|
|
Александр БОНДАРЕНКО, Юрий ПИРОГОВ (фото), «Красная звезда». Новгород - Боровичи - Кончанское. |
Кончанское - самое известное из всех сел на древней земле Великого Новгорода. В 1797 году сюда, не сойдясь с императором Павлом во взглядах на вопросы проведения в России военной реформы, приехал генерал-фельдмаршал Александр Васильевич Суворов. Что ж, реформирование армии - дело деликатное, точки зрения могут не совпадать. Вот и отправился граф Рымникский в ссылку...
- А ведь если бы не уехал Александр Васильевич в Альпийский поход, - с сожалением сказала экскурсовод на диораме, изображающей бой у Чертова моста, - был бы он у нас здесь похоронен…
Слава Богу, не сбылось! Российский государь отправил свою армию спасать неблагодарных европейских союзников, и фельдмаршал Суворов навсегда покинул свое родовое имение, чтобы вплести в блистательный венок своей славы последние золотые ветви побед, вернуться в Отечество триумфатором – и умереть в опале.
Дальнейшая судьба Суворовской усадьбы оказалась печальной… В дни, когда праздновалось 150-летие рождения великого полководца, сгорел усадебный дом. А когда исполнилось сто лет со дня его смерти, император Николай II повелел перевезти в Петербург деревянную Суворовскую церковь и словно бы кинул ее в топку грядущей революции.
ХХ столетие доказало, что никакими революциями и реформами, никакой политической трескотней нельзя убить народную память. В конце тридцатых годов жители Боровичского района, где расположено Кончанское, стали восстанавливать музей, собирали по окрестным селам сохранившиеся суворовские реликвии, которых оказалось немало...
Но открытию музея помешала война. Впрочем, ненадолго, потому что немцы до Кончанского не дошли. А ведь почти рядом были! По всей Новгородской области два с лишним года шли ожесточеннейшие бои, в которых за считанные недели перемалывались дивизии. Но командование Волховского фронта в 1941 году нашло возможность взять шефство над будущим музеем, и бойцы стоявшего неподалеку артиллерийского полка завершили его создание. Музей в бывшем усадебном флигеле открылся в первые месяцы войны! Потому, может, и завязли гитлеровцы на этой земле, что ее защитников вдохновляли имя Суворова, память о славных победах русского оружия...
Вот только потом, уже после войны, музей постепенно вновь пришел в упадок. Расположен он вдали от главных дорог, добраться сюда не так просто. Да и в стране нашей, как известно, настали несколько иные времена...
Но никакие катаклизмы не властны над народной памятью. И вот года два тому назад Николай Гринев, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, обратился к командующему войсками Ленинградского военного округа генерал-полковнику Валентину Бобрышеву с просьбой оказать помощь в воссоздании музея А.В. Суворова.
Думается, действовал он наверняка. Понимал, во-первых, что военные - самые большие патриоты своей страны. А во-вторых, знал, что генерал Бобрышев - выпускник суворовского военного училища, и надеялся на его «кадетский патриотизм».
Действительно, командующий дал согласие и утвердил план, которым четко определялось, что будет делать армия, что - остальные… Основные трудности легли на плечи военных. Конкретно - на учебный центр Военно-технического университета. Подчиненные подполковника Павла Густякова не только расчистили территорию, дороги, подъезды - потому что в бывшем усадебном парке все заросло, заготовили лес, но и приступили к строительству. Ведь на месте усадьбы остались лишь сам музей и бывшая церковь, где находится диорама, сделанная художниками Студии имени Грекова. Все остальное нужно было восстановить...
Наивно думать, что с этой работой мог справиться каждый - лишь бы приказали. Поэтому Новгородский областной военкомат, которым руководит генерал-майор Александр Максюта, занялся подбором среди призывников людей необходимых специальностей и направлял их для службы в учебный центр. Военкомат выступал и связующим звеном между руководством области, района и командованием округа. Впрочем, и командующий не забывал своего обещания, и начальник штаба округа приезжал в Кончанское, и военные строители, инженеры здесь были. Каждый вносил свою лепту в возрождение музея. Руководство Военно-технического университета также делало все возможное, чтобы облегчить подполковнику Густякову выполнение этой задачи.
Не станем утверждать, что все получалось с первого раза. Когда, например, построили первое здание - баню, то Густякову рекомендовали перенести ее к себе на огород: она никак не походила на мемориальное строение.
Ничего, пусть первый блин комом, зато дальше - пошло- поехало. Вот и встали на прежних местах, как во времена Суворова, поварня, амбары, каретный сарай, банька, беседка… Усадьба обрела свой прежний исторический вид. А в день Суворовского юбилея здесь состоялся большой праздник, на котором вручались грамоты военным - от командующего до рядовых, внесших особый вклад в возрождение музея. Еще были речи, песни, стихи… Ребят, как во времена Суворова, угощали вкуснейшими пирожками, испеченными в русской печи, а взрослым давали на закуску редьку - как любил Александр Васильевич...
Впрочем, сейчас закончена еще только первая очередь работ. И в планах – это заветная мечта и работников музея, и руководства района – построить церковь в ее первоначальном виде... А в отдаленной перспективе - восстановить и сам усадебный дом.
Скептики, конечно, считают, что это все слишком большая и трудная работа и вообще сейчас не до нее. Но историческая практика свидетельствует: пока народ помнит своих героев, свое прошлое, он живет, он побеждает.
На снимках: празднование 270-летия генералиссимуса А.В. Суворова в селе Кончанском.
|