на главную страницу

12 января 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Чтобы торжествовал закон,

взаимодействуют военные прокуратура и контрразведка

Старший военный прокурор отдела ГВП,
полковник юстиции Анатолий СМИРНОВ.
Подполковник Андрей МАТЯХ,
«Красная звезда».



    Растущая криминализация нашего общества требует тесной координации и объединения усилий всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. И Вооруженные Силы в этом смысле не исключение. Для них ведь тоже характерны практически все те же самые криминальные явления, с которыми имеет шанс столкнуться любой гражданин. Плюс своя, специфическая, «профессиональная» преступность.

    Противостоять ей призваны органы военной прокуратуры. Именно в их компетенцию входят борьба с правонарушениями в войсках, обеспечение в воинских коллективах законности и правопорядка, защита законных прав и интересов граждан России, носящих на своих плечах погоны, а в конечном итоге - и забота о боеспособности Вооруженных Сил, безопасности общества и государства. Задача настолько сложная, насколько и ответственная. И не вызывает сомнения, что она решалась бы менее успешно, если бы в борьбе с армейской преступностью у военных следователей и прокуроров не было мощного союзника - органов Федеральной службы безопасности в войсках.
    Продиктованная жизнью необходимость такого тесного сотрудничества закреплена и законодательно: в соответствии с Положением об органах безопасности в Вооруженных Силах РФ, утвержденным указом Президента России, военной контрразведке вменяется в обязанность взаимодействовать с прокуратурой в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков и иными правонарушениями из разряда «особо тяжких».
    Конечно, эти задачи, на первый взгляд, вне компетенции специалистов по контршпионажу. Но что поделать, если безопасности государства и боеспособности армии и флота сегодня взяточники, аферисты и махинаторы в погонах, пожалуй, угрожают намного больше, чем все шпионы, вместе взятые. Если «на ветер» летят миллионы из военного бюджета, угрожающие масштабы принимает «армейская» наркомания, а ситуация в социальной сфере буквально деморализует личный состав... Профессионализм и опыт войсковых контрразведчиков, методы работы спецслужб сегодня в первую очередь востребованы именно в этой сфере.
    О том же, насколько эти методы эффективны, можно судить хотя бы по таким данным: в минувшем году органами военной прокуратуры по информации особистов проведено около 600 проверок (что, кстати, в два раза больше, чем год назад), внесено более 140 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства, возбуждено почти 400 уголовных дел.
    Характерным примером такого рода является проверка, проведенная военной прокуратурой Одинцовского гарнизона. От сотрудников военной контрразведки поступила информация о том, что должностные лица одной из авиационных воинских частей на протяжении нескольких лет занимаются хищениями имущества автослужбы. В итоге был раскрыт механизм этой аферы, выявлены факты хищений на сумму более 9 млн. рублей, возбуждено уголовное дело.
    Благодаря такому сотрудничеству недавно была раскрыта и пресечена преступная деятельность группы должностных лиц, которые существенно подорвали боеготовность своей ракетной части, сбывая «налево» материальные ценности и войсковое имущество.
    Стоит подчеркнуть, что профессиональное взаимодействие контрразведчиков с органами военной юстиции проходит отнюдь не только в режиме информирования. Войсковые особисты, как правило, активно участвуют в расследовании преступлений, проведении оперативно-розыскных мероприятий, вместе с военными следователями доводят конкретные уголовные дела, как говорится, до логического завершения - до суда. Хорошо зарекомендовала себя практика создания совместных оперативно-следственных групп. Их работа особенно эффективна при расследовании преступлений, совершенных «в условиях неочевидности» - иными словами, когда о преступнике неизвестно буквально ничего и розыск его начинается с нуля.
    Подобных примеров немало. Так, за 9 месяцев 2000 года только военными прокуратурами СибВО совместно с сотрудниками органов безопасности раскрыто 16 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и совершенных именно в условиях неочевидности. В результате возвращено 16 единиц оружия, более 16.000 патронов и 1.500 килограммов взрывчатых веществ.
    Прокуратурой Петрозаводского гарнизона во взаимодействии с военной контрразведкой раскрыты совершенные военнослужащими хищения боеприпасов и дорогостоящего оборудования. В этом случае следствие на начальном этапе также не располагало никакой информацией о преступниках.
    Полное использование оперативных возможностей органов безопасности позволило в Самарском гарнизоне, что называется, по горячим следам расследовать факт хищения боеприпасов должностными лицами службы ракетно-артиллерийского вооружения одной из войсковых частей. Достаточно быстро оказался на скамье подсудимых и начальник службы вооружения части из гарнизона Николаевка Приморского края, похитивший пистолет АПС. При участии сотрудников отдела ФСБ оперативно было раскрыто уголовное дело по факту хищения радиооборудования боевой техники в Балтийском гарнизоне.
    Практически неоценимой можно назвать помощь военных контрразведчиков и в расследовании чрезвычайного даже по нынешним временам преступления, совершенного недавно в одной из воинских частей, дислоцирующихся в Йошкар-Оле. В здании сгоревшего штаба были обнаружены трупы дежурного и его помощника, исчезли табельное оружие и боеприпасы. Именно сотрудниками ФСБ была выдвинута версия, которая впоследствии и получила подтверждение: к преступлению причастен бывший прапорщик этой же части некто А. Моряков. В результате оперативно-следственных действий убийца и его сообщник изобличены, их вина доказана неопровержимо.
    По отзывам работников прокуратуры, помощь профессионалов из военной контрразведки действительно во многих случаях оказывается неоценимой на «следственной кухне». Ведь при этом нередко возникает необходимость проведения таких оперативных мероприятий, которые просто не под силу военным юристам (кстати, вообще довольно стесненным в этом плане), скажем, скрытого наблюдения, сложных экспертиз, и т. д. Не секрет, что особисты располагают и специфическими возможностями получения информации, в ряде случаев способны копнуть намного глубже и надежно уличить преступника. Именно так произошло, например, недавно на Северном флоте - по уголовному делу, возбужденному в отношении капитана 2 ранга Разговорова, за 9 месяцев головоломного следствия от военных контрразведчиков в прокуратуру поступили 18 сообщений и материалов, что позволило выявить более 40 эпизодов хищений, совершенных этим офицером и другими должностными лицами на протяжении 4 лет.
    При словах «прокурорская проверка» у нечистых на руку должностных лиц замирает сердце. Правда, не секрет, что кое-кому из мошенников и махинаторов все же удается выйти сухими из воды, стопроцентная эффективность в борьбе с ними, к сожалению, мечта из разряда несбыточных. Однако достоверен и тот факт, что число избежавших ответственности правонарушителей заметно снижается, если в таких мероприятиях принимают участие сотрудники органов безопасности. Это касается, кстати, не только целевых, но и общенадзорных проверок по таким направлениям, как исполнение законодательства о сохранности федеральной собственности, пресечении незаконного оборота наркотических и психотропных средств, сохранении жизни и здоровья военнослужащих, предотвращении хищений оружия и боеприпасов, недопущении неуставных взаимоотношений, сохранении государственной и военной тайны, национальном, расовом и религиозном равноправии...
    Характерным примером может служить проверка исполнения должностными лицами требований общевоинских уставов и сохранности военного имущества, проведенная в порядке надзора в одной из частей УрВО прокуратурой Чебаркульского гарнизона. Во многом именно благодаря участию в ней сотрудников контрразведки она принесла неприятные «открытия»: была выявлена недостача на значительную сумму. Возможности соответствующего отдела ФСБ помогли установить и виновного.
    Примерно таким же был и сценарий проведенной в Новосибирском гарнизоне проверки исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности в государственном унитарном предприятии (одном из военных заводов). Работники органов безопасности помогли выявить факт фиктивного оформления ремонтных работ и в итоге предотвратить ущерб почти в полмиллиона рублей.
    Подобных примеров успешного и плодотворного сотрудничества множество. Не случайно многие военные прокуроры идут дальше официально регламентированного взаимодействия с органами безопасности, не ограничиваясь лишь совместным расследованием уголовных дел и проведением проверок. И в большинстве случаев встречают понимание и находят содействие партнеров. Во многом, кстати, этому способствует прочно установившаяся практика информирования руководства военной контрразведки о результатах совместной работы, итогах следствия по конкретным уголовным делам и принимаемым судебным решениям. Там, где результаты работы налицо, рождается и взаимная заинтересованность в повышении ее эффективности. Тем более если цель общая.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker