«Мы жили жизнью смелой...»

Вчера в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прощались с капитан-лейтенантом Дмитрием КОЛЕСНИКОВЫМ

Николай ЧЕРКАШИН.



    Это неправда, что мертвые не говорят. Вот «заговорил» извлеченный из девятого отсека атомной подводной лодки «Курск» командир трюмной группы дивизиона движения капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Его мать просила не поднимать тела подводников. Но Дмитрий был поднят едва ли не самым первым. Видимо, у него было особое предназначение - доставить донесение с затонувшего корабля.

    Там, в полутьме затопленного отсека, сначала при скудном свете аварийного фонаря, а потом и в кромешной тьме он выводил строки своего донесения о положении в кормовой части подводного крейсера, а затем и строчки письма к Ольге, жене. Дмитрий сполна выполнил и свой офицерский, и свой человеческий, мужской долг. Записка, извлеченная из кармана его робы, во многом помогла выстроить правильную тактику водолазных работ, пролить некий свет на обстановку после взрыва. «13.15. Весь личный состав из 6-го, 7-го и 8-го отсеков перешел в 9-й. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх... Я пишу на ощупь».
    Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов прокомментировал эту записку так:
    - Точное время гибели подводников, собравшихся в девятом отсеке, будет определено судебно-медицинской экспертизой. Я как подводник могу только предполагать, подчеркиваю - предполагать, что личный состав погиб не позже 13 августа. Чуть более часа после взрыва подводники вели борьбу за живучесть кормовых отсеков. Сделав все возможное, оставшиеся в живых моряки перешли в 9-й отсек-убежище. Последняя пометка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова сделана через три часа 15 минут после взрыва...
    Записка капитан-лейтенанта Колесникова позволяет сделать чрезвычайно важный вывод: ядерный реактор был заглушен не только автоматически, но и вручную. У командира дивизиона движения капитан-лейтенанта Аряпова и старшего лейтенанта Митяева было время, чтобы посадить компенсирующую решетку на концевики вручную.
    Дмитрий писал стихи. Тут прямая связь душ с подводником из другой эпохи - лейтенантом Алексеем Лебедевым, погибшим на подводной лодке Л-2 в 1941 году. Получается так, что это и Колесникову тоже, как, впрочем, и всему экипажу «Курска», адресовал свои провидческие предсмертные строки Лебедев:

    
    ...И если пенные объятья
    Нас захлестнут в урочный час,
    И ты в конверте за печатью
    Получишь весточку о нас, -
    Не плачь, мы жили жизнью смелой,
    Умели храбро умирать -
    Ты на штабной бумаге белой
    Об этом сможешь прочитать.


    И дальше будто обращение самого Дмитрия Колесникова к своей жене Ольге:

    Переживи внезапный холод,
    Полгода замуж не спеши,
    А я останусь вечно молод
    Там, в тайниках твоей души.
    И если сын родится вскоре,
    Ему одна стезя и цель,
    Ему одна дорога - море,
    Моя могила и купель.


    Эти строки - эпитафия всем погибшим в морях.
    Вглядываюсь в фотографию... Дмитрий Романович Колесников. Родом из Питера. Парень с Богатырского проспекта. За два дня до гибели ему исполнилось 27 лет.
    Жена Ольга - с Заречной улицы поселка Видяево. Была такая песня «Весна на Заречной улице». 12 августа на Заречную улицу, ставшую в одночасье улицей вдов, пришла жестокая седая зима.
    Дмитрия на днях доставили из Североморска в Санкт-Петербург. Гроб с его телом внесли под шпиль Адмиралтейства, в стены родной «дзержинки», где пять лет назад он получил лейтенантские погоны и офицерский кортик. Многим питомцам этого старейшего инженерного училища пришлось сложить голову в морях, но не многие из них удостоились такой чести. Хоть в этом повезло.
    Как тут не вспомнить «подвиг трех капитан-лейтенантов», коллег и ровесников капитан-лейтенанта Колесникова? В Атлантическом океане на атомной подводной лодке К-47 вспыхнул пожар. Горел электротехнический отсек, в котором находилась выгородка дистанционного управления реактором. Три вахтенных инженер-капитан-лейтенанта (дежурная смена) натянули дыхательные маски, понимая, что продержаться в них они смогут не более 20 минут. Все это время они управляли реактором, дав экипажу возможность всплыть на поверхность и бороться с огнем. Они погибли на боевом посту геройски. Но страна о них не узнала - на дворе стоял 1975 год, о пожарах, катастрофах, взрывах в газетах не писали. Их фамилии, но не имена, впервые были названы в 1996 году в книге адмирала А. Михайловского «Рабочая глубина»: инженер-капитан-лейтенанты Авдеев, Знахарчук и Кириллов. Кто они, что они, откуда, где их вдовы и матери - Бог веси...
    Капитан-лейтенанта Колесникова похоронили на Серафимовском кладбище, где покоятся моряки с атомной подводной лодки «Комсомолец». На могилу капитан-лейтенанта Авдеева я случайно наткнулся на Братском кладбище Севастополя. Где же лежат остальные?
    Надпись, выбитая на памятнике экипажу броненосной лодки «Русалка», звучит так: «Россияне не забывают своих героев-мучеников». Увы, часто бывало, что забывали...
    Утешает, что хоть сейчас опомнились.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства