|
|
Николай ЧЕРКАШИН. |
Итак, правительственная комиссия по расследованию причин гибели атомной подводной лодки «Курск», отработав около пятнадцати версий, пока не вынесла окончательного вердикта. Тем не менее в качестве самой вероятной причины называется столкновение с одной из иностранных подводных лодок, осуществлявших слежение за кораблями Северного флота.
Важно отметить, что любое из предыдущих столкновений советско-российских подводных лодок с американскими могло закончиться столь же трагично, как это вышло с «Курском», и что печальную судьбу его могла повторить и любая американская субмарина. Каждый из таких инцидентов не только игра слепой стихии.
Чтобы на подводных лодках появился нижний рубочный люк, для этого понадобилось принести в жертву богу войны и Океана экипаж английской подводной лодки А-1. Летом 1904 года английский же линкор «Беруик Касл» снес ей во время маневров боевую рубку. Теперь нет такой подводной лодки, вход в которую не перекрывался бы у основания прочной рубки вторым - нижним люком. Люк этот надо было бы красить в красный цвет, как храм, воздвигнутый на крови. На подводных лодках, наверное, нет ни одного вентиля, ни одного механизма, внедрение которых не было бы оплачено человеческими жизнями. Так обстоит дело и с некоторыми документами.
Есть меморандумы, пакты, соглашения, тексты которых написаны кровью тех, кто ценой жизни своей заплатил за появление на свет документов, спасающих от гибели других сограждан. Теперь к ним должен прибавиться еще один.
После столкновения американской «Батон руж» и нашей К-276 (ныне это АПЛ «Кострома») в 1993 году российская сторона подготовила проект «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении за пределами территориальных вод». Переговоры на сей счет длились более трех лет на самых разных уровнях. Насколько известно, американские адмиралы под честное слово пообещали нам нулевой вариант: мол, не надо ничего подписывать, проблем с подводными лодками больше не будет. На том и разошлись. Однако сегодня уже яснее ясного, что работу по подготовке такого соглашения необходимо срочно активизировать, не полагаясь ни на какие джентльменские заверения. Разве так сложно договориться о том, что иностранные подводные лодки не будут пересекать границу полярных владений России? Тем более что основные тезисы такого документа давно готовы. Он должен быть подписан всеми морскими державами, владеющими подводным флотом. Мы обязаны этого добиться ради того, чтобы не было новых подводных трагедий.
Нет пророка в своем Отечестве, поэтому прислушаемся к тому, что говорит английский авторитет - бывший командующий подводными силами королевских ВМС контр-адмирал Б.Тэйлор: «Мы, подводники... отдаем себе отчет в том, что во многих случаях, в особенности с больших глубин, спасение невозможно. Мы сознаем, что нельзя ослаблять боевые возможности наших подводных кораблей, размещая на них слишком сложное и крупногабаритное спасательное оборудование. Короче говоря, мы ясно понимаем, что в нашем деле есть риск, но сознание этого не мешает нам выполнять свой долг».
Понимал это и экипаж «Курска»: гарантированного стопроцентного спасения, случись беда, не будет. Но беда случилась такая, что и в страшном сне не приснится.
У экипажа «Курска» было девять выходов из подводной лодки: первые шесть - через трубы торпедных аппаратов, седьмой - через торпедопогрузочный люк в первом же отсеке, восьмой - через всплывающую спасательную камеру, девятый - через кормовой аварийно-спасательный люк в девятом отсеке. Взрыв в носу оставил уцелевшим только один выход - в корме. Так казалось всем - и тем, кто выжил после взрыва, и тем, кто их пытался спасти... Однако и этот последний выход был перекрыт трещиной в комингс-площадке. В первые же дни спасательных работ наши подводные аппараты трижды садились на нее, но обеспечить герметизацию входа в затонувшую лодку не смогли. Все остальное - приглашение норвежских водолазов, британских акванавтов - было в сущности для очистки совести, дабы самим осознать и общественности показать: сделано все, что в пределах человеческих сил и технических возможностей. Пока не был открыт люк в девятый отсек, никто не имел права утверждать, что на «Курске» нет ни одной живой души.
Разгадку того, что случилось, нужно искать, думается, не в кормовых отсеках «Курска», а в портах и столицах, весьма удаленных от Баренцева моря.
Как уже не раз отмечалось в прессе, заход американской АПЛ «Мемфис» в норвежский порт Берген - самый уязвимый момент в аргументах против версии столкновения. Даже если этот заход, как это утверждается в Пентагоне, и был спланирован заранее, его, дабы не навлекать подозрения, разумнее было бы отменить. Иначе версия столкновения остается в силе. Опровергнуть ее могла бы некая комиссия, которой позволили бы осмотреть «Мемфис». Не была предъявлена и американская АПЛ «Толедо», которая также находилась возле «Курска».
В эти последние три месяца мне довелось обсуждать трагедию «Курска» с превеликим множеством специалистов: со штурманами, минерами, медиками, морскими разведчиками, инженерами, конструкторами... Среди самых авторитетных аналитиков - морской инженер, испытатель кораблей, проводивший государственные испытания «Курска», а также многих других проектов атомных подводных лодок, капитан 1 ранга Михаил Волженский. Он сказал:
- Допускаю, что заход «Мемфиса» в Берген вполне мог быть спланирован заранее как отвлекающая, дезинформирующая акция. Настоящий виновник столкновения мог уйти в любую другую укромную гавань. Тогда подобная предусмотрительность наводит на мысль, что акция против «Курска» была задумана до того, как начались учения Северного флота, о которых было объявлено всем мореплавателям, как это принято, минимум за две недели.
Почему Пентагон отказал российским представителям в просьбе осмотреть американские подлодки, ходившие к нашим берегам? Ведь в обводах этих кораблей нет ничего секретного. Достаточно раскрыть военно-морские журналы США - и вы увидите обнаженные до киля носы того же «Мемфиса» или «Толедо», снятые в момент спуска этих кораблей на воду. Но почему же нельзя продемонстрировать их сейчас? Как говорится, хороший вопрос.
Так кто же они, подводники «Курска» - герои или мученики? Как отразится их гибель на судьбе российского флота?
- Отдавая долг памяти экипажу подводного крейсера, - сказал на поминках капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, - не надо петь панихиду всему российскому флоту. Уже на четвертые сутки после гибели «Курска» в Баренцево море снова вышли подводные лодки. И сегодня там находятся не меньше пяти единиц. В последнее время четверть курсантов с надводных факультетов военно-морских учебных заведений подали рапорта о переводе их на подводные специальности.
Вот это, пожалуй, и есть самое главное - подводному флоту быть!
|