на главную страницу

13 января 2001 года

Россия и мир

Суббота

США: новые люди - новая политика

Алексей ЛЯЩЕНКО,
«Красная звезда».



    Присягу в качестве президента Соединенных Штатов Джордж Буш-младший должен принести 20 января. А пока он занимался формированием своей администрации. Одной из первых была назначена “триада национальной безопасности” – госсекретарь США, помощник президента по вопросам национальной безопасности и министр обороны (им предстоит еще пройти процесс утверждения в сенате). Новые люди на этих постах оказались совсем не новыми - 43-й президент США окружает себя “старой гвардией”, людьми, с которыми почти 10 лет назад работал его отец Джордж Буш-старший. Но уже сейчас эксперты прогнозируют, что внешняя политика США с приходом новой администрации существенно изменится. Вопрос лишь в том, насколько кардинально и как это повлияет на международные отношения, в том числе и российско-американские.

    Министром обороны США назначен 68-летний Дональд Рамсфилд, человек, который считает реальной ракетную угрозу для США со стороны Ирана, Ливии и Северной Кореи. Он относится к ветеранам вашингтонской политики, известным сторонникам консервативного крыла в республиканской партии и ярым приверженцам ускоренного создания системы национальной противоракетной обороны (НПРО) в США. «Это человек чрезвычайно здравомыслящий, с сильными принципами, он будет замечательным министром обороны - снова», - сказал Буш по поводу Рамсфилда (он уже занимал этот пост с 1975 по 1977 год в администрации республиканского президента Джеральда Форда).
    Буш поставил перед Рамсфилдом три задачи: улучшение нравственных и жизненных условий в войсках США, модернизация вооруженных сил, а также пропаганда среди союзников идеи НПРО. Последняя задача, вероятно, окажется самой сложной и важной. Уже сейчас не только Россия и Китай, но и многие европейские страны - члены НАТО выражают озабоченность планами Вашингтона развернуть НПРО, расценивая их как серьезный шаг к “однополярному” миру.
    Новому министру обороны вместе с администрацией президента необходимо будет, как заявил Буш, “гарантировать, чтобы противоракетная оборона получила тот приоритет в будущих бюджетах Пентагона, который, как мы думаем, она должна получить”. Важным направлением строительства вооруженных сил США Буш назвал “изменения” в характере этих сил. По его словам, “эффективная военная сила все более и более определяется не размером и массой, а подвижностью и быстротой”. “Преимущество измеряется информацией, безопасность прирастает скрытностью”, - сказал новый президент США. По его словам, важнейшей задачей для Рамсфилда станет “разработка стратегии” с использованием новейших технологий для оснащения вооруженных сил США, готовых к “войне XXI века”.
    Вместе с тем сам новый глава Пентагона считает приоритетной задачей для американских вооруженных сил “отражение новых угроз”. “Мы находимся в новой эре национальной безопасности”, - заявил Рамсфилд, подчеркнув, что считает необходимым обеспечить готовность США к действиям в таких ключевых областях, как информационная война, противоракетная оборона, борьба с терроризмом, космические вооружения и оружие массового уничтожения.
    Новым госсекретарем США впервые в истории этой страны станет афроамериканец. 63-летний четырехзвездный генерал Колин Пауэлл с 1989 по 1993 год занимал пост председателя комитета начальников штабов вооруженных сил США, ранее, в 1987-1989 годах, был помощником президента Рейгана по вопросам национальной безопасности. Выступая на церемонии объявления о выдвижении кандидатуры генерала в отставке Колина Пауэлла на пост нового госсекретаря США, Буш, пожалуй, впервые и более-менее внятно за последние месяцы, в том числе и в предвыборной кампании, выступил с изложением внешнеполитических приоритетов своей будущей администрации. По его мнению, Америка обладает на мировой арене “уникальной силой и не имеющим себе равных влиянием” и готова использовать их “на службу демократии и для упрочения мира во всем мире и на многие годы”. “Внешняя политика в ближайшие годы будет служить национальным интересам” страны, подчеркнул Буш. По его словам, США должны “демонстрировать свою силу и цели, но сдержанно”. Американская “администрация будет работать со своими союзниками в Европе, на Дальнем Востоке и по всему миру для упрочения мира”, отметил глава Белого дома.
    Сам же Колин Пауэлл подчеркнул, что в области внешней политики США будут реализовывать “уникальный американский интернационализм”, “используя свою мощь и силу не для отгораживания от мира, а для взаимодействия с миром”. Он также добавил, что США намерены занять жесткую позицию в отношении тех стран, которые “стремятся получить доступ к оружию массового уничтожения и практикуют терроризм”. «Мы не боимся их, и они нас не запугают», - заявил бывший председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США, лично руководивший действиями американских войск во время войны в зоне Персидского залива, и подчеркнул, что в случае необходимости Соединенные Штаты намерены “защищать свои интересы с позиции силы”.
    В свое время генерал сформулировал доктрину, которой, как полагают, новый президент США будет придерживаться в области внешней политики: “Военное вмешательство должно отвечать жизненно важным интересам США, задачи должны быть предельно ясны и стратегия выхода очевидной”. Как считает Пауэлл, армия существует для того, чтобы побеждать, а это значит, что операция должна быть хорошо спланирована, перед ней должны быть поставлены ограниченные и достижимые цели, а успех должен достигаться превосходящими силами. По убеждению Пауэлла, американские солдаты не должны использоваться за рубежом своей страны, кроме как в качестве решающей силы, когда под угрозой оказываются стратегические интересы США.
    У генерала есть серьезные единомышленники. 46-летняя Кондолиза Райс, назначенная на пост помощника президента по вопросам национальной безопасности, в ходе выборной кампании выдвинула так называемую инициативу Буш - Райс “по новому распределению обязанностей” в рамках НАТО. Она предусматривает по существу отказ США от предоставления своих солдат для участия в миротворческих операциях, в первую очередь в Югославии, и намерение ограничиться разведывательным, транспортным и другим материально-техническим обеспечением действий союзников. Эта инициатива вызвала большой переполох по обе стороны Атлантики. Политические противники Буша в США заявили, что это – путь к разрушению НАТО изнутри. В схожем ключе, несколько осторожнее, но намекая на удаленность США от Европы со всеми вытекающими последствиями, высказались и европейцы.
    Возникает вопрос: а какое же место во внешней политике новой американской администрации отводится России? Однозначного ответа на него пока нет. Та же Кондолиза Райс утверждала в одном из интервью, что новая администрация намерена проводить в отношении нашей страны “реалистичную политику”. По ее словам, это прежде всего “означает признание того, что Россия – великая держава и что в чем-то мы можем расходиться во мнениях, но во многом можем сотрудничать”. “Мы будем работать с Россией и Китаем не как с потенциальными врагами и противниками и еще не как со стратегическими партнерами, но как с государствами, которые ищут свой путь, - отметил и новый госсекретарь США Колин Пауэлл. - У нас будут области согласия и области разногласий, и мы будем обсуждать их рациональным образом, давая возможность понять наши ценности и узнать о принципах, которыми мы дорожим”.
    Проблемы контроля над вооружениями и стратегической стабильности, несомненно, вновь станут доминировать в российско-американских отношениях. И ситуация здесь, по мнению аналитиков, представляется наиболее сложной. Кондолиза Райс полагает, что у Буша “есть реалистичная программа преобразования наших отношений в стратегической ядерной сфере, включая как ПРО, так и потенциальные сокращения наступательных вооружений”.
    Но разногласия между Москвой и Вашингтоном в вопросе развертывания США системы ПРО очень серьезны. Россия продолжает отстаивать на всех уровнях незыблемость Договора по ПРО 1972 года, тогда как Буш четко заявил, что собирается развернуть “эффективную” систему НПРО для защиты страны “в ближайшее возможное время”. Для этого он готов предложить Москве “поправки к Договору по ПРО”, а если российская сторона откажется, то США “выйдут из соглашения”. Ричард Чейни, новый вице-президент США, также считает, что “надо разобраться с вопросами, касающимися Договора по ПРО, и нашими отношениями с русскими”. По его мнению, “администрация Клинтона фактически предоставила право вето при решении этого вопроса, что недопустимо”.
    Неизвестно также, по какому пути теперь пойдет и процесс сокращения стратегических наступательных вооружений. Президент России Владимир Путин в конце года, излагая российскую позицию по поводу СНВ и ПРО, предложил Вашингтону стремиться к снижению уровней ядерного боезапаса у каждой из сторон до 1.500 единиц. По его мнению, это “вполне реально сделать к 2008 году”, а в последующем Россия готова “рассмотреть и более низкие уровни”. Однако некоторые американские эксперты по проблемам контроля над вооружениями в этой связи уже открыто говорят, что эпоха двусторонних соглашений о сокращении ядерных арсеналов кончилась. И наступает время односторонних шагов в этой области.
    Что касается позиции России к новой американской администрации, то министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил: “На повестке дня российско-американских отношений много вопросов, связанных со стратегической стабильностью, от решения которых зависит ситуация в мире. Россия намерена без раскачки приступить к серьезному диалогу с новой американской администрацией по всему комплексу проблем, включая сохранение Договора по ПРО 1972 года”.
    В любом случае отношение Москвы к Вашингтону отныне станет сугубо прагматичным и будет строиться с учетом национальных интересов. Опыт последнего времени показал, что политика непрерывных уступок с российской стороны и тактика постоянного давления на партнера с американской ни к чему хорошему не приведут.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker