на главную страницу

13 января 2001 года

Армия сегодня

Суббота

На карте не значится

Капитан 2 ранга Константин ЛОБКОВ.



    На карте этот населенный пункт, где у самых сопок приютился гарнизон авиаторов, не обозначен. Н-ская часть да и только. Уютно устроились среди лесных островков кирпичные пятиэтажки, Дом офицеров, торговый центр, комбинат бытовых услуг... А рядом - аэродром, откуда поднимаются в дальневосточное небо самолеты и вертолеты полка, которым командует полковник Александр Варнаков.

Палочки-выручалочки


    - В нашей авиачасти сосредоточено наибольшее количество всех типов летательных аппаратов на Тихоокеанском флоте, - рассказывал Александр Георгиевич. - Это противолодочные и транспортные самолеты, вертолеты Ка-27ПЛ и Ми-8, другие машины. Соответственно и задачи решаем самые разные - от боевых до хозяйственных. К примеру, минувшим летом, когда на Приморье налетел тайфун «Булавин», экипажи майора Анатолия Аксенова и подполковника Михаила Путятина на вертолетах доставляли в затопленные районы продовольствие и другие грузы, выручали людей из беды. Тогда же «путятинцы» обнаружили и спасли двух местных жителей, поиски которых велись трое суток. А в Находке, на берегу залива, с помощью вертолетчиков был установлен купол на часовне - с такой необычной просьбой обратилась местная епархия к командующему Тихоокеанским флотом. К сожалению, не часто поднимаются ныне в воздух Ил-38. Зато о каждом таком вылете стоит рассказывать отдельно. Чего, к примеру, стоит только выход в Японском море на американский авианосец «Китти Хок» двух самолетов-разведчиков из полка Варнакова, успешно проведенная ими разведоперация!


Хелло, «Китти»!


    - Японское море мы могли обшарить вдоль и поперек - запаса топлива хватало, - рассказывал штурман Ил-38 майор Валерий Буланов, участник разведоперации. - Но погода была дрянь, и это осложняло задачу. Тем не менее на авианосную ударную группировку во главе с «Китти Хок» вышли удачно. Подлетаем к их ордеру, а над нами уже плотно висят самолеты-перехватчики. Так близко - не шелохнешься! Каких-то метров пять отделяли нашу машину от «Хорнета». Внаглую работали янки! Что же делать? Тут командир экипажа подполковник Ниль Сафиканов находит решение, как освободиться от опеки. Блинчиком, блинчиком (штурман показывает руками маневр Ила. - Авт.) - и мы уходим от американцев вниз, берем на разворот. Потом наши самолеты, ведущий и ведомый, ныряют ближе к правому борту авианосца и проносятся вдоль этой махины. Все в порядке! За считанные секунды штурманы-операторы майор Юрий Бахтин и старший лейтенант Андрей Шатило успевают провести аэрофотосъемку...
    - Есть у нас первоклассные летчики, есть. Подполковники Валерий Моторов, Ниль Сафиканов, Мунир Габдрахманов, майор Геннадий Жук, не сомневаюсь, любую задачу выполнят как надо, - говорил мне командир полка. - Но, к сожалению, стареет летный состав. В этом году я поднял в воздух на вертолетах командиров экипажей, не летавших аж 7 лет. Плохое финансирование, отсутствие топлива для винтокрылых машин - вот, увы, набившие оскомину причины...
    Сегодня средний возраст командиров кораблей - 40-41 год, им до пенсии рукой подать. Нужна надежная смена. А откуда ее взять, если за последние четыре года из летных училищ в полк не прибыло ни одного выпускника? Прислали лишь несколько вертолетчиков да одного штурмана.


Военная хитрость


    - Как-то летали мы в паре с Рахимзяном Исрафиловым на поиск иностранной подводной лодки, - вспоминает подполковник Мунир Габдрахманов, заместитель командира полка по летной подготовке. - Вышли на цель, но и нас засекли. Вскоре рядом зависли американские перехватчики. Зная, что наши переговоры прослушиваются, мы с Рахимзяном передавали друг другу нужную информацию на родном для нас татарском языке. Представляете, как «заклинило» их переводчика!
    Радует командование полка, что сегодня люди не мечутся в поисках средств к существованию, как это было еще несколько лет назад, когда денежное довольствие офицерам и прапорщикам задерживали на месяцы, а их жены и дети страдали от недоедания. Хотя и ныне военных не балуют высокой зарплатой, но все-таки более-менее отлажены выплаты, ликвидирована многолетняя задолженность по «пайковым». К тому же, как рассказывали в гарнизоне, многие авиаторы после рабочего дня или на выходные дни спешат в тайгу: кто с охотничьим ружьем, кто с мешком. Вот выдался хороший урожай на кедровые орехи, местное население их тоннами заготовило на зиму.
    - А что делать? - говорил один из авиаторов. - У меня дочь будет поступать в вуз во Владивостоке, с зарплаты мы ей ничего собрать не сможем на учебу. Приходится в тайгу-кормилицу ходить. 800 килограммов орехов собрал, сдам закупщикам - будут деньги.


Ой, мороз, мороз...


    Еще в ноябре по-зимнему морозные дни проверили на прочность систему теплоснабжения гарнизона. У меня паста в ручке застыла, когда утром беседовал с летчиками на аэродроме: минус 20 - это уже не осень. А экипаж, одевшись потеплее, привычно отгребал снег от своего самолета.
    Еще больше забот достается в такие дни коллективу инженерно-аэродромной службы. Главное - расчистить после обильного снегопада взлетно-посадочную полосу. За руль спецмашин садятся не только водители-матросы, но и начальник службы майор Виталий Комаров, командир аэродромно-технического взвода старший прапорщик Константин Кужель. У казарм и жилых домов в городке с сугробами борется личный состав авиабазы.
    К чести авиаторов, прежде всего работников здешней морской инженерной службы, проблем с теплообеспечением в гарнизоне нет. Загодя, еще летом, были тщательно подготовлены к работе в зимних условиях все котельные, заменен большой котел, отремонтирована теплотрасса. Здесь, в отличие от Артема или, например, Партизанска, где народ просто замерзает, подключили отопление еще 1 октября, едва в дома потянуло осенней прохладой. И сейчас, несмотря на морозы, тепло в матросских казармах, штабе и квартирах.
    - Этим своевременно занималась служба майора Зиновия Иваницкого, - говорит полковник Варнаков. - Кроме того, сумели, несмотря на нехватку материальных средств, заменить кровлю на трех жилых домах, подготовить крышу учебного корпуса полка.


На службу - попуткой


    Один из офицеров вертолетной эскадрильи сетовал на жилищную проблему. Дескать, было бы неплохо в гарнизоне получить служебную квартиру.
    - Жильем я обеспечен, - рассказывал он. - Но квартира - в другом районе, там и семья осталась. Приходится на службу добираться попутками, здесь с квартирами проблема...
    Действительно, в связи с передислокацией эскадрильи на новое место возникло немало сложностей с обустройством семей военнослужащих. Но сегодня, считает командир полка, проблема эта уже не столь остра, как прежде.
    - Некоторые ездят домой - там остались добротные квартиры, - говорит Александр Георгиевич. - Многие устроились в нашем военном городке. Могу так сказать: кто хотел, тот жилье получил. Потом, при увольнении военнослужащих в запас, конечно же, будем решать вопрос их дальнейшего бытоустройства. Благо, сдвиги в этом вопросе наметились. Стал лучше работать жилищный отдел морской инженерной службы ТОФ. Недавно в гарнизон пришли 25 сертификатов на приобретение квартир. Наши уже в Приморье получили квартиры, в центр России переехали. Недавно стал жителем Костромы майор запаса Сергей Фролов. В Ростовской области купили квартиры по жилищным сертификатам бывшие летчики подполковники Владимир Бендеров и Владимир Семенов. Люди постепенно что-то подберут себе по сертификатам, значит, освободится целый подъезд 5-этажного дома - улучшим условия нуждающимся.
    Может, и нет ныне того благополучия, которое было в «застойные» годы, - продолжал командир, - но важно то, что личный состав гарнизона занят делом и не теряет оптимизма.

Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker