|
|
Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда». Фото автора. |
Это было в самом центре Севастополя, на набережной Корнилова. Ссора мгновенно переросла в потасовку. Офицер Черноморского флота Андрей Красноплахтов попытался вступиться за слабого. ...Удар был сильным и предательским. Били сзади. Тяжелым металлическим предметом. ...В Главном военно-морском госпитале Черноморского флота Андрея поместили в реанимационное отделение с тяжелой черепно-мозговой травмой. Флотские медики сделали все, что было в их силах. Капитан Андрей Красноплахтов пришел в сознание. Затем врачи нейрохирургического отделения долго выхаживали больного. 80 суток, проведенных в госпитале, показались Андрею вечностью. Ему было бы намного хуже, не будь рядом любимой жены Оксаны и верных друзей, которые регулярно его навещали. Даже видавшие виды многоопытные врачи удивлялись воле этого капитана, его жизнелюбию, оптимизму. Суметь выжить, выкарабкаться после такой тяжелой травмы да еще после осложнения (менингит) не каждому под силу.
Врачи сомневались, сможет ли он продолжить военную службу. «О занятиях большим спортом не может быть и речи», - вынесли они свой вердикт, выписывая капитана из госпиталя.
...Родился Андрей в городе Камышине Волгоградской области.
- Земляк Маресьева, - не без гордости за родной край говорит Красноплахтов. - Потом переехали в бельцы, туда, откуда родом моя мама.
Красноплахтов учился в спецклассе, в котором дети занимались плаванием.
- Правда, особых успехов не добился, - вспоминает он, - стал перворазрядником. Звали в многоборье. Морским многоборьем серьезно занялся, когда в 1988 году поступил в Высшее военно-морское инженерное училище. Тренер, он же преподаватель по физической подготовке, майор Игорь Емельянович Цицей буквально заразил меня этим видом спорта. Мастер спорта по академической гребле, он в начале 80-х годов входил в сборную СССР. В том, что на пятом курсе я вошел в число победителей спартакиады ВМУЗ и выполнил норматив мастера спорта по морскому многоборью, прежде всего его заслуга.
Будучи на стажировке в феврале 1993 года на
противолодочном крейсере «Москва», Андрей зашел в 44-й спортклуб Черноморского флота, встретился со старшим тренером сборной флота по морскому многоборью старшим мичманом Владимиром Руденко. Владимир Павлович не возражал против кандидатуры Красноплахтова в члены сборной ЧФ.
Андрей хотел попасть в Севастополь. И попал в город-герой после выпуска из училища. Его назначили командиром трюмной группы на гвардейский сторожевой корабль (ГСРК) «Красный Крым».
Первые соревнования в качестве черноморца прошли для Андрея в Калининграде. Здесь, на Кубке СНГ по морскому многоборью, он, состязаясь за ЧФ, стал вторым в команде.
- В целом выступили неудачно, - вспоминает Красноплахтов, - команда сумела занять лишь седьмое место. Были тому причины, в том числе и плохое оборудование. Весло, помнится, даже не вальковалось. Потянули назад и «чужие» винтовки...
Для спортсмена важно не только выигрывать, побеждать, но и уметь делать выводы из проигрышей, неудач. Причем не только в спорте.
Свое двадцатидвухлетие Андрей отметил в Калининграде, когда команда закончила соревнования. Пригласил друзей по команде в бар. Там посидели, выпили, потанцевали. В спортклуб вернулись поздно и навеселе. Разговор со старшим тренером Руденко был для Красноплахтова жестким и нелицеприятным.
- Но у меня же день рождения, - пытался смягчить тренера лейтенант.
- Вы отчислены из команды, - отрезал Руденко.
...В поезде почти не разговаривали. Осознание вины пришло позже. В ноябрьском походе в Поти командиру машинно-котельной группы ГСКР «Красный Кавказ», куда перевели Красноплахтова с «Красного Крыма», было о чем подумать. Нет, тренировок он не бросил. Первоначальная обида на тренера прошла. Тяга к большому спорту вновь привела его к Руденко.
После обстоятельного разговора и возобновившихся в спортклубе тренировок Владимир Павлович понял: Красноплахтов сделал для себя правильные выводы. Умение извлекать уроки - необходимое условие движения вперед. Стремление выйти в большой спорт привело его в дважды Краснознаменный Военный институт физической культуры.
- В Севастополе мне казалось, что трудился с полной выкладкой, - вспоминает Андрей, - попав в институт, в Санкт-Петербург, понял, что работал вполсилы. Учеба, служба, наряды, тренировки, соревнования... Сколько сил и энергии забирали одни дорожные и квартирные мытарства в большом городе.
Здесь Андрей стал женатым человеком, и нужно было чрезвычайно уплотнять свой распорядок, чтобы успешно учиться, вести семейное хозяйство, полноценно тренироваться, расти не только теоретически, но и совершенствоваться на практике. Жилье, как и многие, снимал.
Верно говорят: жизнь познается в сравнении. Андрей тогда совершенно четко понял, что большой спорт требует больших, порой титанических усилий. Причем не только на соревнованиях. В Санкт-Петербурге Красноплахтов научился дорожить каждой минутой, концентрировать свои усилия для достижения намеченного, сегодня делать то, что вчера казалось невозможным.
Первый серьезный успех пришел в марте 1997 года, когда Андрей завоевал золотую медаль в Хабаровске на открытом кубке Азии. На чемпионате России по морскому многоборью подвела гребля. Зато следом, в Севастополе, старший лейтенант Красноплахтов сначала завоевал золотую медаль на чемпионате Вооруженных Сил, а через неделю стал обладателем Кубка мира и еще одной золотой медали. В Севастополе тогда собрались сильнейшие многоборцы не только стран СНГ, но и дальнего зарубежья. Доказать, что ты сильнейший на таком уровне, было очень непросто. Он доказал. Тогда же Андрей выполнил и норматив мастера спорта международного класса.
В следующем году Красноплахтов одерживает победу в Черкассах, получает золотую медаль, становится обладателем Кубка мира-98, а в 1999 году - такая же победа в Ульяновске. К тому времени в его активе было уже около двух десятков золотых медалей разного достоинства.
Зимой Андрей состязался в троеборье (без гребли и паруса), летом - по полной схеме: плавание, стрельба из пневматического пистолета, кросс на 1.500 метров, гребля на ялах на 2.000 м и парусные гонки на ялах. В спорте важна система подготовки. Есть она и у Красноплахтова.
- Ноябрь-декабрь - это закладка фундамента, - говорит Андрей, - тут основной упор на общую физическую подготовку. В теплое время года диапазон расширяется.
Есть люди, природные задатки которых видны, что называется, невооруженным глазом. Они и становятся прочным фундаментом весомых побед спортсменов. О Красноплахтове так не скажешь. С виду - обычный, неброский. Его победы, золотые медали, высокие спортивные достижения - исключительно плод каждодневной работы над собой, напряженнейших, продуманных до мелочей тренировок. Это железная воля, помноженная на труд. Там, где одному хватит и двух часов тренировок, Андрею приходится трудиться намного больше. Он «сделал себя сам». И тем весомее его победы.
...Строго размеренную спортивную жизнь прервала тяжелая черепно-мозговая травма. Другой, возможно, «сломался» бы. Он - нет. Осторожно, но настойчиво начал восстановительный процесс. Утренняя гимнастика, растяжки, легкий кросс, теннис, плавание каждый день прибавляют ему сил, здоровья, оптимизма.
- Смог же мой земляк Маресьев сделать невозможное - лишившись ног, продолжал летать на боевом самолете с протезами, - говорит Андрей, - а у меня целы и руки, и ноги. Почему я не могу вернуться в строй, в большой спорт?!
Что ему возразишь? Может, камышинская земля действительно особая, коль там родятся такие люди, как Маресьев. Не оскудела Русь богатырями.
Тренер ЦСК ВМФ по неолимпийским видам спорта капитан 3 ранга Артур Букачев увез в Москву представление на капитана Андрея Красноплахтова. Подпишут документы - будет он заслуженным мастером спорта по морскому многоборью.
|