогнозов синоптики не делают. По их словам, погода будет крайне нестабильной.

    К исходу третьих суток операции по эвакуации тел подводников, погибших на АПРК «Курск», российские и норвежские водолазы практически завершили все три этапа подготовительных работ на корпусе атомохода. День за днем глубоководники беспрерывно трудились на глубине: снимали с лодки резиновый корсет, резали легкий корпус, арматуру, которой насыщено межкорпусное пространство, провели разгерметизацию системы воздуха высокого давления (ВВД) и приблизительно через 50 часов напряженной работы устранили все препятствия на пути к прочному корпусу, сделали небольшое технологическое отверстие в стенке восьмого отсека и провели в нем первые замеры радиации. Одно из главных отличий данной операции по сравнению с августовской поисково-спасательной в том, что на глубине ведутся все работы в размеренном темпе. Руководители операции имеют возможность планировать и предвидеть ситуацию, исключая дополнительный риск для жизни водолазов. Как отметил командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, во главу угла прежде всего ставится личная безопасность глубоководников. По возможности самые сложные и связанные с особыми силовыми нагрузками работы выполняют необитаемые управляемые аппараты (НУА). Глубоководники контролируют их работу и начинают действовать там, где необходимо вмешательство человека.
    Круглые сутки, попеременно сменяя друг друга, на глубину уходят интернациональные тройки и проводят у корпуса лодки приблизительно по шесть часов. По результатам самых первых спусков глубоководники даже несколько опередили график намеченных работ. Но, когда дело дошло до среза с легкого корпуса субмарины резины, случилась первая заминка. Каучук оказался настолько плотно приклеенным к корпусу лодки, что сорвать его удалось только с помощью мощного крана «Регалии». Норвежские специалисты даже пошутили по этому поводу: мол, русские опять придумали какой-то супер-клей, а нам теперь ломай голову...
    В ночь на 22-е, когда необходимый участок легкого корпуса оголился, водолазы по заранее изготовленному на берегу шаблону вырезали первое технологическое окно (диаметр около 1 метра 20 сантиметров) и приступили к разгерметизации системы ВВД. НУА своими сверлами сделали несколько отверстий, и сжатый воздух (давление до 400 килограммов на квадратный сантиметр) ринулся на поверхность. При этом воздух выпустили только из тех участков системы ВВД, которые находились в непосредственной близости от места работы водолазов.
    Все работы на прочном корпусе должны были начаться по плану операции только после полного завершения двух первых ее этапов: вскрытия легкого корпуса и устранения всех препятствий, мешающих свободному доступу к нужному участку внутренней стальной сигары. Однако, посоветовавшись с руководителем операции начальником поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ контр-адмиралом Геннадием Веричем, водолазы решили выполнить первоначальное технологическое отверстие в прочном корпусе несколько раньше с помощью специального резака. Они достаточно быстро прорезали толстую стальную стенку, однако вытащить своеобразную пробку не удалось. Почти через два часа технологическое отверстие водолазы выполнили в самой верхней части отсека. В частности, для того, чтобы стравить воздушную подушку.
    По оценке специалистов, даже при полном затоплении отсека сжатый воздух может годами находиться внутри. Тем не менее воздушной подушки водолазы не обнаружили.
    Также при первом осмотре через отверстие 8-го отсека глубоководники не наблюдали наличия в нем признаков горюче-смазочных материалов. 8-й и
    7-й отсеки являются энергетическими - именно здесь находятся турбины, на которые из реакторного отсека подается пар.
    За ночь с помощью подводных сварочных аппаратов водолазы полностью срезали часть шпангоута и завершили подготовку к вырезу основного - большого - технологического окна в прочном корпусе «Курска». В межкорпусном пространстве установлено все оборудование, необходимое для завершения последнего, третьего этапа водолазных работ.
    24 октября после улучшения погодных условий в Баренцевом море водолазы возобновили работу на корпусе подлодки «Курск».

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства