|
|
Полосу подготовили Петр АЛТУНИН и Иван ИВАНЮК. |
Десять лет назад Верховный Совет Российской Федерации принял закон о восстановлении прав жертв политических репрессий. С тех пор органами военной прокуратуры была проделана большая работа для того, чтобы восстановить справедливость и в какой-то мере компенсировать лишения и страдания безвинно пострадавших людей.
О том, какие конкретные проблемы при этом приходится решать, рассказывает начальник отдела реабилитации жертв политических репрессий военной прокуратуры МВО полковник юстиции Владимир ДЕРЮГИН.
- Владимир Владимирович, кого можно считать жертвой политических репрессий?
- 23 июля 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации введен в действие Закон «О реабилитации жертв политических репрессий». С принятием этого закона в стране начался плановый масштабный процесс реабилитации советских граждан, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам со стороны государства. Этим законом (с изменениями, внесенными в него в последние годы) были определены две категории: лица, которые по решению судебных или внесудебных органов подвергались тем или иным мерам политических репрессий, и пострадавшие, т.е. дети этих лиц. К последним не применялись отдельные, персональные репрессивные решения, но судьба расстрелянных или отправленных в лагеря родственников прямо ущемляла их в правах и возможностях, лишала их социальной защищенности и переводила в категорию изгоев.
Первой категории закон дал право на материальные компенсации за годы лагерей, возвращение имущества и жилья, бесплатную установку телефона, бесплатный автомобиль для инвалидов, бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатный проезд (туда и обратно) на железнодорожном транспорте один раз в год, другие льготы и права. Вторая категория граждан получила льготы и права меньшего объема (в том числе 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг и приобретение лекарств, другие льготы), но лица, признанные в установленном законом порядке пострадавшими от политических репрессий, могли воспользоваться ими лишь по достижении пенсионного возраста или установлении инвалидности.
- Сколько человек реально получили эти льготы?
- За период действия Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года только одним нашим отделом реабилитации военной прокуратуры Московского военного округа пересмотрено около 14 тысяч архивных уголовных дел. По результатам пересмотра 12.266 граждан, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам, реабилитированы, 3.011 лицам в реабилитации отказано, а 4.066 человек признаны пострадавшими от политических репрессий (это в основном дети незаконно репрессированных лиц).
Хотя цифры на первый взгляд и не столь значительны, но это можно объяснить и тем, что многие умерли в лагерях, многие жизни унесли войны, болезни и старость, многие по неграмотности просто не знали, как получить свой статус, а некоторые просто боялись «качать права». Вместе с тем практика применения закона за прошедшие годы показала ряд его слабых мест. Об этом говорили многочисленные обращения граждан, замечания органов социальной защиты и Генеральной прокуратуры.
- Каков должен быть порядок действий человека, признанного жертвой политических репрессий?
- После получения справки о реабилитации безвинно пострадавший лично представляет ее в органы социальной защиты населения по месту жительства. При этом за каждый месяц тюремного заключения или нахождения в психиатрической больнице (по политическим мотивам) от органов социальной защиты населения он должен получить по три четверти от минимального размера оплаты труда (МРОТ), но всего не более 100 МРОТ.
В случае утраты имущества государство обязано заплатить сорок минимальных зарплат, а если человек потерял к тому же жилье - сто. Для получения этих денег необходимо предоставить в комиссию по реабилитации справку о реабилитации и документы на имущество. Если документы не сохранились, то суд вправе присудить компенсацию за жилье или имущество на основании показаний не менее двух свидетелей, которые могут удостоверить факты имевшегося ранее отчуждения имущества или жилья у репрессированного.
Реабилитированные вправе вернуться в тот населенный пункт, из которого они были ранее в ходе репрессий высланы. Местная администрация в этом случае обязана предоставить безвинно пострадавшим по политическим мотивам жилье в первоочередном порядке. Например, в Москве выделяется ежегодно около 30 квартир для бывших москвичей, ранее подвергшимся политическим репрессиям и высланным из столицы. Вопросы постановки на подобную очередь и последующего получения квартир решает комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий, существующая при администрациях органов местного самоуправления.
Законодательством для реабилитированных и пострадавших от политических репрессий предоставляются льготы и гарантии, связанные с улучшением жилищных условий, выделением беспроцентных ссуд и первоочередным обеспечением материалами для строительства жилья. Обеспечиваются льготы и гарантии, связанные с выделением бесплатного транспорта для инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на городском и пригородном пассажирском транспорте, первоочередной (или бесплатной) установке телефона. Также узаконены права и гарантии, связанные с внеочередным оказанием медицинской помощи и обеспечением лекарственными средствами со скидкой их стоимости по рецептам врачей, первоочередным получением путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.
Однако Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в части льгот и преимуществ в действительности не полностью компенсирует утраченное ранее лицами, впоследствии признанными жертвами и пострадавшими от политических репрессий. Так, например, за каждый месяц, проведенный в тюрьме или лагере (не в ссылке!), положена компенсация в три четверти минимальной заработной платы. Значит, за 5 лет Колымы бывший заключенный получил бы сегодня 5 тысяч рублей - сумма, конечно, оскорбительная. Хотя понятно, что экономическое положение страны не позволяет выплатить полноценную компенсацию.
- В начале 2000 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ законопроект «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2000 год». Проект предусматривал внесение изменений в 25 законов РФ, касающихся полной или частичной отмены самых разнообразных льгот российским гражданам. Предполагалось также ликвидировать часть льгот жертвам политических репрессий. Не так ли?
- Да, из Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» предлагалось изъять право реабилитированных и членов их семей, проживающих в сельской местности, на получение беспроцентной ссуды в случае, когда они возвращаются на прежнее место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий (ст. 13 и часть 1 ст. 16). Кроме того, предлагалось лишить реабилитированных, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, права на бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М (подпункт «в» части 2 ст. 16).
К законопроекту был приложен документ под названием «Перечень нормативных актов, реализация которых требует дополнительных расходов, не предусматриваемых в проект федерального бюджета на 2000 год», в котором авторы законопроекта пытались оправдать свою позицию тем, что реабилитированные и члены их семей могут получать эти же льготы в соответствии с другими российскими законами, указами, постановлениями. Т.е. предлагаемый законопроект вроде бы не наносил пострадавшим от репрессий людям никакого ущерба. Однако сравнительный анализ всех имеющих отношение к данному вопросу нормативных актов выявил следующие разночтения с предлагавшимся законопроектом правительства.
В вышеупомянутом «Перечне» исключение права на беспроцентную ссуду обосновывается тем, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездной субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ № 937 от 3 августа 1996 года. Но при этом выясняется, что: во-первых, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.96 г. субсидия из федерального бюджета выдается только определенным категориям граждан, в число которых реабилитированные не входят; во-вторых, выдача субсидии возможна только при наличии у ее получателя определенных свободных денежных средств, которые он готов затратить на приобретение или строительство жилья. В Законе же «О реабилитации» столь жестких требований для получения беспроцентной ссуды нет.
Похожая ситуация и с правом на получение автомобиля. В том же «Перечне» отмечено, что реабилитированные могут быть обеспечены автомобилем в соответствии со статьей 30 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». Текст закона гласит, что инвалиды в РФ имеют право на «бесплатное или льготное обеспечение специальными автотранспортными средствами». А Закон «О реабилитации» предоставляет реабилитированному право на бесплатное получение автомобиля. Похоже, но не совсем. А в нынешних российских условиях можно уверенно утверждать: совсем не похоже.
Предложения правительства безусловно ущемили бы права не только реабилитированных граждан, поэтому документ был направлен на доработку. Следует отметить, что до 1995 года Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» несколько раз перерабатывался и улучшался. А вот после 1995 года все поправки Государственная Дума отвергала подавляющим большинством голосов. Между тем справедливость, особенно по отношению к детям репрессированных, нельзя считать восстановленной.
- В чем здесь проблема и как она решается?
- Явной несправедливостью является то, что дети, взрослевшие без родителей, жившие с клеймом «детей врагов народа», долгое время не признавались пострадавшими. Какие-то перемены к лучшему связаны с отдельными решениями судебных органов. В 1999 году Верховный суд подтвердил решение нижестоящих инстанций по делу И. Бернакевича. В соответствии с этим решением лица, попавшие после ареста родителей в детские дома, признаются жертвами репрессий. В апреле 2000 года Конституционный суд вынес определение, в соответствии с которым жертвами репрессий признаны все лица, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Конституционный суд РФ расширяет права граждан, родители которых были необоснованно репрессированы по политическим мотивам. При этом прослеживается тенденция к выравниванию правового статуса (следовательно, и объема предусмотренных законодателем прав и льгот) всех детей, чьи родители были репрессированы по политическим мотивам, независимо от того, находились они вместе с родителями в местах лишения свободы или нет. 4 августа 2000 года «Российская газета» опубликовала Определение Конституционного суда РФ, касающееся статьи 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В Конституционный суд обратился гражданин М. Пинхасик с требованием признать неконституционной часть первую статьи 2-1 закона о реабилитации, которая относит детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, к категории лиц, пострадавших от политических репрессий.
Конституционный суд РФ не в первый раз обращается к данной проблеме. 23 мая 1995 года было принято постановление КС РФ по делу о проверке конституционности статей 2-1 и 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». Тогда были признаны репрессированными дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Теперь пройден следующий этап. Конституционный суд установил: «В силу правовой позиции, выраженной в сохраняющем свою силу постановлении Конституционного суда РФ от 23 мая 1995 года, и исходя из конституционно-правового смысла нормы части первой статьи 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, должны признаваться репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими отсюда последствиями».
В соответствии с этой установкой часть первая статьи 2-1 закона о реабилитации в ее нынешнем варианте, относящая вышеуказанную категорию лиц не к репрессированным, а к пострадавшим от репрессий, «подлежит отмене в установленном порядке и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами».
Однако соответствующие поправки в закон о реабилитации Думой до сих пор не внесены. Правительство проект не поддерживает, и Дума тоже его отклонила. Принятие Госдумой этих поправок пока вновь откладывается в силу финансовой необеспеченности таковых и неточной редакции изменений и дополнений, а также из-за отсутствия точных сведений о количестве лиц, репрессированных по политическим мотивам.
|