|
|
Генерал армии Юрий МАКСИМОВ, Герой Советского Союза. |
Вряд ли надо напоминать, что Россия сегодня оказалась в сложном геополитическом положении при отсутствии политического единства в обществе, слабой экономике. В этих условиях важнейшее значение в деле обеспечения военной безопасности России играют стратегические ядерные силы (СЯС), основу которых составляют РВСН - единственный пока сохранившийся, по моему мнению, реальный инструмент сдерживания большинства потенциальных внешних угроз.
Поэтому оправданно и впредь иметь достаточный ядерный потенциал, способный обеспечивать сдерживание от развязывания агрессии против России и осуществления военно-политического давления на нашу страну. Это достигается наличием возможностей российских СЯС нанести агрессору в ответном ударе неприемлемый для него ущерб. При этом стратегические ядерные возможности сторон должны основываться на оценке реальных возможностей других ядерных держав, а не на декларируемых намерениях.
Пока мы еще имеем реальную силу для того, чтобы осуществлять стратегическое сдерживание. Однако нельзя не учитывать того, что при нынешнем уровне бюджетного финансирования все три компонента, составляющие СЯС России, с каждым годом будут все больше подвержены начавшейся деградации и вполне могут без принятия соответствующих мер утратить способность выполнять свою основную задачу - осуществлять ядерное сдерживание. В этом случае в мире может остаться одна ядерная сверхдержава, осуществляющая диктат в соответствии со своими национальными интересами и применяющая силу по своему усмотрению в любой точке земного шара.
Поэтому дальнейшее развитие российских СЯС и все сокращения стратегических вооружений в рамках уже заключенных и будущих договоров по СНВ следует проводить весьма осмотрительно, не допуская сокращения своих СЯС до уровня, при котором осуществление ядерного сдерживания станет невозможным.
Потребуется учесть результаты переговоров по СНВ-3, проблему уничтожения боезарядов «возвратного потенциала», планы создания национальной ПРО США. Оправданным ли будет ускоренное сокращение ударной группировки ниже договорных уровней, о чем в последнее время появились сообщения в СМИ, слом функциональной структуры российских СЯС?
Из условий Договора СНВ-2 вытекает необходимость выполнения обширной программы перевооружения РВСН, для чего потребуется ликвидировать все межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с разделяющимися головными частями (РГЧ), а вместо них изготовить и ввести в группировку моноблочные ракеты «Тополь-М».
Однако при нынешнем финансировании в 2007 году в группировку РВСН может быть введено, как считается, не 600-700 пусковых установок с ракетой «Тополь-М», а в лучшем случае 150-200. А вся группировка СЯС, по оценкам специалистов, сможет располагать не более 1.500 боеголовками, что будет в 4-6 раз меньше, чем у американской стороны по Договору СНВ-2 (с учетом «возвратного потенциала»). В таком случае, в особенности если в Вашингтоне примут решение о выходе из Договора по ПРО 1972 года, СЯС России могут лишиться способности к нанесению неприемлемого ущерба в ответных действиях, а принцип ядерного сдерживания, соблюдение которого является главным условием предотвращения угрозы крупномасштабной агрессии против нашей страны, будет нарушен. Это создаст ситуацию, при которой Россия может безнаказанно подвергнуться ядерному шантажу.
Вследствие этого, последовательно осуществляя процесс сокращения стратегических вооружений, необходимо предусматривать сохранение достаточного потенциала ядерного сдерживания, который должен поддерживаться постоянно. Иначе теряется его смысл.
Для поддержания достаточного потенциала ядерного сдерживания важно сохранять роль РВСН как основы СЯС, избегая резкого слома их структуры, сложившейся с учетом геостратегического положения нашей страны и предпочтительности по критериям эффективности и затратам на их создание и эксплуатацию по сравнению с морской и авиационной компонентами. Ведь если при реализации СНВ-2 в силу экономических трудностей мы не сможем поддерживать установленный договорной уровень боезарядов, возможно, придется продлить, как мне представляется, сохранение в группировке РВСН некоторого количества комплексов с ракетами с РГЧ, развернутых на рубеже 80-90-х годов. Продлить вплоть до полного исчерпания их уже продленного эксплуатационного ресурса (до 2010-2015 гг.), увязав ликвидацию «тяжелых» ракет СС-18, а также СС-24 БЖРК в соответствии с согласованным графиком с ликвидацией боеголовок «возвратного потенциала» США при подписании рамочного Соглашения СНВ-3. Это моя личная точка зрения как человека, которому довелось руководить РВСН в качестве главнокомандующего в период с 1985 по 1992 год.
В стратегических ядерных силах объективно, в силу геостратегического положения страны и боевых возможностей ракетно-ядерного оружия РВСН всегда играли, играют и будут играть решающую роль в осуществлении ядерного сдерживания, под которым понимается предотвращение войны угрозой неприемлемых для агрессора последствий. Ведущая роль ракетных войск определяется не только количественным составом носителей и числом боевых блоков на МБР, но и многими другими преимуществами по боевым свойствам, боеготовности, боевому управлению и надежности доставки боевых блоков к цели.
В свое время создание в нашей стране ракетно-ядерного оружия и нового вида Вооруженных Сил - РВСН - означало ликвидацию атомной монополии США и устранение географической недосягаемости их территории. Это обеспечило утверждение стратегической стабильности в мире, безопасность страны и мирные условия для народа на длительный период. И теперь способность РВСН осуществлять ядерное сдерживание имеет исключительное, первостепенное значение для обеспечения военной безопасности России, судеб страны и народа.
Развитие событий в мире не обещает, что ХХI век будет спокойным и безмятежным. В результате все возрастающей военно-политической активности США и НАТО, ростом противоречий между Севером и Югом, а также локальных войн и военно-силовых акций, обострения борьбы за сырьевые и энергетические ресурсы война как социальное явление не только не сходит с исторической арены, но и приобретает новые формы и геополитические характеристики. Это говорит о том, что сохранение необходимого потенциала ответного удара СЯС на ближайшие десятилетия ХХI века можно считать одной из важнейших не только военных, но и военно-политических задач нашего государства. Но для ее решения потребуются, повторю, проработка и принятие конкретных мер с учетом максимального сохранения существующей и создания перспективной группировки СЯС, способной иметь потенциал ядерного сдерживания. А значит, определенных усилий государства и в экономическом плане, наконец, политическая воля руководства страны.
Исторический опыт учит, что политики должны направлять свои основные усилия на предотвращение войны, а военные, наоборот, сосредоточить их на подготовке к войне на тот случай, если не удастся ее предотвратить. Для армии недопустима неподготовленность к вооруженной защите национальных интересов и безопасности своего государства, своего народа. В противном случае возможны неоправданные тяжелые потери и бедствия как для самой армии, так и для всего народа.
Таким образом, от уровня боеготовности РВСН, устойчивости и оперативности боевого управления, способности МБР надежно поражать различные цели противника на удаленных территориях зависит реализация СЯС функции сдерживания и предотвращения войны.
На сегодня и ближайшую перспективу РВСН остаются той реальной военной мощью, наличие которой вносит значительный вклад в поддержание обороноспособности России и ее статуса как великой державы.
|