21 апреля 2000 года

пятница

Танец «Белого лебедя»

Анатолий ДОКУЧАЕВ,
«Красная звезда».


Самых сильных эпитетов и званий удостоился российский стратегический ракетоносец Ту-160. Официальное название на Западе - «Блэк Джек» («Черный Джек») - в честь ковбоя, с которым лучше не связываться. И все же чаще его называют «Белым лебедем» - в знак совершенства и изящества форм.     Самых сильных эпитетов и званий удостоился российский стратегический ракетоносец Ту-160. И «русское авиационное чудо», и «оружие нации», и «фактор сдерживания», и «меч с двенадцатью клинками» (по числу крылатых ракет большой дальности, которые он способен взять на борт), и «самый мощный в мире ударный авиационный комплекс». Официальное название на Западе - «Блэк Джек» («Черный Джек») - в честь ковбоя, с которым лучше не связываться. И все же чаще его называют «Белым лебедем» - в знак совершенства и изящества форм.
    Несмотря на это, у российского ракетоносца нелегкая, полная драматизма судьба. Его любили и предавали, им восхищались, но от него и отворачивались. Сегодня «стошестидесятый» опять в центре внимания. В России завершается формирование группировки самых мощных в мире ракетоносцев - группировки, способной в первом ударе нанести неприемлемый ущерб любому агрессору.

    1.
    ГДЕ родился «Белый лебедь»? Когда сделал первый взмах крыльями? Шестидесятые годы. В Соединенных Штатах запускают программу создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1. В Советском Союзе решение одно - не отстать. Проводится открытый конкурс на лучший проект многорежимного бомбардировщика, в котором участвуют ОКБ А.Н.Туполева (проект самолета с использованием элементов конструкции Ту-144), ОКБ В.М.Мясищева (проект М-18) и ОКБ П.О.Сухого (проект на основе самолета Т-4). Наиболее удачной признается работа ОКБ В.М.Мясищева. Однако лучшие возможности для выполнения столь сложного задания имеет ОКБ А.Н Туполева, которому в конечном счете и поручается создание самолета с использованием элементов схемно-технических решений, реализованных конструкторским бюро в дальнем бомбардировщике с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М.
    Рассказывает главный конструктор ракетоносца Валентин БЛИЗНЮК, отдавший практически полвека его созданию:
главный конструктор ракетоносца Валентин БЛИЗНЮК     «У колыбели самого мощного в мире ракетоносца стоял Андрей Николаевич Туполев. Может, сегодня кому-то покажется невероятным, но мы приступили к работам по созданию межконтинентального тяжелого сверхзвукового самолета-носителя, способного достигать территории США или выходить в необходимую для этого зону пуска ракет, в 1952-м. Через два года постановлением Совмина ОКБ поручается спроектировать и построить стратегическую авиационную составную ударную систему. Проектирование аналогичной системы поручается и ОКБ Мясищева. Составной дальний бомбардировщик должен был состоять из самолета-носителя с шестью бесфорсажными ТРД (проект «108»- Ту-108) и подвесного пилотируемого самолета с двумя ТРД (проект «100» - Ту-100). Практическая дальность полета системы с ядерной бомбой на борту подвесного самолета должна была составлять 14.000 км, из которых 5.000-6.000 км система должна была лететь на скорости 1.400-1.500 км/час, со сбросом подвески в районе цели вне зоны действия активных средств ПВО вероятного противника. После чего подвесной самолет и самолет-носитель возвращались на базу. Однако из-за проблем, с которыми столкнулись создатели Ту-108, программа в июле 1958-го свертывается. Мы приступили к работе по созданию новой авиационно-ракетной стратегической системы (проект «135» - Ту-135). Она должна нести крылатый управляемый снаряд. Несмотря на большой объем поисковых и исследовательских работ, и этот проект к середине 60-х годов умирает. Почему так?
    Во второй половине 50-х и начале 60-х мы замахнулись на создание многорежимного стратегического сверхзвукового ударного комплекса, по своим техническим и технологическим решениям значительно опередившего тогдашние возможности отечественного авиастроения. Фактически данный тип самолета был реализован только в 70-80-е годы - в американском В-1 и особенно нашем Ту-160 - многорежимных стратегических ударных самолетах-носителях с изменяемой стреловидностью крыла и оснащенных комплексами оборудования и вооружения, созданными на основе достижений радиоэлектроники последней четверти двадцатого века. Слово «особенно» к Ту-160 применил не потому, что это мой родной самолет. Американский аналог В-1 на треть меньше, соответственно меньше и его ударный потенциал, несопоставимы скорости. Непревзойденное сочетание летно-технических характеристик Ту-160 обеспечивает ему превосходство и перед другими самолетами аналогичного назначения. В-2 также не может сравниться по ударным возможностям с Ту-160 - это звонкая монета, не более того.
    Словом, правительственное постановление по Ту-160 вышло в 1975-м, а мы занимались этой проблематикой, повторюсь, с 1952-го. Конкурсные работы были проведены при жизни Андрея Николаевича Туполева. Наш проект был принят потому, что наше конструкторское бюро было единственным обладателем научно-технического и производственного задела, необходимого для реализации этой задачи. Хочу сказать добрые слова о министре авиационной промышленности Петре Васильевиче Дементьеве, под непосредственным руководством которого была совершена подлинная техническая революция в отечественном тяжелом самолетостроении. В мире и сегодня уникального оборудования, как и оборудования больших мощностей и размеров, каким располагает Казанское авиационное производственное предприятие имени Сергея Петровича Горбунова, где строился и продолжает строиться самолет, нет. Хочется назвать некоторых из тех, кто дал взлет «стошестидесятому».Более тридцати лет ведущие позиции в ОКБ занимал Алексей Андреевич Туполев - сын Андрея Николаевича Туполева. К слову, 20 мая этого года ему исполняется 75 лет. Ту-160 создавался, когда он возглавил ОКБ, принимая самое активное участие для скорейшего появления на свет нового самолета. Николай Дмитриевич Кузнецов - родитель уникальнейших двигателей самолета, которым нет равных в мире. В его ОКБ создавались силовые установки для Ту-22М3, Ту-144, они и стали прототипом сердца «стошестидесятого». Большую помощь нам оказывало командование Дальней авиации во главе с Василием Васильевичем Решетниковым - известным фронтовым летчиком, совершившим во время Великой Отечественной войны 337 боевых вылетов. А генеральный директор Казанского авиапредприятия Виталий Копылов, главный инженер Самат Хисамутдинов, создавшие для Ту-160 по сути дела новый завод. Сколько их энергии в самолете!..»
    В 1981-м строится первый экземпляр нового ракетоносца. Первоначальные планы предусматривали выпустить 100 Ту-160. Однако США настояли на включение этого класса бомбардировщиков в рамки Договора ОСВ, и Советский Союз вынужден был внести изменения в программу. По этой причине и по финансовым соображениям (строительство Ту-160 совпало со временем распада СССР) всего было построено 33 машины.
    Крещение Ту-160 состоялось 18 декабря 1981 года - именно тогда он впервые поднялся в воздух с аэродрома Раменское. Его пилотировал экипаж в составе летчика Бориса Веремея, второго летчика Сергея Агапова и штурманов Михаила Козела, Анатолия Еременко.
    Рассказывает летчик-испытатель АНТК имени А.Н.Туполева Герой Советского Союза Борис ВЕРЕМЕЙ:
    «Все шло к тому, что на крыло ракетоносец встанет 19 декабря. В день рождения Леонида Ильича Брежнева. Генсек, как известно, серьезно занимался развитием Вооруженных Сил, и первоначально решили преподнести ему подарок, поднять в тот день новый ракетоносец. Однако специальной установки поставить на крыло Ту-160 19 декабря не было, и старт состоялся на день раньше. 27 минут полета в районе аэродрома борта «00» я помню до сих пор: взлет, набор высоты 2.000 метров, уход на удаление 150-220 км в зону, возвращение и посадка - крещение «стошестидесятого» состоялось.
    Полет тщательно проанализировали, наши замечания проверили на сходимость на стенде. Впервые в истории КБ для доводки самолета и проверки работоспособности его систем применялся гидромеханический стенд, что используют ведущие авиафирмы мира. Для испытаний было создано специальное подразделение, которым руководил ведущий инженер Анатолий Яшуков. Мы совершили примерно 20 полетов. На 13-м поменялись местами с Сергеем Агаповым - он сел слева, я справа, с тем чтобы у него была своя оценка управления самолетом.
    Машина вела себя предсказуемо, в первом полете она повторила результат, полученный на стендовых испытаниях. По предложению летчиков сразу были введены изменения в систему управления, она была электронно-дистанционной по исполнению и позволяла это сделать. По мере накопления опыта машина совершенствовалась. Вместе со мной ведущими летчиками-испытателями являлись Сергей Агапов, Владимир Смирнов, Наиль Саттаров.
    Настало время показать ее высшему руководству. Помнится, как в начале 1983-го на аэродром прибыл Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов. Увидел Ту-160, бегает вокруг самолета, радуется, как говорил он сам - помолодел сразу лет на двадцать. Маршал отложил намеченные встречи в ОКБ и все отведенное время провел около ракетоносца. Очень был счастлив от того, что у нас есть такой бомбардировщик. Устинов ведь хорошо соображал в военной технике, внимательно отслеживал все авиационные новинки.
    Мне довелось первому во главе экипажа поднять и серийную машину, выпущенную Казанским авиапредприятием, - в сентябре 1984-го.
    Для меня Ту-160 - родная машина, на ней совершил более 600 полетов, налетал свыше 2.000 часов. В 1984-м, когда она испытывалась, мне за освоение новой боевой техники было присвоено звание Героя Советского Союза...»
    В 1986-м на Казанском авиазаводе строится пятая по счету (третья серийная) машина. Она и поступает в Военно-Воздушные Силы.


    2.
    ПЕРВЫМ из летчиков строя Ту-160 поднял заместитель командующего Дальней авиацией по боевой подготовке заслуженный военный летчик СССР генерал-майор авиации Лев Козлов. Не отстал и командующий Петр Дейнекин.
    Рассказывает Борис ВЕРЕМЕЙ:
Борис ВЕРЕМЕЙ     «Лев Васильевич Козлов из штаба Дальней авиации заезжал за мной, мы ехали на аэродром в Жуковский отрабатывать типовую программу, рассчитанную на 7-14 полетов. Я выпускал в полет и Петра Степановича Дейнекина. Он блестяще выполнил семь полетов, чисто, красиво слетал. Тогдашний главком ВВС маршал Ефимов запретил командующему Дальней авиацией летать из соображений безопасности. Дейнекину пришлось выполнять полеты нелегально, когда Ефимов ушел в отпуск. В 1995-м, уже будучи главкомом, он, подняв Ту-160 с авиабазы Энгельс, вел его на воздушном параде в Москве в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне...»
    23 апреля 1987-го генерал-майор Лев Козлов сажает на военный аэродром в Прилуках, что в Черниговской области, первый «стошестидесятый». Лев Васильевич сразу приступает к делу, начинает «вывозить» первые экипажи 184-го гвардейского Полтавско-Берлинского ордена Ленина, Краснознаменного бомбардировочного авиаполка, который перевооружался с дальних бомбардировщиков Ту-22М на ракетоносцы Ту-160. В мае серийные полеты уже шли полным ходом.
    1 июня командир полка подполковник Владимир Гребенников и первый командир отряда «стошестидесятых» майор Александр Медведев делают первые самостоятельные вылеты. Затем в воздух поднимают ракетоносцы командиры кораблей майоры Николай Студитский, Валерий Щербак, Владимир Лежаев. В конце июля экипаж, где командиром был подполковник Владимир Гребенников, а штурманом-оператором майор Игорь Аникин, проводит первые пуски крылатых ракет типа Х-55. Тем временем в Прилуки прибывают новые машины. 1988-й отряд встречает в составе 10 ракетоносцев.
    Рассказывает старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки 37-й воздушной армии Верховного главного командования заслуженный военный летчик России Александр МЕДВЕДЕВ (в 1987-1988 годах командир отряда ракетоносцев Ту-160):
    «Освоение ракетоносцев мы начали примерно за год до их прибытия в Прилуки. Выезжали на авиапредприятия, где производился сам самолет, двигатели, навигационное, радиотехническое оборудование, и там изучали матчасть, ее работу. С получением Ту-160 развернулась активная летная и боевая подготовка. «Холодная война» к тому времени не завершилась, и перед нами была поставлена задача в сжатые сроки освоить ракетоносец. Причем в ходе опытной эксплуатации - ее должны были провести заводские летчики, а пришлось нам, потому в первых полетах случалось до 100 отказов в различных системах ракетоносца. По мере его освоения их становилось все меньше, и со временем мы стали считать его своим.
    По каким маршрутам летали? С Прилук шли в направлении Онежского озера, затем - Новая Земля, остров Греэм-Белл и далее - Северный полюс. Шутили: «ковбой» Штаты изучает, до объектов потенциального противника было рукой подать. Однако над полюсом разворачивались на юг - в направлении Тикси, тем более местность там походила на Северную Канаду. Потом под крылом - Челябинск, Балхаш, Каспийское море. Через Северный Кавказ возвращались в Прилуки. Был и такой маршрут: Прилуки - Байкал - Прилуки. По этой трассе летал вместе с Владимиром Гребенниковым. Ракеты пускали по целям, расположенным на полигоне в Казахстане. Входили в район заданного пуска и расставались с ракетами. Позже поражали учебные цели и в других районах СССР».
    Бомбардировщик с каждым днем становился более послушным, наливаясь силой. А полк превращался в мощнейшую боевую единицу. В 1991-м на его вооружении находилось 19 новейших ракетоносцев.
    Вспоминает генерал армии Петр ДЕЙНЕКИН, командующий Дальней авиацией в 1988-1990 годах, главнокомандующий Военно-Воздушными Силами в 1991-1998 годах:
    «Серийным выпуском стратегических Ту-160 Россия еще раз подтвердила свой статус великой авиационной державы и родины тяжелого самолетостроения. Когда в первую мировую авиаторы на Западе отважно стрекотали в небе на «Вуазенах», «Блерио», «Ньюпорах» и «Фарманах» с одним движком, русские покоряли фронтовое небо на четырехмоторных кораблях с богатырским именем «Илья Муромец». Возрождая эту традицию, мы именно так нарекли флагмана воздушного парада над Москвой 9 Мая 1995 года. Буквы вдоль фюзеляжа Ту-160 написали кириллицей крупно (благо места хватало)! В тот юбилейный день на Поклонной горе среди высоких гостей были не только главы, но и военные атташе сорока иностранных государств. После пролета авиаколонны многие из них говорили о том, что русские ВВС профессионально показали им построение первого массированного авиационного эшелона. Еще бы! Ошибка по выходе на гостевую трибуну составила всего семь секунд! А ведь наш экипаж на Ту-160 взлетал с авиабазы Энгельс на Волге, а остальные 79 - с четырнадцати других аэродромов. За штурвалами самолетов парадного расчета находились два главкома - ВВС и ПВО, командующие авиацией Сухопутных войск, ВМФ, фронтовой, Дальней и военно-транспортной авиацией. Восемь генерал-полковников! Такого на воздушных парадах не бывало и при Василии Сталине!
    Феликс Чуев (царство ему небесное) не зря написал эти строки:
    «А летчикам погоны не нужны,
    На летном поле мало козыряют,
    А в воздухе все звания равны,
    У летчиков и маршалы летают».

Лев КОЗЛОВ     Отлетали и расселись по своим аэродромам тогда без замечаний. Успели вовремя попасть и на прием в Кремле.
    Третий тост - за тех, кто ушел в небо навсегда. Среди них и два командира гвардейского Полтавско-Берлинского ордена Ленина, Краснознаменного тбап Герой Советского Союза генерал-майор П. Юрченко и полковник В. Горголь. Орден Ленина однополчане заслужили в мирные дни за освоение Ту-160 (тогда воинским частям ордена вообще не давали). В то время полком командовал подполковник (впоследствии генерал-майор авиации) В. Гребенников. А как летали на проверках боевой готовности! Всем составом, днем и ночью, в любую погоду! Все летчики (и левые, и правые) были только первого класса. Это Гребенников с Медведевым летали парой на показ Ту-160 министру обороны США Карлуччи, когда на каждом самолете не запустился по неисправности один из четырех двигателей. По инструкции взлетать было нельзя, но они стартовали и над американцами прошли в заданное время как ни в чем не бывало.
    С чем можно сравнить «Илью Муромца»? С Ту-95 или Ан-124? Наверное, все-таки с его американским аналогом В-1В «Лансер». В мае 1992-го над пустыней Невада я выполнил на нем три полета с левого сиденья с многократными дозаправками топливом в полете на маршруте от танкера КС-135. За эти полеты имею памятную фотографию с автографами командиров авиационных крыльев ВВС США. Скажу, что оба самолета хороши и достойные соперники друг другу. Кстати, как и экипажи. Так что нам лучше дружить, чем противостоять, и американцы это понимают.
    К сожалению, группировка стратегических самолетов Дальней авиации вместе с авиационной структурой была разодрана между бывшими республиками Советского Союза в 1992 году. Это произошло примерно так же, как были уничтожены десятки «Муромцев», когда в России полыхала гражданская война. В истории тяжелой авиации чередовались лавры и тернии, триумфы сменялись трагедиями. Ее боготворили и ненавидели, разгоняли и возрождали. В очередной раз воссоздать Дальнюю авиацию удалось только в 1987 году. Может быть благодаря стратегическому ракетоносцу Ту-160 и новой ракете Х-55 СМ. В составе ДА было 10 (но каких мощных!) авиационных дивизий. На вооружении находились дальние сверхзвуковые Ту-22М2 (М3), стратегические Ту-95МС, новые танкеры Ил-78 и царь-самолет Ту-160.
    Верю в будущее Дальней авиации. Главное, сохранился боевой дух. Она нужна России по определению».


    3.
    А ТЕПЕРЬ пора рассказать о самом ракетоносце, его возможностях. Коллективам АНТК имени А.Н.Туполева, а также других конструкторских бюро и НИИ удалось воплотить в нем достоинства Ту-95МС, Ту-144, Ту-22М, а также мировой опыт создания машин такого класса. Получился ракетоносец, имеющий межконтинентальную дальность действия, большую энерговооруженность, способный выполнять самые разнообразные задачи в широком диапазоне скоростей и высот независимо от метеоусловий, времени суток и района земного шара. «Стошестидесятый» - многорежимный самолет с изменяемой стреловидностью крыла. На высоте 10-15 километров он может развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука, и в то же время этот почти трехсоттонный гигант (столько же, кстати, весит десяток истребителей Су-27) способен лететь на минимальной высоте у земли в режиме автоматического огибания рельефа местности.

    СПРАВКА. Ту-160 - стратегический межконтинентальный многорежимный ракетоносец, выполненный по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением крыла значительно снижает ЭПР. Оснащен трехстоечным шасси со сдвоенными баллонами на колесах (основные стойки трехосные, передняя стойка одноосная). Силовая установка состоит из 4 ДТРДФ конструкции ОКБ Н.Д.Кузнецова (тяга каждого - 20.000 кгс), размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином.
    Размах крыла: максимальный - 55,70 м, минимальный - 35,60 м. Диапазон фиксируемых углов стреловидности крыла - 20-65 градусов. Длина - 54,10 м. Высота - 13,10 м. Макс. взлетная масса - 275.000 кг. Макс. посадочная масса - 164.000 кг. Макс. скорость - 2.230 км/час. Скороподъемность - 70 м/сек. Потолок практический - 16.000 км. Практическая дальность полета с нормальной боевой нагрузкой - 14.000 км, с максимальной - 10.500 км. Макс. дальность полета на сверхзвуковой скорости (М=1,5) - 2.000 км. Макс. дальность на большой высоте с боевой нагрузкой 22,5 т - 12.300 км. Продолжительность полета макс. - 15 часов. Длина разбега - 2.000 м, длина пробега - 1.200 - 1.600 м. Макс. эксплутационная перегрузка - 2,5. Экипаж (4 человека - командир корабля, второй пилот, штурман-оператор, штурман-навигатор) располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных катапультными креслами К-36Л.

    Боевой потенциал Ту-160 практически безграничен. Любая имеющаяся на сегодняшний день в ВВС система оружия, предназначенная для стратегического бомбардировщика, может быть применена на Ту-160: от термоядерных бомб и крылатых ракет до авиационных бомб обычного назначения, в том числе корректируемых.
    Реально «стошестидесятые» вооружены крылатыми ракетами Х-55СМ, каждый самолет способен нести 12 таких ракет. Они позволяют экипажу производить пуск, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Ракеты поражают цели на расстоянии более трех тысяч километров с высочайшей точностью - с отклонением, не превышающим 30 метров. К слову, здесь все идет по правилу «пустил-забыл». Резко оторвавшись от носителя и включив двигатель, крылатый груз способен лететь часами по намеченной траектории, не сбиваясь с курса, огибая рельеф местности, в точности выполняя программу, заложенную в его мозг. К объекту поражения он прорывается на предельно малых высотах, стремясь остаться незамеченным расчетами средств противоракетной обороны.


    4.
    РОССИЙСКИЙ ракетоносец обладает удивительными рекордными характеристиками. Ту-160 по единодушной оценке специалистов - самый мощный ударный авиационный комплекс в мире. Это самый большой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности (размах крыла в развернутом положении равен 55,7 метра, а полная длина самолета составляет 54 метра). И еще. Ту-160 является самым тяжелым в мире ракетоносцем (он имеет взлетный вес 275.000 кг) и в то же время самым скоростным самолетом из стратегических бомбардировщиков - он может лететь со скоростью 2.230 км/час (М=2,0).
    Российские летчики установили на нем более полусотни мировых рекордов, в том числе по грузоподъемности, по скорости и по набору высоты (класс «С», группа 3, подклассы С-1 и С-1-s). Они на счету летчиков-испытателей АНТК им. А.Н.Туполева, Научно-исследовательского института ВВС, инспекторов-летчиков штаба Дальней авиации, пилотов гвардейского Полтавско-Берлинского бомбардировочного авиационного полка. Среди рекордсменов - генерал Лев Козлов, полковники Наиль Саттаров, Александр Медведев, Борис Веремей.


    5.
    АВГУСТ 1991-го разделил Советский Союз на 15 государств. 19 суперсовременных машин достались Украине - по факту нахождения их на территории этой республики. Многие российские эксперты характеризуют процесс их «усыновления» Киевом незаконным. Ведь в Прилуках находилась база, входившая в состав Стратегических сил Объединенных Вооруженных Сил стран Содружества, существовавших в то время (как и база в Узине - 21 бомбардировщик Ту-95 МС). Правопреемником их стала Россия. И потом: роль Украины в создании самолета самая незначительная.
    Словом, Россия остается без новейших стратегических ракетоносцев. «Стошестидесятый» переживает и политическую драму. Среди тогдашнего высшего военного руководства находятся люди, не понимающие значение Дальней авиации для России, ее роли в обеспечении безопасности страны с ее огромной территорией, протяженными границами океанских и морских ТВД. Они считают нецелесообразным дальнейшее формирование авиагруппировки из самых мощнейших в мире ракетоносцев. Однако президент страны Борис Ельцин в феврале 1992-го на показе авиатехники в Минске дает указание Евгению Шапошникову и Петру Дейнекину о продолжении выпуска самолетов.
    В России начинается формирование своего подразделения ракетоносцев. 14 февраля 1992-го на авиационную базу Энгельс, что в Саратовской области, приземляется, восхищая своими размерами и изяществом, белая птица - прибывает первый из вновь выпущенных в Казани бомбардировщиков. В мае того же 1992-го их было уже три. Из Прилук в Энгельс едут летчики 184-го полка, которые отказались принимать вторую военную присягу и выразили готовность служить в Российской армии. В составе гвардейского Севастопольского тяжелого бомбардировочного авиаполка 22-й гвардейской Донбасской Краснознаменной тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии создается эскадрилья ракетоносцев. 29 июля 1992 года подполковник Александр Медведев впервые поднимает ракетоносец под российским флагом. Россия демонстрирует миру, что она остается великой авиационной державой. А 22 октября командир полка Анатолий Жихарев производит пуск крылатых ракет. Проходит время, и в составе полка создается еще одна эскадрилья, уже шесть ракетоносцев (а это 72 ядерные стратегические ракеты) крепят обороноспособность Вооруженных Сил.
    Для Украины Ту-160 становятся одним из атрибутов национальной независимости и суверенитета: не всякая страна может позволить себе иметь стратегическую авиацию. Но вскоре выясняется, что эксплуатация тяжелых бомбардировщиков слишком дорогая вещь. Для полета на максимальную дальность одному Ту-160 нужно 150 тонн керосина, а для учебного полета над национальной территорией - 40. Кроме того, небо Украины оказывается слишком тесным для ракетоносцев. Вскоре в Киеве стали задумываться об их дальнейшей судьбе. К тому подталкивала и вторая причина. Согласно положениям Договора СНВ-2 все украинские Ту-160 должны быть уничтожены до конца 2001 года. И в 1995-м начинаются переговоры о передаче группировки Ту-160 России.
    Однако стороны не сошлись в цене. И в 1998-м Киев приступает к уничтожению стратегических бомбардировщиков на выделенные США средства. Вашингтон бросает все козырные карты - политические, экономические для того, чтобы уничтожить ракетоносцы, не дать им попасть в Россию. Специалисты от Пентагона днюют и ночуют в Прилуках. До конца года утилизируются две машины, разделка каждой обходится в 1 миллион долларов. Украина также решает продать три бомбардировщика одной из американских фирм для переоборудования самолетов в носители ракет для запуска спутников. Москва решительно выступает против этой сделки, которая нарушала Договор СНВ-2. После этого вновь возобновляются переговоры о продаже оставшихся исправных Ту-160 и Ту-95МС России. 6 октября 1999-го в Ялте подписывается межправительственное соглашение. Оно предусматривает передачу российской стороне восьми Ту-160 и трех Ту-95МС и крылатых ракет к ним в счет списания долга Украины за энергоносители на сумму в 275 млн. долларов.
    5 ноября аэродром 22-й гвардейской Донбасской Краснознаменной тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии принял первую ласточку с Украины, где добротно потрудились российские специалисты во главе с главным инженером наших «дальников» генерал-майором Петром Казазаевым. После короткой пробежки по бетонной полосе машина заняла свое место в боевом строю авиаполка. А 21 февраля 2000 года последние два ракетоносца из восьми совершили полуторачасовой перелет по маршруту Прилуки - Энгельс.
    Очередной День защитников Отечества авиаполк, имеющий на вооружении бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, встретил, имея в своем составе 14 «Белых лебедей». Назрела необходимость создания на его базе еще одного полка - ракетоносцев Ту-160. Сегодня он создан и, как считают многие летчики, должен стать прямым преемником 184-го гвардейского Полтавско-Берлинского орденоносного бомбардировочного авиаполка, что дислоцировался в Прилуках. Тем более что Киев принял решение об исключении с 1 декабря 2000 года его из состава Вооруженных Сил Украины. Получается, полк совершил сложнейшую передислокацию из Прилук в Энгельс длиною в восемь лет.
    Есть ли у полка потенциал для развития? Недавно в Казани завершено строительство еще одного ракетоносца - самого совершенного по технологическому исполнению из всех выпущенных. В цехах производственного авиаобъединения находятся еще один собранный самолет и задел по агрегатам на две машины. Российские военные специалисты сделали заключение о высокой эксплуатационной надежности еще 3 ракетоносцев, находящихся в Прилуках. Словом, при проявлении должной воли со стороны политического и военного руководства России в начале второго тысячелетия группировка новейших сверхзвуковых бомбардировщиков не только приобретет завершенную конфигурацию, но и может быть значительно усилена.
    Слово командующему 37-й воздушной армией Верховного Главного командования (стратегического назначения) генерал-лейтенанту Михаилу ОПАРИНУ:
    «Я с огромным уважением отношусь к людям, которые намечали перспективы развития Дальней авиации в 80-х - начале 90-х годов. Запас прочности, заложенный в стратегические самолеты Ту-95МС и Ту-160, позволяет смело называть их авиатехникой ХХI века. Ведь потенциал ракетоносцев до сих пор не задействован в полном объеме. Эти машины не только сопоставимы с лучшими западными образцами, но и по ряду параметров превосходят их. Говорю об этом с уверенностью, поскольку не понаслышке знаю стратегическую авиацию «друзей-соперников». На В-52 мне удалось полетать «вживую», а на В-1 - на авиационном тренажере. После чего просто влюбился в самолеты Ту-95МС и особенно в Ту-160.
    Имея возможность применять крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности, эти корабли наряду с Ту-95МС и Ту-22М3 - эффективнейшее средство в руках Верховного Главного командования для предотвращения любой агрессии, поскольку позволят нанести ущерб экономике, инфраструктуре, органам военного управления противоборствующей стороны, причем и в неядерном конфликте. Ту-160 - уникальные машины. Нам только предстоит раскрыть их потенциал в полном объеме. В ближайшее время мы намерены освоить дозаправку в воздухе, осуществить пуск крылатых ракет воздушного базирования большой дальности с обычной боевой частью. Ну а послужат они нам, как представляется, еще два-три десятка лет».
    Два-три десятка на службе России для поддержания стратегический стабильности. Это немало. «Стошестидесятый» будет меняться, познает новые образцы высокоточного оружия. Возможность нести почти 50-тонную нагрузку открывает перед российским «стратегом» широчайшие перспективы. Ту-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос искусственных спутников. Авиационный ракетно-космический комплекс Ту-160СК с космическим разгонщиком «Бурлак» был продемонстрирован еще в 1995 году на международной выставке в Ле-Бурже.


    6.
    В НОЧЬ с 25 на 26 июня 1999-го снопы холодного синего пламени «бросили» пару белоснежных воздушных кораблей ввысь. Гвардии подполковники Игорь Ситский и Владимир Попов повели их на боевое задание. Они взяли курс на север и в указанный срок пришли в заданный квадрат за фарреро-исландским рубежом. В ходе учения «Запад-99» ракетоносцы провели в воздухе двенадцать часов, безупречно выполнив пуск стратегической ракеты воздушного базирования.
    Мировая печать тогда кричала, что «Россия готовит ядерный удар по США», что «российские соколы опять пугают Запад», что «Москва нарушила воздушное пространство Исландии». Ни того, ни другого не было. Просто Дальняя авиация России продемонстрировала свои неординарные возможности, и два «Белых лебедя» исполнили магический танец в северном варианте, показав свою красоту и мощь. Спросите об этом пилотов, что освоили северные рубежи, гвардии подполковников Игоря Ситского, Владимира Попова, командира дивизии гвардии полковника Анатолия Жихарева. Они подтвердят это.
    ...Ракетоносцы уходят в небо с бетонной полосы авиационной базы Энгельс - одной из лучших в Военно-Воздушных Силах России - каждый с собственным именем: «Илья Муромец», «Михаил Громов», «Василий Решетников», «Иван Ярыгин», «Александр Голованов». Вскоре возьмет старт «Александр Молодчий». Воздушные корабли - лидеры мировой стратегической авиации - носят имена русских витязей, легендарных летчиков Отечества. Отчасти потому, что авиабогатырям нет равных в мире.

    На снимках: Ту-160 в полете; Валентин БЛИЗНЮК; Борис ВЕРЕМЕЙ; Лев КОЗЛОВ.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства