|
|
Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ. |
Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны дает путевку в жизнь многим основополагающим законопроектам, касающимся укрепления обороноспособности страны и Вооруженных Сил. О напряженности законотворческой работы говорит уже хотя бы тот факт, что за прошлый год здесь рассмотрено около ста важнейших документов, которые во многом определяют жизнь силовых структур, оборонно-промышленного комплекса, многих других государственных организаций, связанных с обеспечением национальной безопасности. Наши корреспонденты встретились с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны, председателем Собрания депутатов Ненецкого автономного округа РФ Вячеславом ВЫУЧЕЙСКИМ и попросили ответить на ряд вопросов.
- Вячеслав Алексеевич, какое место в работе вашего комитета занимают вопросы, связанные с деятельностью Министерства обороны РФ?
- По итогам прошлого года более 60 процентов из общего числа законопроектов, над которыми работали члены нашего комитета, непосредственно отражали интересы Министерства обороны РФ, касались вопросов международного миротворческого характера и перспектив урегулирования конфликтов на территории СНГ и внутри России и вопросов социальной защиты военнослужащих и их семей. Нами было рассмотрено более 15 федеральных законов, по которым подготовлены соответствующие заключения, за 9 из них комитет был ответственным. Из рассмотренных законопроектов 8 в итоге были одобрены верхней палатой Федерального Собрания РФ, 7 подписаны Президентом Российской Федерации, по одному создавалась согласительная комиссия с участием представителей обеих палат российского парламента. Отмечу, что все нормативные акты, над которыми мы работали, входят в перечень приоритетных законопроектов.
Одно из заседаний - внеплановое - посвятили обсуждению вопроса, связанного с катастрофой атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. Рассмотрено шесть модельных законодательных актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Отрадно, что за счет повышения профессиональной компетентности и правовой культуры наших сотрудников, а также организации системного сопровождения проектов нормативных актов на ранней стадии их разработки мы сохранили тенденцию качественной подготовки законопроектной базы.
- Какие из принятых законопроектов и рассмотренных комитетом вопросов вы бы выделили в первую очередь?
- Конечно, значимость законопроектов бывает разная, но мы не идем по пути их деления на более или менее важные - над каждым трудимся кропотливо. В комитете детально проработаны вопросы состояния Вооруженных Сил России, основных направлений их строительства и развития до 2010 года, положения в Чеченской Республике, обеспечения квартирами уволенных в запас военнослужащих и членов их семей, использования контингента Вооруженных Сил РФ в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в Боснии и Герцеговине, ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и другие.
- Вы родились и выросли в суровом северном краю, и, как свидетельствует ваш послужной список, работая на самых разных постах, остались ему верны. Что вы можете сказать о проблемах края и чаяниях людей?
- Здесь, в ненецкой тундре, я родился и вырос, здесь древние стойбища моих предков и по матери, и по отцу. Это тундра, по которой кочуют мои близкие родственники: три брата-оленевода, сестра. У нас в роду в отличие от многих других сохранилась традиция кочевать семьями в своих родовых угодьях на полуострове Канин.
Для многих ненецкая тундра - это унылая и неласковая земля, но она очень важна для России, так как ее геологическая карта просто испещрена большими и малыми месторождениями нефти и газа, имеется здесь и выход к морю. Наш округ входит в европейскую часть России, но территория это отдаленная, с неразвитой инфраструктурой, где, как и во всей стране, идут сложные экономические и социальные процессы. И в оленеводстве, и в рыбодобыче, в лесном и сельском хозяйстве, геологии и нефтедобыче - везде множество острых проблем.
Поэтому, с одной стороны, хочется сохранить традиционный уклад жизни соплеменников, с другой - уже пришло понимание, что нужно создавать более современное производство и животноводство, налаживать быт.
Как найти пути гармоничного сочетания рыночных отношений и древних традиций, как устроить, чтобы местный житель не затерялся в нынешнем сложном и жестоком мире, устоял, выжил, приспособился к нему без больших для себя потерь, - эти проблемы не дают покоя мне и моим коллегам по управленческому корпусу округа, нашей интеллигенции.
Вот пример из жизни: в нашем округе невозможно продать мясо, а в Западной Европе оленина – дорогой деликатес. Вывод – надо наладить экспорт, но на европейский рынок не прорваться, там все уже давно поделено. Правительства стран, в экономике которых есть эта отрасль производства, жестко защищают своих производителей - оленеводов, представителей аборигенных народов.
Кстати, в моем родном хозяйстве - общине «Канин» тоже пытались наладить сбыт мяса в Швецию. Их фирма уже привезла оборудование для разделки туш и подготовки мяса к продаже, но ничего не получилось - правительство Швеции запретило этой частной фирме контакты с нами по вышеупомянутой причине. То же самое и с рыбной продукцией, и с лесными заготовками.
Геологоразведка совсем зачахла без государственного финансирования, по причине высокой себестоимости ни один вид продукции промышленности округа не может выйти даже на отечественный рынок.
- Неужели все так бесперспективно, ведь край-то действительно богатейший?
- На мой взгляд, выход один - налаживать, подчеркиваю, взаимовыгодное сотрудничество с крупными отечественными нефтяными и газовыми компаниями, например с «ЛУКОЙЛом». Мы уже находимся на стадии реализации конкретных проектов с этой компанией, например, «Варандейнефтегаз», «Северные территории», благодаря чему впервые за последние годы в округе был принят бездефицитный бюджет. Не скрою, кое-кто выступает против прихода нефтяных гигантов в округ. На сей счет всегда привожу пример предприятия «Архангельскгеолдобыча», где еще совсем недавно были массовые увольнения, безработица, закрытие и ликвидация поселков, слезы людей, теряющих работу и кров, теряющих надежду на нормальную жизнь. Теперь же все кардинальным образом изменилось: предприятие и его подразделения каждый месяц увеличивают число рабочих мест. Геологи, отличные специалисты, покинувшие эти места в период кризиса, возвращаются, работают и вовремя получают заработную плату.
Бездефицитный бюджет позволяет нам решать проблемы и коренного населения. Фонд социальной поддержки для аборигенов составил у нас на прошлый год более 13 млн. рублей. Это означает, что каждый занятый в оленеводстве и живущий в тундре ежеквартально получает материальную поддержку. На семью выходит от полутора до двух тысяч рублей. Даже при отсутствии других средств люди имеют возможность приобретать самые необходимые товары. Эта помощь крайне существенна еще и потому, что в хозяйствах люди зарплаты годами не видели!
Есть и другие формы помощи коренным народам Севера. Из того же фонда закупаются брезент для чумов, снегоходы, боеприпасы для охотников, рыболовные снасти, современные средства связи и многое другое, без чего в тундре не проживешь. Недавно принято решение увеличить дотации на мясо оленей, чтобы его можно было продавать без ущерба для производителей.
- Вячеслав Алексеевич, известно, что вы баллотируетесь в губернаторы Ненецкого автономного округа. Что вы сделаете для края в случае избрания?
- Для нас, работающих в органах госвласти, главное - не вмешиваться в жизнь простого человека, не регламентировать ее. Мы обязаны выполнять свои функции - развивать транспортную сеть, почтовое обслуживание, связь, обеспечивать всем необходимым для жизни, решать социальные проблемы - словом, только то, что обязано делать для человека государство. Для того мы народом и выбраны.
На Севере всегда люди были самостоятельными, ценили независимость, и навязать им мелочную опеку было очень трудно. Да и нужно ли? А вот помочь человеку получить хорошее образование надо, особенно теперь, когда путь к знаниям для детей из небогатых семей практически закрыт - платить нечем. Для решения вопросов фундаментального образования, подготовки местных и национальных кадров нужны большие средства, которые мы и предполагаем получить от вовлечения в промышленный оборот месторождений нефти и газа. Отсюда еще одна задача – установить строгие и справедливые правила сотрудничества с нефтяными компаниями. Они хотят иметь прибыль, мы - развивать край.
И еще я глубоко убежден, что к власти не должны приходить люди с криминальным прошлым. Человек, наделенный властью, должен показывать согражданам пример в первую очередь честного отношения к закону. В этом залог порядочности руководителя любого уровня.
Я верю, в истории моей земли действительно открывается новая и светлая страница.
|