|
|
Капитан-лейтенант Роман ФОМИШЕНКО. |
Правительственная комиссия, расследующая причины аварии АПЛ «Курск», пока не ответила на главный вопрос - что повлекло гибель атомохода. Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, руководивший в Баренцевом море операцией по эвакуации погибших подводников и принимавший участие в последнем заседании комиссии, рассказал нашему корреспонденту о том, как продвигается расследование.
- Сегодня можно сказать точно, что трагедия произошла 12 августа между 11.30 и 11.32. Именно в этот промежуток времени на борту подводного крейсера произошло два взрыва. Сейчас не вызывает никакого сомнения, что второй взрыв - детонация торпедного боезапаса. Природа первого взрыва окончательно еще не классифицирована. Ясно одно - имели место два взрыва. И норвежские, и российские сейсмологи отчетливо наблюдали их на своих приборах.
Правительственная комиссия продолжает рассматривать три версии причин катастрофы. Собранные материалы все больше усиливают вероятность одной из них, и мы постепенно приближаемся к истине. Единственное, что могу добавить к сказанному, - причинами аварии не могли стать столкновение с надводным кораблем и российской подводной лодкой или попадание ракеты, выпущенной с борта кораблей, принимавших участие в августовских учениях. И вот почему. Район учений был заранее объявлен опасным и закрытым для плавания. Его постоянно обследовала наша авиация и никаких посторонних надводных целей там не обнаружила. Наши надводные силы по плану учений действительно должны были идти через этот район, но значительно позже времени, в которое случилась трагедия. Заход в этот «квадрат» подводных лодок Северного флота вообще не планировался.
Проведенное дополнительное обследование носовых отсеков подтвердило высказанные еще в августе предположения о том, что взрыв полностью разрушил первые два отсека, серьезно - третий и частично - четвертый. В 4-м отсеке сильно повреждены непрочные конструкции. Исходя из этого можно сделать предположение, что личный состав 4-го и 3-го отсеков погиб в первые минуты аварии. Единицы из них - в первые часы. В 9-м отсеке подводники ушли из жизни не позднее исхода суток 12 августа.
- Недавно было сообщено о второй записке, написанной на борту атомохода после катастрофы. Вячеслав Алексеевич, о чем идет речь в этой записке и можете ли вы назвать имя этого моряка?
- Записка найдена в кармане рабочего платья подводника, который поднят на поверхность из 9-го отсека. Фамилия этого человека в интересах начатого следствия пока не разглашается. По своему содержанию она похожа на записку капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова и написана приблизительно в то же время. Правда, в отличие от Колесникова этот член экипажа не называет имена всех 23 моряков, перешедших в 9-й отсек, а только указывает их количество. Вместе с тем он описывает состояние людей в отсеке и схему возможных действий по спасению личного состава.
Ни в одной из записок о характере аварии, ее развитии и действиях личного состава информации нет.
- Возможно, такую информацию удалось получить из вахтенного журнала. Правда ли, что он найден?
- Это полнейший вымысел, погоня недобросовестных журналистов за очередной сенсацией. Некоторые документы действительно подняты на поверхность. Но это не те журналы и книги, которые по своему назначению и содержанию могли бы дать информацию о последних событиях на лодке.
Вахтенного журнала среди них нет и быть не могло. Этот журнал находится на главном командном посту - во втором отсеке. По причинам, которые я назвал выше, этот документ мы уже никогда не получим.
- Прежде чем «Курск» поднимут на поверхность, пройдет по меньшей мере несколько месяцев. По вашей оценке, как скажется долгое нахождение лодки в морской воде на состоянии ядерного реактора?
- В обеспечении ядерной безопасности прогноз благоприятен. У реактора большой запас прочности и надежности. Все системы, связанные с главной энергетической установкой, в основном выполнены из нержавеющих и титановых сплавов, которые не подвержены быстрой коррозии. А чтобы не возникало других домыслов в отношении радиационной безопасности, заявляю: на борту «Курска» ядерного оружия не было.
- В ходе операции в корпусе «Курска» сделано несколько технологических вырезов. Уменьшили ли они жесткость прочного корпуса и не скажется ли это на подъеме лодки?
- Как следует из заключения академика Спасского, эти вырезы, наоборот, будут способствовать подъему. Специалисты ЦКБ «Рубин» предлагают поднимать «Курск» не за днище, а за верхнюю часть субмарины. Это только один из возможных вариантов. И если комиссия утвердит это предложение, то именно в вырезах прочного корпуса закрепят зацепы и за них вытянут лодку на поверхность.
- Насколько успешно справились водолазы с поставленными задачами? Удалось ли норвежской стороне выполнить все условия заключенного с ЦКБ «Рубин» соглашения?
- Норвежская сторона выполнила весь объем работ, оговоренных в контракте. Причем с учетом всех корректировок, которые возникали в ходе операции. Именно поэтому, точнее, только поэтому, «Регалия» ушла из района операции за сутки до истечения предельного срока действия заключенного соглашения.
Водолазы сделали все возможное и невозможное. Обследованы корпус и отсеки подводной лодки, а также акватория моря на месте аварии. Данные, полученные в ходе этих работ, лягут в основу технических расчетов подъема лодки в будущем году. Ряд поднятых деталей и частей корпуса будет исследован в специальных лабораториях.
Из-за узости проходов водолазы смогли обследовать только часть верхней палубы «Курска». Некоторые из участков, недоступных для человека, они обследовали с помощью специальных видеокамер, закрепленных на длинных телескопических шестах. Однако и это большой успех. Если бы не мужество и профессионализм глубоководников, мы вряд ли могли рассчитывать на такие результаты.
Как вы знаете, подняты на поверхность тела 12 подводников. Все они опознаны и захоронены у себя на родине. Этим мы тоже обязаны нашим водолазам. Лично я оцениваю их труд высочайшим образом и поэтому ходатайствовал о награждении их государственными наградами.
- В районе гибели «Курска» корабли и подводные лодки иностранных ВМС бывают нередко. Будет ли организована охрана места катастрофы до подъема погибшего атомохода?
- Такая задача перед Северным флотом стоит и будет осуществляться нашими кораблями непрерывно до самого подъема «Курска». Главным образом это делается для обеспечения безопасности мореплавания различных гражданских судов и других кораблей. Сейчас этот район объявлен закрытым и опасным для плавания.
От редакции. На момент выхода этого номера «Красной звезде» стали известны имена мужественных водолазов-глубоководников, осуществлявших спуски на «Курск». Это капитан 2 ранга Звягинцев Андрей Николаевич, капитан 2 ранга Михайлов Владимир Владимирович, капитан-лейтенант Гизатулин Ринат Саматович, старший мичман Гусев Юрий Васильевич, мичман Семизаров Дмитрий Михайлович, мичман Марков Борис Александрович, мичман Малышев Вадим Николаевич, мичман Шмыгин Сергей Станиславович, мичман Новиков Дмитрий Валерьевич, мичман Селютин Владимир Геннадьевич, мичман Филин Александр Алексеевич, мичман Ильченко Алексей Геннадьевич, а также Крис Кэрриер, Андрей Ван Хеерден, Эрнст Энгелсволл, Джон Артур Миллер, Брайан Ло, Фил Френч, Ронни Морис, Андрей Амстронг, Раймонд Джонсон, Брайан Уилсон, Вейл Уэсли, Донни Дегер.
|