|
|
Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда». Фото Камиля ГАЙНАНОВА. |
Минувший год выдался напряженным для военных строителей, что было связано как с ростом объема работ, так и с решением ряда важных целевых задач. Главная из них - обустройство 42-й мотострелковой дивизии, бригады Внутренних войск, воинов-пограничников в Чеченской Республике.
О том, что сделано на этом и других направлениях, по просьбе редакции рассказывает начальник Главного управления специального строительства Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Анатолий ГРЕБЕНЮК.
- Анатолий Владимирович, чем сейчас заняты военные строители в Чечне?
- Несмотря на все трудности, мы стараемся выполнить задачу, поставленную перед нами руководством страны и Министерством обороны. Освоено 1,5 млн. рублей. Осложнились условия ведения работ. Летом, как вы помните, мы сдали гарнизон в Калиновской, в октябре - в Ханкале, все шло с опережением плана. А третий этап - строительство городка в Борзое - идет день в день по установленным срокам. Боевики спустились с гор, участились теракты, и работать в этих условиях очень сложно. К сожалению, есть у нас и потери. Возле блокпоста была в упор расстреляна машина, несмотря на то, что на ней была наша эмблема, и всем ясно, что военные строители на чеченской земле занимаются мирным, созидательным трудом. Погибли начальник продовольственно-вещевой службы майор Николай Березюк, прораб старший лейтенант Сергей Смагин, рабочие Борик Арутюнян и Надежда Сулаева.
Тем не менее мы работы в Борзое не прекращаем ни на один день. Уже готовы коробки зданий - казармы, общежития, идет монтаж столовых. Смонтированы хранилище для ГСМ и овощехранилище, в них имеются необходимые запасы. Запущены дизельные установки, произведена наладка котельных. Сварен и заполнен водой трубопровод. Правда, возникли некоторые проблемы со скважиной. Там, где по геологической карте должен был находиться водоносный слой, его не оказалось. Пришлось искать воду в другом месте.
Для ускорения темпов строительства в Чечню переброшены две монтажные организации - строительное управление из ЛВО, которое возглавляет полковник Игорь Чеботарев, и строительное управление из УрВО, которым руководит полковник Георгий Маренков. Все делается для того, чтобы уже в январе личный состав перешел в теплые казармы. На стройке постоянно находится кто-то из руководства ГУССа. В канун новогодних праздников мы побывали там вместе с первым заместителем начальника строительства и расквартирования войск генерал-лейтенантом Виктором Федоровичем Аистовым, чтобы подвести итоги работы в минувшем году, поздравить людей с новогодним праздником. Привезли, как обычно, подарки, звуковые письма, видеозаписи от родных и близких, которые поступили к нам со всех концов страны.
- Какие еще стройки были приоритетными в 2000 году?
- Наши строительные организации выполнили большой объем работ для Ракетных войск стратегического назначения. В Татищеве завершила работу государственная комиссия по постановке на боевое дежурство очередного полка, оснащенного ракетами «Тополь-М». Там хорошо потрудились подчиненные полковника Сергея Копытовского, и они успели бы выполнить больший объем работ, если бы те были полностью профинансированы. Хотя в целом, надо сказать, на капитальное строительство Министерству обороны в этом году было выделено существенно больше средств, чем в предыдущие годы. И если брать РВСН, там военные строители не только выполнили целевые задачи, скажем, программу по передислокации полигона Эмба в Капустин Яр, но и смогли продолжить работы по дострою, доработкам и обеспечению ядерной безопасности на десятках объектов. Многое сделано по обустройству Каспийской и Новороссийской флотилий, развитию авиационного гарнизона в городе Энгельсе, введен в эксплуатацию ряд объектов ракетно-космической обороны.
Не могу не сказать и о трудностях, с которыми мы столкнулись в этом году на космодроме Плесецк. «Роскосмос» намеченную ранее программу не финансирует, у завода имени Хруничева накопились долги перед дислоцированным там нашим строительным управлением, они составляют 11 миллионов рублей. Уходить оттуда нам нельзя, ведь кто-то же должен поддерживать инфраструктуру космодрома в рабочем состоянии, сидеть без работы тоже накладно. Ищем выход из этой ситуации.
- Когда затонула атомная подводная лодка «Курск», в центре внимания всей страны оказались не только семьи погибших подводников, но и бытовые условия, в которых они проживали. Для многих тогда стало откровением то, что показало телевидение: ветхое жилье, обшарпанные стены подъездов… Что сделано с тех пор в Видяеве?
- К сожалению, только беда заставила повернуться лицом к этой проблеме. В Видяеве было отремонтировано 8 зданий, в двух жилых домах приведено в порядок отопление, проведена изоляция инженерных сетей. Но проблема в том, что сейчас у нас очень многие военные городки находятся в столь же бедственном состоянии. И нет денег, чтобы в каждом из них выполнить хотя бы минимальный объем ремонтных работ. К сожалению, жилищно-казарменный фонд стареет, а средств на его поддержание из федерального бюджета в последние годы выделялось очень мало. Ясно, что загонять эту проблему вглубь уже невозможно, поэтому в следующем году планируем увеличить ассигнования на ремонт более чем в два раза. Это придется сделать за счет строительства специальных объектов и жилья.
- Анатолий Владимирович, а как в минувшем году решалась жилищная проблема военными строителями?
- Всего по итогам года мы должны были построить около 13 тысяч квартир. За 11 месяцев сдано в эксплуатацию 8.632 квартиры. По основным заказчикам картина выглядит следующим образом: ГлавКЭУ - 3.306 квартир, РВСН - 681, ВВС - 2.856, ВМФ - 1.263 квартиры. Кроме того, прибавилось 2.092 места в общежитиях квартирного типа. В большинстве случаев это переоборудованные казармы, в которых созданы все необходимые удобства для каждой семьи.
Наиболее сложная ситуация складывается в Москве, где военнослужащему все труднее обрести крышу над головой. Объясняется это прежде всего нехваткой средств в последние годы и соответственно сокращением мощностей военно-строительного комплекса столицы. Если раньше в Москве на его счету было до 5 тысяч квартир в год, то сейчас - порядка двух тысяч. Год назад мы вынуждены были пойти на создание в составе главка строительного управления города Москвы, которое возглавил полковник Олег Дергунов. Пока оно формировалось и занималось в основном ремонтными работами. А в 2001 году уже надо будет построить полторы тысячи квартир.
Что же касается плановых заданий года минувшего, то в декабре военные строители трудились ударными темпами. Я считаю, что нас несправедливо упрекают в авралах. Если бы финансирование было ритмичным, то таких проблем не возникало бы изначально. Вот и на этот год часть средств на капитальное строительство Министерству обороны планируется выделить из дополнительных доходов, которые реально будут распределяться в сентябре. Но мы же не можем сидеть сложа руки и ждать денег, вот и приходится работать в рваном темпе.
Но все же, как я уже говорил, многие проблемы, связанные с финансированием, в минувшем году стали решаться. Сейчас Министерство финансов активно занимается ликвидацией задолженности прошлых лет, которая составляет 2,8 млрд. рублей. 1,8 миллиарда из них проходит по статье «Капитальное строительство». Планируется половину этой суммы отдать «живыми» деньгами, а половину - ценными бумагами Сбербанка. Механизм расчетов по другим статьям расходов пока прорабатывается.
На снимках: генерал-лейтенант А. ГРЕБЕНЮК; здесь живут военные строители, обустраивающие войска в Чечне.
Другие статьи этого раздела
|