на главную страницу

12 января 2001 года

Тема номера

Пятница

Решая задачи сдерживания

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель Военно-научного комитета Военно-Воздушных Сил генерал-майор Сергей КОЛЯДИН

Анатолий ДОКУЧАЕВ,
«Красная звезда».



    В конце 2000 года на страницах «Красной звезды» о морской политике государства в ХХI веке рассказал председатель Морского научного комитета контр-адмирал Лев Сидоренко. Мы продолжаем знакомить читателей с военно-технической политикой различных видов Вооруженных Сил и родов войск.

    - Деятельность Военно-научного комитета ВВС имеет своей целью решение двуединой задачи - определение направлений совершенствования форм, способов боевого применения сил и средств Военно-Воздушных Сил и научное обоснование военно-технической политики в области дальнейшего развития их технической оснащенности. Эти два направления тесно связаны между собой и только в рамках единой организации, такой, как ВНК ВВС, во взаимодействии с управлениями Главного командования и научно-исследовательскими организациями ВВС подобная задача может успешно решаться.
    Так, в настоящее время определены основные положения военно-технической политики ВВС на период 2001-2010 годы, и в соответствии с ними подготовлены соответствующие разделы Государственной программы вооружений, предусматривающие развитие военной авиационной техники и средств противовоздушной обороны. В них достаточно гармонично, с учетом реальных финансовых ограничений, увязываются процессы модернизации существующих образцов вооружения четвертого поколения до уровня «4+», разработки техники пятого поколения и создания научно-технического задела для комплексов последующих поколений, с тем, чтобы ВВС России и завтра, и в отдаленной перспективе сохранили способность решать задачи сдерживания вероятного противника как на стратегическом, так и на региональном уровнях. Это относится к фронтовой, дальней, военно-транспортной авиации, зенитным ракетным и радиотехническим войскам. В качестве генерального заказчика авиационной техники решаем также вопросы, связанные и с развитием морской авиации, ведем научно-исследовательские работы в интересах армейской авиации.
    Отмечу, что приоритетной задачей в ближайшие годы будет модернизация техники ВВС, осуществляемая в соответствии с принятой в ВВС программой модернизации авиационной техники. Она утверждена главнокомандующим ВВС в июле 1998 года и корректируется в соответствии с решениями пленумов Военно-научного комитета в зависимости от потребностей времени и стоящих задач.
    - Если вести речь о придании «второго дыхания» фронтовой авиации, и в частности истребительной, то в чем оно выражается?
    - На сегодняшний день завершается выдача предприятиям авиационной промышленности уточненных тактико-технических заданий на модернизацию истребителей Су-27 и МиГ-29. Проводятся предварительные испытания вариантов этих авиационных комплексов с внедренными в них «частными новинками», проверяется верность принятых решений.
    - В чем конкретно заключается модернизация авиакомплексов, состоящих на вооружении?
    - В первую очередь - в совершенствовании бортового радиоэлектронного оборудования с целью повышения эффективности применения имеющегося вооружения и совершенствовании самого вооружения.
    - Но ведь наши авиационные объединения выпускают серийные машины поколения «4+», в частности многофункциональные истребители Су-30МК.
    - Тактические истребители Су-30МК создавались по заказу инозаказчиков и в соответствии с их требованиями. Наши ТТЗ на модернизацию наших истребителей также имеют свои особенности.
    - Рассматриваете ли вы экспериментальные самолеты С-37 «Беркут» и МиГ 1.44 как базу для создания истребителя пятого поколения?
    - При разработке целевой программы по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения предусмотрено выполнение ряда научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, позволяющих реализовать наше тактико-техническое задание к определенному сроку, в т.ч. и проведение испытаний на самолетах указанных типов как экспериментальных машинах для отработки отдельных технических решений в самолетах пятого поколения, обеспечивающих маневренность, заметность и т.д.
    - Соединенные Штаты Америки имеют уже истребители пятого поколения, но ставку делают на разработку дешевого легкого фронтового истребителя JSF. У нас впервые за последние десятилетия намечается отставание...
    - Да, США имеют истребитель пятого поколения F-22А «Рэптор», ряд характеристик самолетов пятого поколения заложены в ударном самолете более раннего выпуска F-117А «Найтхок». Сегодня они активно ведут разработки по программе JSF и на авиасалоне в Фарнборо в 2000 году демонстрировали два варианта этого легкого фронтового истребителя. Говорить о том, что на сегодняшний день самолет существует, рано, на выставке демонстрировались его макеты. Но у нас нет сомнений в том, что американцы уже в ближайшее время начнут проводить интенсивные испытания JSF.
    Что касается отставания... Все зависит от возможностей нашего государства, использования доходов от экспорта авиационной техники. Словом, если финансирование будет соответствовать задачам создания техники нового поколения, то потенциал (интеллектуальный, технический, производственный), сохранившийся на фирмах «Сухой», «МиГ», «Яковлев», позволит при грамотном его использовании в короткие сроки наверстать упущенное. Ведь ряд технических решений уже отработаны на МиГ 1.44, С-37 и других экспериментальных машинах. У нас есть разработки по силовой установке и бортовому оборудованию пятого поколения. Прибавьте сюда и новинки, родившиеся в ходе модернизации машин четвертого поколения.
    - Получается, что во фронтовой авиации будет одна машина - перспективный авиационный комплекс пятого поколения, который будет решать как ударные, так и истребительные задачи?
    - В перспективе ВВС России должны иметь на вооружении многофункциональные истребители, решающие как ударные, так и истребительные задачи, увязанные в единую систему воздушно-космической обороны.
    - По той же схеме будет выводиться на новую ступень дальняя авиация?
    - Сегодня мы имеем трехтипажный парк дальней авиации. Продлеваем ресурс самолетов, занимаемся модернизацией бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения с целью повышения точностных характеристик. И, конечно же, задумываемся над перспективами развития дальней авиации.
    - Ту-160 является ракетоносцем, но способен нести все перспективные виды вооружения. Придаст ли модернизация ему новые качества?
    - Ту-160 и в дальнейшем рассматривается как ракетоносец для решения ударных задач стратегической авиации.
    - А какая дальность полета будет заложена в проектах для нового стратегического комплекса, призванного заменить сразу самолеты средней дальности и межконтинентальные.
    - Она будет зависеть от возможностей размещенного на нем оружия, то есть дальности полета ракеты. Вряд ли нужно планировать, чтобы новый «стратег» без дозаправки летал на дальность до 20 тысяч километров, если сегодня можно, к примеру, увеличить дальность полета ракеты до 5 тысяч и более километров.
    - Снижение типажа - магистральное направление в военно-технической политике ВВС. Оно коснется и военно-транспортной авиации?
    - Безусловно, здесь задача сократить типаж и в то же время выйти на оптимальную группировку более актуальная: Ил-76, Ан-12, Ан-24, Ан-72 и Ан-26 нужна замена. Новые комплексы будут включать: оперативно-тактический тяжелый военно-транспортный самолет типа Ил-76 и тактический военно-транспортный самолет в размерности Ан-24, а если хватит денег, то и самолет промежуточного звена Ан-70.
    Все стоящие перед нами технические проблемы решаемы. По силовым установкам плюсом является то, что примерно такие же двигатели разрабатываются и для гражданских лайнеров. Не видим мы проблем и в создании нового бортового оборудования: отработаны спутниковая навигация, более совершенная аппаратура опознавания, обеспечивается посадка на короткие полосы.
    - А теперь о технике ПВО.
    - В соответствии с Указом Президента России основой группировок ПВО, особенно объектовой, будет зенитная ракетная система дальнего действия С-400. Разрабатываются и комплексы малого радиуса действия. Они находятся в опытно-конструкторской разработке, некоторые уже испытываются как в ВВС, так и в Сухопутных войсках. Вся же номенклатура разрабатываемой техники для противовоздушной обороны шире. Создается АСУ, являющаяся основой управления (сегодня стоит задача более тесного увязывания управления авиацией и средствами ПВО), новые радиолокационные станции для радиотехнических войск. К примеру, разрабатываются новые загоризонтные РЛС (это фазированные антенные решетки, твердотельные элементы, быстродействие, новые дальности и точности в обнаружении), которые должны прийти на смену станциям, что стоят сегодня на боевом дежурстве.
    - Существует ли единый документ, который тесно увязывал бы вопросы создания всех новых авиационных комплексов и систем противовоздушной обороны по времени, механизмам финансирования и т.д?
    - Это программа вооружений до 2010 года.
    - Предусматривает ли она к 2010 году появление новой боевой техники?
    - К концу программного периода планируется завершить опытно-конструкторские работы, включая испытания, начать серийное производство ряда новых комплексов оружия и переоснащение на них ВВС.
    В заключение считаю необходимым отметить, что фактически Военно-научный комитет стоит во главе технического реформирования Военно-Воздушных Сил. В составе ВНК проходят службу достаточно квалифицированные специалисты, как правило, кандидаты и доктора наук, ясно осознающие свою высокую ответственность за перспективы развития ВВС. Вместе с другими управлениями мы стремимся вести процесс реформирования без снижения боеготовности Военно-Воздушных Сил.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker