|
|
|
Формирование единой скоординированной государственной политики по совершенствованию и развитию Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, военной безопасности страны и повышения ее международного авторитета, укрепления безопасности судоходства, промысловой, хозяйственной и научной деятельности всегда было одной из главных и сложнейших задач российского государства. Отсутствие, а равно и недооценка подобной преемственной долговременной государственной политики в отношении роли и значения Военно-Морского Флота для развития и укрепления нашего Отечества не только негативно сказывались на судьбе России, но и приводили к трагическим последствиям в ее истории. Опыт российского государства, как и неразрывно связанный с ним 300-летний опыт его Военно-Морского Флота, неоспоримо свидетельствуют, что решительный поворот к наращиванию вклада морской силы в устойчивое экономическое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России возможен только при лидирующей роли государства в этих процессах.
4 марта 2000 г. Указом Президента Российской Федерации утверждены «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». Впервые разработан документ, в котором изложена единая общегосударственная идея о комплексном, долговременном и преемственном подходе к развитию морского потенциала российского государства, а также восстановлению и укреплению позиций России в Мировом океане.
О специфике политики России в области военно-морской деятельности рассказывает главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Владимир Куроедов.
Государственные интересы
В «Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», общее руководство над реализацией которых осуществляет Президент Российской Федерации, изложены принципы морской политики государства в целях сохранения и развития военно-морского потенциала страны, а также реализации национальных интересов России в Мировом океане. При этом деятельность и развитие Военно-Морского Флота тесно увязываются и согласовываются с решением всего комплекса проблем, связанных с изучением, освоением и эффективным использованием ресурсов и пространств Мирового океана в интересах обеспечения устойчивого экономического развития государства.
Военно-морская деятельность для Российской Федерации имеет важное значение. Это обусловлено многими геополитическими и геостратегическими факторами. Большая часть Государственной границы Российской Федерации - морская. На континентальном шельфе прилегающих к России морей сосредоточена немалая часть разведанных углеводородных запасов. В российских водах сосредоточены значительные запасы биологических ресурсов. В прибрежных районах проживают более половины населения страны.
Государственные интересы Российской Федерации формируются с учетом сложившихся в мире тенденций в области изучения, освоения и использования Мирового океана. В XX веке особенно заметно возросла роль Мирового океана в судьбе государств и военно-политических блоков. Это привело к обострению конкуренции между развитыми странами за доступ к ресурсам Мирового океана, которая выражается в стремлении установить контроль за стратегически важными морскими районами.
В политической сфере государственные интересы России в Мировом океане заключаются в обеспечении гарантированного доступа к его ресурсам и пространствам, исключении дискриминационных действий в отношении нашей страны или наших союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков, а также их доминирования в районах, имеющих важное значение для реализации государственных интересов РФ, особенно в прилегающих морях.
Усиление военно-морского потенциала должно обеспечить урегулирование на выгодных для страны условиях политических и международно-правовых проблем использования Мирового океана, консолидировать усилия государств в его мирном освоении и использовании.
В экономической сфере государственные интересы России - в освоении и рациональном использовании природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны.
Одна из основных задач государства - формирование и обеспечение эффективного функционирования морских и речных транспортных коммуникаций. Этого возможно добиться, обладая высоким научно-техническим, промышленным и кадровым потенциалом, обеспечивающим военно-морскую деятельность.
В военной сфере цель деятельности Российской Федерации - гарантированная защита всего спектра государственных интересов в Мировом океане. Актуальность этой задачи возрастает вследствие существенного изменения геополитической ситуации в мире и возникновения новых угроз безопасности РФ в области морской деятельности. Остаются попытки ограничить возможности выхода России к океанским ресурсам и пространствам, международным магистральным коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях. Налицо активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, изменение соотношения военно-морских сил не в пользу Российской Федерации, совершенствование боевых возможностей группировок иностранных ВМС.
Все явственнее становится экономическое, политическое и международно-правовое давление на Россию с целью ограничения ее морской деятельности. Расширяются масштабы несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резко возросло иностранное влияние на ее морскую деятельность. Эти проблемы обусловлены еще и тем, что до сих пор не урегулированы многие сложные международно-правовые вопросы, касающиеся в первую очередь правового статуса Каспийского, Азовского и Черного морей. Ряд сопредельных государств выдвинули территориальные претензии к Российской Федерации. Возможно, претензии не были бы предъявлены, если бы не увеличились темпы отставания от зарубежных государств качественных и количественных показателей российского морского вооружения.
Военно-морской потенциал
С учетом изложенных факторов определено, что для защиты своих государственных интересов в Мировом океане Россия должна обладать адекватным морским потенциалом. Его основу составляют Военно-Морской Флот, морская охрана Федеральной пограничной службы, гражданский морской флот, прибрежно-портовая морская и речная инфраструктуры, а также обеспечивающие судоходство системы.
Неотъемлемая часть морского потенциала - промышленно-производственная, экспериментально-испытательная, научная и ремонтная базы, обеспечивающие морскую деятельность, и система учебных заведений для подготовки специалистов морского профиля.
Опираясь на морской потенциал, Россия может ускорить становление своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие научной, экономической и социальной сферы.
Часть морского потенциала, предназначенная для непосредственного решения задач обороны страны и безопасности государства в Мировом океане, составляет военно-морской потенциал Российской Федерации.
Целью политики РФ в области военно-морской деятельности является сохранение статуса мировой морской державы, развитие и эффективное использование своего военно-морского потенциала. Для ее достижения необходимо централизованное государственное управление военно-морской деятельностью на основе единой государственной политики. Централизованное управление предполагает эффективное прогнозирование, своевременное раскрытие, идентификацию и классификацию военных угроз в Мировом океане. Только при таком условии возможно адекватное реагирование с применением как военных, так и невоенных мер на военные угрозы Российской Федерации и ее союзникам с морских и океанских направлений. При этом подразумевается, что страна обладает достаточными для защиты государственных интересов силами, средствами и ресурсами, готовыми к применению по предназначению.
В первую очередь речь идет о сбалансированном развитии морских сил ядерного сдерживания и сил общего назначения.
Обладание соответствующим военно-морским потенциалом позволит обеспечить независимость военно-морской деятельности России от иностранных государств с условием ненанесения ущерба международной безопасности, соответствия военно-морской деятельности законодательству нашей страны и принятым ею международным обязательствам.
Приоритеты государственной политики
Военно-морская деятельность, связанная с защитой государственных интересов и обеспечением безопасности РФ в Мировом океане, отнесена к категории высших государственных приоритетов.
Это означает усиление государственной поддержки, регулирования и контроля военно-морской деятельности, в том числе принятие комплекса адресных мер, стимулирующих ее.
Главным направлением политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности является совершенствование государственного управления военно-морской деятельностью. «Основами» предусмотрено усиление централизации управления военно-морской деятельностью, повышение координирующей роли Министерства обороны (Военно-Морского Флота) в обеспечении интересов обороны и безопасности России и ее союзников на океанских и морских направлениях, укрепление и развитие Военно-Морского Флота как вида Вооруженных Сил.
Одной из адресных мер по регулированию военно-морской деятельности является приведение боевого состава и организационно-штатной структуры ВМФ в соответствие с наличием угроз безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Совершенствование управления военно-морской деятельностью невозможно без восстановления и развития мобилизационной базы, необходимой для защиты государственных интересов в случае эскалации вооруженных конфликтов, возникновения прямой военной угрозы или агрессии. Одновременно с этим необходимо обеспечить централизованное управление военной и гражданской морской инфраструктурой в прилегающих океанских и морских зонах, в том числе за пределами Государственной границы Российской Федерации, при решении задач обороны страны и безопасности государства.
В целях повышения эффективности координации федеральных органов исполнительной власти при изучении, освоении и использовании Мирового океана указом Президента Российской Федерации предусмотрены разработка и реализация основного документа государственной политики Российской Федерации в области использования, изучения и освоения Мирового океана - Морской доктрины Российской Федерации, а также создание координирующего органа при Правительстве Российской Федерации - Морской коллегии.
В новых экономических условиях особенно важно сохранить и обеспечить владение государством контрольными пакетами акций основных объектов морской инфраструктуры и предприятий промышленности, завершить реструктуризацию военно-промышленного комплекса и осуществить поэтапный перевод разработки и производства ключевых элементов морской техники и вооружения на российскую научно-промышленную базу. Эти задачи будут решаться с привлечением негосударственных структур и иностранных инвесторов к участию в морской деятельности страны при сохранении государственного контроля.
Вторым направлением политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности является разработка и принятие федеральных законов и других нормативных правовых актов. Они должны регламентировать военно-морскую деятельность, включая распределение полномочий государственных органов. Речь идет, в частности, об использовании российских гражданских судов и объектов прибрежно-портовой инфраструктуры для обеспечения военно-морской деятельности; принятии системы мер, стимулирующих военно-морскую деятельность, в том числе и российское кораблестроение.
Третье направление - создание международно-правовой базы. Первоочередными задачами в этой области являются:
- обеспечение прав Российской Федерации в Арктике;
- делимитация территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
- закрепление за Азовским морем статуса внутренних морских вод Российской Федерации и Украины;
- обеспечение свободы деятельности России в Черном и Каспийском морях, а также на континентальном шельфе РФ;
- обеспечение беспрепятственного прохода кораблей и судов Военно-Морского Флота через проливы, используемые для международного судоходства;
- укрепление международно-правового статуса и обеспечение деятельности Черноморского флота;
- обеспечение базирования сил ВМФ на территории иностранных государств.
В ходе выполнения указа Президента Российской Федерации будет осуществляться переход к единой системе морского базирования, в том числе к единым системам технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил. В рамках этого перехода произойдет поэтапная передача соответствующим федеральным органам исполнительной власти несвойственных Военно-Морскому Флоту функций по утилизации и ликвидации морской техники и вооружения.
Решение этих и других задач во многом зависит от уровня боевой готовности и совершенствования морской техники и вооружения.
В поддержании и развитии морской техники и вооружения Военно-Морского Флота высший приоритет принадлежит ракетным подводным лодкам стратегического назначения, многоцелевым атомным подводным лодкам, универсальным боевым надводным кораблям и космическим системам. При этом подчеркивается, что решение задач парирования угроз и гарантированного обеспечения государственных интересов и безопасности в Мировом океане должно базироваться на поддержании достаточного военно-морского потенциала Российской Федерации. Этот потенциал может включать как ядерные, так и обычные силы и средства сдерживания.
ВМФ - главная составляющая морского потенциала
Впервые на государственном уровне определены ведущая роль и значение Военно-Морского Флота в реализации приоритетных направлений политики Российской Федерации в области морской деятельности и возложенных на него государством задач.
Военно-Морской Флот - это главная составляющая и основа морского потенциала Российского государства, вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения защиты интересов России и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.
Военно-Морской Флот является одним из инструментов внешней политики государства. В число основных задач Военно-Морского Флота, определенных на государственном уровне, входит участие в стратегическом ядерном сдерживании, а также в сдерживании от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации и ее союзников с морских и океанских направлений. ВМФ должен осуществлять контроль деятельности военно-морских сил иностранных государств и военно-политических блоков в прилегающих к территории страны морях и в других районах Мирового океана, имеющих важное значение для безопасности РФ. ВМФ обязан выявлять, предупреждать и предотвращать военные угрозы, отражать агрессию, участвовать в действиях по предотвращению и локализации вооруженных конфликтов на ранних стадиях их развития.
ВМФ создает и поддерживает условия для безопасности экономической и других видов деятельности Российской Федерации в ее территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в удаленных районах Мирового океана. Это достигается, в частности, обеспечением военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрацией флага и военной силы Российского государства в ходе обмена визитами кораблей и судов ВМФ, участием в военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ.
Военно-Морской Флот состоит из регионально дислоцированных оперативно-стратегических объединений Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии. Качественный и количественный состав сил и войск флотов и флотилии должен соответствовать уровню и характеру угроз национальной безопасности Российской Федерации в конкретном регионе. Региональная дислокация Военно-Морского Флота требует поддержания и развития самостоятельных инфраструктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения, основой которых является исторически сложившаяся в России система городов - военно-морских баз.
Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация. Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии - многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация. Особое географическое положение отдельных регионов РФ предполагает наличие в составе флотов группировок береговых войск, сил и средств противовоздушной обороны, предназначенных для обороны этих территорий.
Применение ВМФ осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, и представляет собой вид военной деятельности РФ, связанный с выполнением в мирное и военное время Военно-Морским Флотом поставленных задач в единой системе планирования, подготовки и применения Вооруженных Сил РФ.
В мирное время основными формами боевого применения Военно-Морского Флота являются боевая служба, боевое дежурство, выполнение отдельных и специальных задач.
Отдельной статьей определено, что корабли Военно-Морского Флота несут Военно-морской флаг Российской Федерации - Андреевский флаг, являющийся символом государственного суверенитета и принадлежности кораблей к России и ее Вооруженным Силам.
Сейчас рано говорить о том значении, которое будут иметь «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» в судьбе России и ее Военно-Морского Флота. Несомненно одно: сделан исторический шаг в деле воссоздания роли России как морской державы. Широко объявив о своей военно-морской политике, мы берем на себя в нынешних условиях труднейшую и высочайшую ответственность за ее осуществление.
Только объединение усилий всех ветвей государственной власти, государственных органов, организаций и лиц, которым дороги интересы России как великой морской державы, станет основой решительного поворота к наращиванию вклада морской деятельности в устойчивое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России. В сегодняшних финансовых условиях морская деятельность страны может стать основным экономическим и политическим фактором перехода к ее устойчивому экономическому развитию.
XXI век будет веком Мирового океана, и Россия должна быть к этому готова.
|