на главную страницу

12 января 2001 года

Россия и мир

Пятница

Три года меж двух огней

Владимир МОХОВ (Сухуми),
«Красная звезда».
Фото Владимира СЕМИРЯГИ.



    Не так давно в очерке «Миротворец» мы рассказали о генерал-лейтенанте Сергее Коробко, командующем Коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта. Но жизнь не стоит на месте, и вот уже на этот ответственный пост Совет глав государств СНГ назначил другого человека. В Сухуми мы побывали как раз в тот момент, когда Сергей Николаевич ожидал своего преемника, готовился передать ему дела и должность, посвятить в многочисленные тонкости, присущие тяжелейшей работе, именуемой миротворчеством.

    Правда, в последнее время «шапка Мономаха» стала чуть полегче. За эти годы, отметил в беседе в нами генерал-лейтенант Коробко, оперативная обстановка в зоне конфликта в целом изменилась к лучшему. Официальные власти Грузии и Абхазии пытаются решать спорные вопросы миром. Хотя кое-кто этому по-прежнему не рад. Есть еще силы, которых подобная политика Тбилиси и Сухуми явно не устраивает. И потому называть обстановку безопасной пока рано. Генерал Коробко характеризует ее как «относительно спокойную, но все еще напряженную».
    К примеру, в северной зоне безопасности несколько наблюдательных постов подверглись недавно обстрелу. Кто за этим стоит? Снова «партизаны», терроризировавшие миротворцев года два назад? Командующий КСПМ так не считает. По его данным, отрядов «Белый легион» и «Лесные братья» как таковых уже не существует. Они разбились на мелкие бандформирования криминального толка, имеющие своих главарей и озабоченные проблемами выживания. Сейчас, когда прекратилось бесперебойное финансирование этих «борцов за идею», «политикой» здесь пахнуть перестало. В течение всего 2000 года, заявил генерал Коробко, политически мотивированных преступлений в зоне ответственности КСПМ практически не было. 36 зафиксированных инцидентов - нападения на мирное население, подрывы на минах, грабежи, убийства - все это произошло чисто на криминальной основе.
    Прекратилась и «минная война» против миротворцев. Прежде всего это результат деятельности КСПМ. С другой стороны, считает командующий, скорее всего это и следствие тех же самых причин, связанных с прекращением активного финансирования «партизанщины» в зоне конфликта. Наверняка сказалось и желание тбилисского руководства решать все проблемы с Абхазией мирным путем. Во всяком случае нынешнюю ситуацию в 24-километровой зоне безопасности, проходящей вдоль бывшей административной границы Абхазии и остальной Грузии (теперь она называется линией разъединения сторон), не сравнить с той, какой была она даже три года назад. Жители соседних районов - Гальского и Зугдидского - беспрепятственно ходят в ту и другую сторону. Над ними уже не довлеет постоянное чувство страха.
    Оценивая три года, проведенные у руля руководства КСПМ, генерал Коробко говорит, что самым трудным из них был первый миротворческий год - 1998-й. Особенно майские события, когда ситуация в зоне безопасности стала критической. Некоторые горячие головы на противоположном берегу Ингури демонстрировали открытое желание захватить Гальский район. С помощью тех же самых «партизанских» организаций. «Маленькая» война, продолжавшаяся с неделю, не только отбила это безрассудное желание, но и привела к новому потоку беженцев, усугублению социальных проблем.
    Генерал Коробко думает, что впредь такое уже не повторится. Сколько можно наступать на одни и те же грабли? Но сегодня опять-таки рано говорить, что позитивные тенденции приняли необратимый характер. Если жители прилегающих к миротворческим постам селений по-прежнему считают наших военных единственной силой, способной предотвратить новую войну, то поодаль все еще слышны разговоры, направленные на подрыв хрупкой стабильности в зоне конфликта. Иногда они носят откровенно антироссийский характер. Таким подстрекателям невдомек и то, что миротворческие силы находятся здесь по решению Совета глав государств СНГ, и то, что Россия фактически за все Содружество несет на себе эту тяжелую ношу.
    Но вряд ли те, кто категорично требует от России урегулировать абхазскую проблему в сжатые сроки, кто бесконечно твердит, что ключ к ее решению находится в Москве, демонстрируют лишь политическую близорукость. Скорее, это явно выраженное желание решить проблему чужими руками.
    - Проблему мира на этой земле, - говорит генерал Коробко, - могут решить только сами грузины и абхазы. Мы, как посредники, даем им эту возможность. Предотвращая боевые действия, мы предлагаем им сидеть за столом переговоров и решать эту проблему мирным путем.
    Сам Сергей Николаевич за шесть полновесных сроков нахождения на посту командующего и сам не раз сидел за таким столом. Мирил вчерашних противников как только мог (хотя по большому счету не его это задача). Любви их взаимной друг к другу так и не добился. Но и нового кровопролития не допустил. А это на нынешнем этапе - главное.
    Напоследок мы спросили генерала Коробко, что бы он пожелал своему преемнику - генерал-лейтенанту Николаю Сидорычеву.
    - Терпения, - чуточку подумав, ответил Сергей Николаевич. - И выполнения главных принципов миротворчества - объективности, беспристрастности, открытости, честности во взаимоотношениях как с грузинами, так и с абхазами.

    На снимке: генерал-лейтенант Сергей КОРОБКО.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker