на главную страницу

19 января2001 года

Кавказская линия

Пятница

Кавказ в составе России

Генерал-полковник Виталий АЗАРОВ,
кандидат исторических наук.
Полковник Владимир МАРУЩЕНКО,
кандидат философских наук.




    Кавказ издревле относится к регионам, где свято почитают традиции своих предков, бережно относятся к своему прошлому. Поэтому одним из ключей к пониманию происходящих здесь событий является знание его истории.
    Становление и развитие российско-кавказских отношений носило сложный и противоречивый характер. Это создает почву для слухов, домыслов, различного рода политических спекуляций, которые в конечном итоге используются экстремистами для разжигания здесь кровавых событий.
    Проблема восстановления порядка и мирной жизни в Чечне не первый год является одной из главных тем «Красной звезды». Бандформирования фактически разгромлены, но до нормальной жизни в Чечне, судя по всему, еще далеко. Накануне своим видением ситуации с журналистами поделился на пресс-конференции в Москве один из известных чеченских бизнесменов Малик Сайдулаев.

    Первые русские поселения

    Нередко освоение Россией Кавказа пытаются свести лишь к Кавказской войне, преднамеренно рассматривая ее изолированно от всей истории региона. В действительности же отношения русского и кавказских народов нельзя ограничить столь узкими временными рамками, так как они имеют куда более древние корни.
    Еще на стыке XV-XVI веков низовья Терека стали заселяться русскими вольными людьми. Те из них, которые расселились на Тереке, получили название «терские казаки», а в междуречье Терека и Сунжи, т.е. на Терском хребте, называвшемся в то время «Гребень», — «гребенские казаки». Русские поселения граничили с поселениями чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, ногайцев, аварцев и кумыков. Между поселенцами завязывались тесные контакты, заимствовались обычаи и привычки. Эти отношения являлись основой мирного сотрудничества еще задолго до появления в этих местах представителей царской власти. Таким образом, на территории, которую сегодня называют равнинной Чечней, русские обосновались еще до середины XVI века. Что же касается чеченцев, то они здесь были весьма малочисленны. Основная часть чеченских племен проживала в горах, к югу от реки Сунжа. Самим происхождением названия чеченцы обязаны, по сути, русским. Так, согласно наиболее достоверной версии, слово «чеченцы» произошло от аула Большой Чечен, находящегося на берегу реки Аргун, и стало общепринятым у русских, а затем и у самих чеченцев. Кумыки же называли ближайших к ним чеченцев, живущих за рекой Мичик, «мичигиш», тех же, которые проживали далее от них, — «ичкери», то есть дальние или живущие где-то там. Сами чеченцы называли себя «нахче», то есть «народ». На страницах нашей отечественной истории упоминание о чеченцах в первый раз встречается в 1708 году в договоре калмыцкого Аюки Хана с ближним министром, Казанским и Астраханским губернатором Петром Апраксиным.
    Как известно, в XIII веке территория Чечни подверглась опустошительному набегу монголо-татар, в конце XIV века сюда вторглись войска Тимура. И только в XV-XVI вв., т.е. после крушения Золотой Орды под ударами русских войск, чеченские племена получили возможность переселяться с гор на равнину.

    За помощью к России

    Начиная с середины 50-х годов XVI в. к Ивану Грозному обратилось большинство феодальных уделов Дагестана с просьбой принять их в подданство России и «беречи их от всех сторон». О защите от Турции и крымского хана просили черкесские и кабардинские князья, которые также добровольно перешли под власть Москвы. В 1584 году в Москву прибыло посольство грузинского царя Александра, который просил царя Федора Иоанновича принять под свое покровительство Иверскую землю, находившуюся «от неверных турок в великой беде и в утеснении».
    Чтобы обеспечить надежный путь в Грузию, русские власти в 1588 г. построили на реке Терек крепость Терки (Терский городок), в котором расположили три стрелецких полка во главе с воеводой Михаилом Бурцевым.
    Таким образом, к концу XVI века Московское царство имело на Северном Кавказе в роли своих передовых форпостов два казачьих войска (терское и гребенское) и крепость Терки, занятую стрелецкими полками.
    Однако начавшееся «смутное время» серьезно ослабило позиции России на Кавказе. Стрелецкие полки были отозваны обратно, а оставшиеся гребенские и терские казаки были предоставлены исключительно собственным силам. Несмотря на это, русские городки на Северном Кавказе уцелели благодаря широким бытовым и торговым связям с горцами. Давая краткую оценку сложившихся обиходных отношений, турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Дагестане в 60-е годы XVII века, писал: «Дагестанцы не любят иранцев и не вступают с ними в торговую связь. Зато они поддерживают тесную связь с москвичами» (так он именовал русских). Начиная с середины XVII века наблюдается прилив русского населения на Терек. Сюда бежали русские крестьяне, старообрядцы, недовольные казаки с Дона.
    На протяжении XVII и XVIII вв. на развитии российско-кавказских отношений отражалось непрекращающееся соперничество трех крупных держав — Ирана, Турции (вместе с Крымом) и России. Сегодня нередко можно столкнуться с фактами, когда умышленно забывают или умалчивают о завоевательных походах персидских войск, сопровождавшихся резней, поголовным уничтожением населения региона; об огромном уроне, включая геноцид народов, который причинили Кавказу турецкие завоевания.
    Усилившееся при Петре I Российское государство возобновило свою активную политику на Кавказе. Петр разрабатывал план создания великого международного торгового пути, соединяющего Балтику с Каспием, по которому пойдет основная торговля Европы со Средним Востоком и Индией. В 1712 году с целью создания цепи укрепленных пунктов по левому берегу реки Терек сюда были переведены гребенские казаки. Здесь они основали пять станиц: Червленную, Шадринскую, Новогладковскую, Старогладковскую и Курдюковскую. Эти казачьи поселения связали крепость Терки с Кабардой и стали основанием будущей Терской кордонной линии.
    Под прикрытием этой линии создавалась база русских войск для освобождения Кавказа от гнета Турции и Персии. В 1722 г. русская армия во главе с Петром I, сопровождаемая флотилией под командованием генерал-адмирала Апраксина, отвоевала у Персии все дагестанское побережье с Дербентом включительно. Петр в письме Сенату от 28 сентября сообщал, что дербентцы его «с нелицемерною любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили». Усиление Персии при Надир-шахе и непоследовательность в проведении политики в отношении Кавказа при преемниках Петра I привели к восстановлению в Дагестане персидского влияния.

    Усиление русского влияния

    Однако народы Кавказа, испытав на себе жестокость персидских и турецких завоевателей, все больше тяготели к России. Расширялись экономические связи горцев с Россией, неуклонно росло число русских поселений и опорных пунктов в Предкавказье. В 1735 г. основывается крепость Кизляр, ставшая вместо упраздненной крепости Терки главным административным и укрепленным пунктом всего терского края. В крепости размещался двухбатальонный Тенгинский полк. На реке Сулак переселенцами с Дона были образованы три казачьи станицы: Каргалинская, Дубовская и Бороздинская. С воцарением Екатерины II российская политика на Кавказе стала более последовательной и целеустремленной, правительство предпринимало активные усилия по увеличению численности иррегулярных войск на Тереке. В 1769 году по левому берегу Терека, между гребенским войском и Моздоком, основанным в 1763 году, были поселены пятью станицами в линию (Галюгаевская, Наурская, Ищорская, Мекенская и Калиновская) волжские казаки. Хорошо укрепленные и вооруженные станицы составили самостоятельную часть — Моздокский полк. Эти поселения совместно с предыдущими привели к созданию укрепленной линии, впоследствии получившей название «Левого фланга» будущей Кавказской линии.
    Победа России в войне с Турцией 1768 – 1774 гг. привела к включению в ее состав Кабарды, долины Кубани и Терека. После этого началось строительство дороги в Грузию по Дарьяльскому ущелью, были заложены крепости Владикавказ, Георгиевск. Все это укрепляло позиции России на Кавказе, но поворотными стали события, связанные с ликвидацией Крымского ханства и присоединением Крыма к России, а затем подписание в 1783 г. Георгиевского трактата, по которому Грузия, сохраняя внутреннее самоуправление, переходила под протекторат (покровительство) российской державной власти. Таким образом, Турция лишилась самой крупной своей базы давления на Северный Кавказ, а Закавказье оказалось доступным для русских войск.
    После победы над Турцией в войне 1787 — 1791 гг. Россия явно потеснила своих соперников в борьбе за Кавказ. Немало горских владетелей изъявило желание войти в состав Российского государства. Причем многие из них заявляли о готовности дать присягу на вечное подданство и навечно включить свои земли в состав Российской империи. Однако русские власти ввиду сложной международной обстановки проявили большую сдержанность в этом вопросе.

    Подстрекательство Турции

    Будучи не в состоянии к открытому вооруженному противостоянию с Россией, турецкое командование приложило немало усилий для подстрекательства местного населения против российских властей. При этом весьма эффективно использовался религиозный фактор. На тот период значительная часть горских народов исповедовала языческие формы религии и отличалась большой терпимостью к христианам. Турция с самого начала попыталась придать распространению мусульманства в данном регионе антироссийскую направленность. «Явились озлобленные против христиан священнослужители, — писал А.П. Ермолов. — Порта с намерением таковых посылала, тайно расточаемы были подарки, обещания». Россия допустила стратегическую ошибку, не противодействуя активно этим агрессивным процессам. «Когда же убеждения переросли в фанатизм, — отмечал Ермолов, — то люди, прежде нам желавшие добра, охладели, неблагонамеренные сделались совершенными злодеями… Корыстолюбивые священники приняли на себя разбирательство дел, все подпало власти их, уничтожены прежние суды; князья и лучшие фамилии, потеряв всякое влияние, лишились уважения в народе, и мы не могли иметь никакой партии в пользу нашу. Молодые люди знатнейшего происхождения вдались в грабежи и разбои, и между ними отличался тот, кто более мог наносить вреда русским, нападая на безоружных поселян Кавказской линии и отгоняя табуны». При всем возможном субъективизме в этих оценках нельзя не согласиться с тем, что они достаточно верно отражали процессы смены у кавказских народов правящей элиты прорусской ориентации на элиту турецкой ориентации, которая использовала знамя ислама в борьбе против России.
    В этой борьбе Турция не брезговала делать ставку и на самозванцев, которые выдавали себя за пророков, избранников Великого Мухаммеда. Одним из таких лжепророков был безграмотный пастух Учерман, провозгласивший себя в 1785 г. шейхом Мансуром. Опираясь на поддержку Турции, он в 1785 – 1791 гг. возглавлял движение против России. Судя по донесению одного из турецких агентов, турецкая сторона сама сомневалась в наличии у Учермана качеств, необходимых для того, чтобы прослыть подлинным избранником Мухаммеда. В нем, в частности, отмечается, что «Мансур не то лицо, которого ожидают на основании предсказаний пророка, а обманщик, который при этом не пользуется большим доверием в Дагестане».
    Объявив русским газават, он собрал войско для того, чтобы «завоевать землю неверных». Однако ни турецкая помощь, ни исламские лозунги, на которых спекулировал «шейх», не помогли ему достичь поставленных целей. В конечном итоге его постигла типичная участь всех самозванцев — остаток своей жизни он провел в тюрьме Шлиссельбургской крепости.

    Вхождение Закавказья в состав Российской империи

    1795 год был ознаменован вторжением на Кавказ войск иранского хана Ага-Мухаммеда. Быстро пройдя Карабах, агрессоры захватили Тифлис. Целых шесть дней персияне бесчинствовали в городе: жгли, насиловали женщин, резали пленных и убивали грудных младенцев, перерубая их пополам с одного размаха, только лишь с той целью, чтобы испытать остроту своих сабель. В результате Тифлис был полностью превращен в руины, половина его населения была перебита, около двадцати трех тысяч грузин уведено в рабство. Полностью опустошены и разорены прилегающие земли. Запуганные участью Тифлиса, многие кавказские правители обратились за военной помощью к России.
    Россия, втянувшись в борьбу против революционной Франции, не в состоянии была выделить большие военные силы для защиты народов Кавказа. Следствием этого явилось стремление Павла I создать из ханств Дагестана и Азербайджана феодальную федерацию под покровительством России. Считалось, что с реализацией этого плана удастся прекратить междоусобицы, объединить военные силы членов этого союза. Российская же империя, не возлагая на себя ответственность за внутренние дела на Кавказе, малыми силами сможет контролировать политическую ситуацию в регионе и защищать там свои интересы.
    Однако обостряющиеся противоречия на Кавказе показали бесперспективность этого плана. Над Кавказом вновь нависла угроза иранского нашествия под предводительством шаха Баба-хана. Стало ясно, что протекторат России не может служить надежной гарантией безопасности и следует искать новые формы союза вплоть до вхождения в состав Российской империи. В 1800 году грузинский царь Георгий XII, осознавая смертельную опасность, нависшую над грузинскими княжествами, обратился в Петербург с просьбой о вступлении в российское гражданство. В Тифлис были направлены русские войска, которым было суждено спасти Грузию от нового разорения вторгшимися в ее пределы войсками Омара-хана аварского. В ноябре 1800 года на реке Иоре произошло сражение, которое навсегда останется памятным в истории Кавказской армии. Два батальона русской пехоты под командованием блестящих генералов М.П.Лазарева и В.С.Гулякова, усиленные отрядом грузинской милиции в три тысячи человек, разгромили пятнадцатитысячное войско горцев. В феврале 1801 года жители Тифлиса добровольно присягнули на верность российскому императору. Манифест, подписанный Александром I в сентябре того же года, подтвердил принятие Грузии в подданство России. В принятом документе подчеркивалось, что «делается это не для приращения своих сил, не для корысти и распространения пределов и без того обширнейшей империи в свете, а единство из человеколюбия, которое налагает на него священный долг внять молению страждущих и отвратить от них скорби учреждением такого правления, которое могло бы утвердить в земле их правосудие, личную безопасность и дать каждому защиту закона». Выдающийся грузинский писатель И.Г.Чавчавадзе так писал об этом событии: «Покровительство единоверного великого народа рассеяло вечный страх перед неумолимыми врагами. Утихомирилась давно уже не видевшая покоя усталая страна, отдохнула от разорения и опустошения, от вечных войн и борьбы. Исчез грозный блеск занесенного над страной и нашими семьями вражеского меча, исчезли полыхающие пожары, в которых гибли дома и имущество наших предков, канули в вечность грабительские набеги, оставившие лишь страшное, потрясающее воспоминание. Наступило новое время - время покоя и безопасной жизни для обескровленной и распятой на кресте Грузии (как это разнится с заявлениями некоторых нынешних грузинских националистов).
    Присоединение Грузии создало новую ситуацию на Кавказе. Феодальные правители Дагестана один за другим вступали в подданство Российской империи. Примечательно, что в некоторых случаях при нежелании местного правителя сделать это к русским властям с просьбой о его смещении и присоединении к России обращалось население. С подобными просьбами обращались к астраханскому губернатору жители Дербента в 1801 году и каракайтагцы.
    Иран и Турция, обеспокоенные проникновением России в глубь Кавказа, при поддержке Англии и Франции попытались вооруженным путем воспрепятствовать этому. В 1804 году вспыхнула русско-иранская война, к которой в 1806 году на стороне Ирана присоединилась Турция. Боевые действия завершились победой русских войск и подписанием в 1813 году Гюлистанского мирного договора, согласно которому иранский шах признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана. В ходе этой войны покрыл себя неувядаемой славой генерал П.С.Котляревский, которого солдатская молва справедливо называла «кавказским Суворовым». Возглавляемый им отряд в две тысячи человек в 1812 году на реке Аракс наголову разбил тридцатитысячное войско Аббас-Мирзы.
    В 1826 году иранские войска под руководством Аббаса-Мирзы вновь вторглись в Закавказье через Карабах, однако, несмотря на многократное превосходство, им не удалось овладеть обороняемой русскими войсками крепостью Шуша. В 1827 году русские войска перешли в наступление и очистили Армению и Южный Азербайджан от иранских войск. Местное население восторженно встречало русские войска. В 1828 году был подписан Туркманчайский мирный договор, согласно которому шах отказался в пользу России от Эриванского и Нахичеванского ханств и подтвердил права России на всю территорию Азербайджана.

    О причинах Кавказской войны и мифах, связанных с ней

    Присоединение Закавказья остро поставило новую геополитическую проблему — обеспечение надежной связи новых территорий с центральными губерниями России. В то время единственная сухопутная дорога в Закавказье проходила через узкую линию крепостей на Северном Кавказе. Однако политическая ситуация в регионе была непростой. Его раздирали межэтнические, социальные, межрелигиозные противоречия, которые обострялись благодаря подстрекательству Турции и Ирана. Горцы, привыкшие жить в соответствии со своими обычаями, весьма негативно реагировали на попытки навязать им российские законы. Особенно возмущали горцев запреты на набеги (в то время род обычного промысла в горах).
    Нередко в начале Кавказской войны пытаются всецело обвинить российское правительство. Конечно, отрешиться от имперских амбиций России невозможно, но нельзя и не учитывать образ жизни некоторых горских народов, терроризировавших все прилегающие области. Так, низкий уровень развития производительных сил, малое количество пригодных для земледелия земель приводили к тому, что произведенных продуктов не хватало для удовлетворения жизненных потребностей. Недостающее изымалось у соседей: набеги совершались на Грузию, на дорогу, ведущую в Закавказье, на казацкие поселения и даже на родственные горские народы. У многих горских племен это считалось естественным образом жизни. «Воровство и грабеж, — говорили их депутаты генералу Румянцеву, — наши занятия, так же, как ваши — соха и торговля. Грабежом жили наши отцы и деды, и если мы оставим их ремесло, как требуют русские, то будем вынуждены погибнуть от голода».
    Весьма распространенным промыслом здесь считалось похищение людей. «Похищать людей украдкой в мирное время, — писал С. Броневский, — у своих соседей и даже у знакомых почитается за молодчество для горского наездника». Работорговля, которая была неведома на Руси, являлась самым доходным занятием на Кавказе. Тот же С. Броневский отмечал, что «ежели пленник — значущий или зажиточный человек — офицер, купец, словом, такой, за которого они могут получить большой выкуп, то приковывают его за шею, за ногу к стене, худо кормят, не дают спать и потом через несколько дней приносят бумагу, перо и чернила и приказывают ему писать, куда знает, письма с объявлением назначенной выкупной цены». Одной из самых жестоких акций заложничества в отношении мирных жителей является набег Гази-Мухаммеда — сына имама Шамиля — в Алазанскую долину Грузии летом 1854 года, в ходе которого было сожжено 18 селений, более тысячи жителей убито и около 900 захвачено в плен. По оценкам современников, грузины заплатили за своих детей столь крупные суммы, что денег в Грузии не осталось.
    По вполне понятным причинам российская администрация не могла позволить существования подобной вольницы на своей территории. Борьба с подобными проявлениями «самобытности» горцев вызвала ожесточенное сопротивление с их стороны, которое вылилось в полувековую Кавказскую войну (1817 — 1864).
    Война с обеих сторон носила ожесточенный характер. В ходе этой войны обе стороны несли большие потери. Наиболее чувствительными они были для сравнительно малочисленных горских народов. Кроме того, принося прибыль горской знати, война несла разорение и нищету населению региона. Примечательны слова Шамиля: «Я сдался только тогда, когда в горах народ питался травой». Народ, видя как ближайшие помощники Шамиля копят деньги, напрасно убивают мусульман, понимал бессмысленность и бесперспективность этой борьбы, необходимость жить в дружбе с Россией. В конечном итоге это лишило лидеров горцев социальной поддержки и предопределило их военные поражения.
    Сегодня достаточно усиленно раскручиваемым мифом является утверждение о жестокости русских военачальников. Однако исторические факты свидетельствуют, что значительно большую жестокость проявляли лидеры горцев. Причем не только по отношению к российским солдатам и офицерам, но и по отношению к соплеменникам. Так, имам Гамзат-Бек отрубил голову престарелой ханше в Хунзахе, по приказу имама Шамиля были казнены 33 телетлинских бека, 11-летний Булач-Хан, наследник аварских ханов, брошен в горную реку. Смертью также наказывали за обман, измену, сопротивление мюриду, несовершение пяти молитв в день и т.д. «Шамиля, — писал современник, — всегда сопровождал палач, а Барятинского – казначей». Когда в 1844 году в чеченском ауле Цонтери убили Шуаиб-муллу, Шамиль отправился туда лично и уничтожил всех жителей от мала до велика. При усмирении непокорного тадбурдинского общества имам собственной рукой убил 15 человек. «Правду сказать, — признавался он впоследствии, — для смягчения характера горцев я употреблял жестокие меры: много людей убито по моему приказанию, но без этого невозможно было обойтись; другого средства с этим народом нет». «Я управлял народом скверным, разбойниками, которые тогда только сделают что-нибудь доброе, когда увидят, что над их головами висит шашка, уже срубившая несколько голов». Видимо, этими обстоятельствами вызваны даже среди чеченских авторов неоднозначные, а порою и весьма жесткие оценки личности Шамиля и той войны, которую он вел. Например, Саламу Дауев писал: «Имама Шамиля прославили на весь мир не его честность и порядочность, не мужество и данные полководца, а «геройское» самоубийство обманутого чеченского народа, коварно брошенного идеологией газавата в пожар войны с Россией».
    Предметом особых спекуляций является вопрос о насильственном переселении царской администрацией горцев с Кавказа в Турцию. Османская империя в связи с этим нередко изображается покровительницей горских народов. При этом замалчивается немаловажный факт о том, что народы Северного Кавказа подталкивала к переселению прежде всего не политика России, а подстрекательство Порты, которая распространяла слухи о якобы готовящемся насильственном обращении мусульман в христианскую веру, о полном уничтожении неугодных. На турецкой же земле им обещалось полное «благоденствие». На самом же деле турецкое правительство меньше всего волновала судьба горцев. Переселенцев планировалось использовать в качестве средства в решении геополитических проблем, т.е. против сопредельных христианских народов.
    В результате в основном из западной части Кавказа переселились в Турцию порядка 500 тысяч человек (это явление получило название «махаджирства», а сами переселенцы именовались «махаджири»). Однако посулы турецкого правительства оказались ложными. Многие горцы-эмигранты с горечью признавали, что их положение в христианской России было лучше, чем в мусульманской Турции. Известны даже случаи депортации кавказских горцев, когда турецкое правительство насильно расселяло их по одному, два семейства в пустынных районах страны. Сын имама Шамиля Мухаммед-Шефи с гневом отмечал: «Турецкое правительство вело политику в отношении горцев такую точно, как европейцы в отношении негритосов. У турецкого правительства не хватило и благородства даже для дачи приюта горцам-переселенцам в Турции, которые с трепетом ехали туда, как в святые места, думая найти в единоверной Турции для себя новую родину».

    В составе Российской империи

    После окончания Кавказской войны происходила быстрая интеграция Кавказа в состав Российской империи. Вопреки утверждениям Турции, российские власти в целом уважительно относились к традиционным институтам и обычаям горцев. В отношении мусульманской веры проводилась политика веротерпимости. Самодержавие, сохраняя первенствующее положение за православной церковью, не предпринимало мер по насильственной христианизации исповедующего ислам населения. Мусульманскому духовенству были предоставлены судебные права в гражданских делах, основанные на Коране. В их ведении находились семейно-брачные отношения, разрешение на принципах шариата наследственных споров, ведение метрических книг.
    Отводя такую влиятельную роль духовенству, российское правительство предпринимало организационные меры, направленные на обеспечение его благонадежности, воспрепятствование духовному влиянию со стороны Турции и Персии. В духовенство принимались только российские подданные, выдержавшие испытание в порядке, указанном наместником.
    Присоединение Кавказа к России способствовало политическому, экономическому и культурному развитию народов данного региона, появлению промышленности, транспорта и национальной интеллигенции. Однако нарастание революционного движения в России вело к обострению и без того сложных национальных отношений в регионе. В решении своих политических задач революционные партии и движения активно использовали национальные противоречия. Это вело к усилению националистических сил, которые в своей борьбе стали прибегать к тактике террора.
    Подводя итог развития российско-кавказских отношений в дореволюционный период,необходимо подчеркнуть, что история их формирования имеет достаточно древние корни. Процесс интеграции Кавказа в состав России носил не простой, противоречивый, но все же объективный характер. Рассуждения о самодержавной России как о «тюрьме народов» носят не только не корректный, но и заведомо провокационный характер. Они преследуют цель опорочить и дискредитировать историческое прошлое нашего Отечества, посеять рознь и вражду между народами нашей многонациональной Родины. Исторический опыт свидетельствует, что имперская политика России на Кавказе коренным образом отличается от колониальной политики Запада. В России отсутствовало понятие «метрополия», не было юридически господствующей нации, не было национального угнетения в пользу самого многочисленного русского народа. Фактически основное бремя государственного строительства несло население центральных русских губерний. Ни один народ Кавказа не исчез с лица земли под русским владычеством. Более того, некоторым народам удалось сохранить свое физическое и культурное существование только благодаря заступничеству России. Благодаря вхождению в состав Российской империи многие народы Кавказа совершили резкий скачок в социально-экономическом и политическом развитии, преодолели национальную обособленность, приобщились к мировой культуре и т.п. «Трудно сказать, — писал В. Дегоев, — когда и насколько бы «созрел» Кавказ до уровня современной (на тот момент) государственности, если бы он находился вне Российской империи в условиях соседства (или, скорее всего, в составе) Турции и Ирана. Не к месту ли здесь вспомнить о турецких армянах, иранских азербайджанцах, курдах, огромной северокавказской диаспоре на Ближнем Востоке? Их судьбы сложились по-разному (у кого более трагично, у кого менее), но всех их объединяет одно: полное отсутствие того, что они вполне заслуживают хотя бы по своей численности, — национальной государственности (в любой форме) как естественной и надежной ниши для самосохранения и самореализации». Как отмечает Р. Гожба, «На сегодняшний день в Турции у горцев нет ни школ, ни учебников, у большинства из них другие фамилии, даже топонимы с этнонимами «черкес», «абаза» (например, типа «черкес кей» — «черкесское село») заменены чисто турецкими названиями. Конституция Турции 1961 года считает всех граждан страны турками, хотя в Турции проживает... свыше миллиона потомков кавказских горцев». Еще более трагична в этой стране судьба армянского населения, в отношении которого проводилась политика геноцида. В ходе резни 1915 года, которую учинило турецкое правительство фактически по отношению к собственным мирным гражданам, были истреблены 1,5 млн. армян. Подобных позорных фактов не знала история Российского государства.
    Победу сепаратизма и разрушение Российской империи обусловили не национальный гнет, а ослабление центральной власти в силу политической и социально-экономической неэффективности царского правительства, деятельности социал-демократических партий, поддерживающих автономистические, а по сути националистические тенденции. Все это многократно усугублялось жертвами и разрушениями, вызванными первой мировой войной. Февральская революция разрушила последние скрепы, соединяющие Российское государство.

    Во время революций и гражданской войны

    После свержения самодержавия был учрежден для управления Кавказом Особый Закавказский комитет, который получил права бывшей царской администрации. Однако с падением прежней системы государственного управления и провозглашением демократической республики регионализм, амбиции национальных элит приобрели невиданный размах. Многие общественные деятели кавказских народов, которые еще буквально полвека назад с помощью России боролись за свое этническое существование, строили планы создания великой Армении, начиная от Эривани и до Ростова, великого Азербайджана до персидского Тавриза, великой Грузии. Лидеры Северного Кавказа ратовали за создание независимого государства, простиравшегося от Черного до Каспийского морей. В мае 1917 года на первом горском съезде во Владикавказе был создан Союз объединенных горцев Кавказа. Его лидерами стали кумыкский князь Р.Х. Капланов, чеченский нефтепромышленник А. Чермоев, бывший царский чиновник ингуш В. Джабатиев, кабардинский коннозаводчик П. Коцев и др. В ноябре 1917 года союз провозгласил создание Горской республики, в правительство которой вошли члены ЦК союза. Лидеры и представители духовенства Дагестана победу февральской революции решили использовать для образования на Северном Кавказе теократического государства (имамата). В августе 1917 года в селении Анди состоялся второй съезд горских народов Кавказа, единогласно избравший имамом Дагестана и Чечни сына наиба имама Шамиля Нажмутдина Гоцинского.
    Начавшаяся гражданская война меняла политическую карту региона с калейдоскопической быстротой. В марте 1918 года была провозглашена Терская советская республика. В марте 1919-го был сформирован новый состав правительства Горской республики во главе с Пшемахо Коцевым. Однако в мае 1919 г. в условиях оккупации Дагестана войсками А. Деникина горское правительство и созданные им структуры были ликвидированы.
    Некоторое время на Кавказе существовало и образованное в сентябре 1919 г. Северо-Кавказское эмирство, расположенное в Нагорной (Большой) Чечне со столицей в слободе Ведено, вооруженные силы которого вели борьбу с деникинскими частями. Это государственное образование, жившее по законам шариата, возглавлял имам и эмир шейх Узун Хайр Хаджи Хан.
    В Тифлисе 15 (28) ноября 1917 г. местными национальными партиями было создано правительство Закавказья — Закавказский комиссариат. По его инициативе в феврале 1918 г. был создан общий для региона орган государственной власти — Закавказский сейм. Он состоял из депутатов, избранных в учредительное собрание от Закавказья, а также представителей национальных партий — грузинских меньшевиков, дашнаков, мусаватистов и др. Председателем этого органа на правах президента республики был избран Н.С. Чхеидзе, санкционировавший в марте 1918 г. отделение Закавказья от России, а в начале апреля провозгласивший образование Закавказской демократической федеративной республики. Однако в силу национальных разногласий в мае — начале июня образовываются Грузинская демократическая республика, Республика Армения, Азербайджанская республика. Выступая за собственное национальное самоопределение, лидеры этих республик занимали откровенно шовинистическую позицию по отношению к другим народам: грузинские меньшевики — в отношении Абхазии и Осетии, дашнаки — в отношении азербайджанцев, мусаватисты — в отношении армян, в результате чего в 1919 — 1920 гг. произошла массовая резня армян в Азербайджане и азербайджанцев в Армении. Погибли тысячи жителей, уничтожены десятки азербайджанских и армянских сел. Только в Шуше было сожжено и разрушено около 1.700 зданий. В апреле 1920 года при поддержке 11-й армии была свергнута власть мусаватистского правительства. В ноябре 1920 года эта же участь постигла дашнакское правительство. Были провозглашены Азербайджанская и Армянская социалистические советские республики. В феврале 1921 года части 11-й Красной Армии вместе с отрядами грузинских повстанцев вступили в Тифлис и провозгласили Грузинскую социалистическую советскую республику. В марте была образована Абхазская социалистическая советская республика. По-разному оценивая эти события, нельзя не признать, что в ходе этих общественно-политических трансформаций удалось покончить с этническими столкновениями в Закавказье, защитить этот регион от вооруженной экспансии со стороны Турции и Великобритании.

    В советский период

    В марте 1920 года, после ухода деникинских войск, на Северном Кавказе также стала устанавливаться советская власть. Этот процесс принял форму республиканско-государственного строительства. 20 января 1921 года на территории Терской и части Кубанской областей декретом ВЦИК РСФСР была создана Горская автономная советская социалистическая республика. В ее состав вошли округа: Чеченский, Ингушский (Назрановский), Северо-Осетинский (Владикавказский), Кабардинский, Балкарский, Карачаевский и Сунженский с казачьим населением. Этим же декретом на территории Дагестанской области образована Дагестанская автономная советская социалистическая республика. В 1922 году из ГАССР в автономные выделились: Кабардино-Балкарская АО, Чеченский и Карачаевский национальные округа. 7 июня 1924 года декретом ВЦИК ГАССР была упразднена. На ее территории созданы Северо-Осетинская и Ингушская АО. Создавая республики, большевистское правительство руководствовалось принципом «одна нация — одно государство», что противоречило не только мировому опыту, но и этнополитической ситуации на Северном Кавказе. Границы образовавшихся республик часто игнорировали этнический состав населения, ущемляли права нетитульных народов, и в первую очередь русских. Например, казачьи земли без согласования с их населением включались в состав различных автономий. Так, в 1921 г. в процессе оформления Горской республики к ней присоединили 17 казачьих станиц и хуторов, в которых проживали более 65 тысяч русских. Фактически насильственно присоединенные территории и их население подвергались постоянным нападениям, заканчивавшимися переделами казачьих земель в пользу горских народов. Свидетельством этого является архивный документ, сохранившийся в фонде Наркомнаца. Вот лишь некоторые выдержки из него: «…Жизнь русского населения всех станиц, кроме находящихся в Кабарде, стала невыносима и идет к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики: полное экономическое разорение края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русским населением со стороны чеченцев, ингушей и даже осетин… Местные власти вплоть до окружных национальных исполкомов и ГорЦик, зная все это ненормальное положение, не принимают никаких мер против этого. Наоборот, такое положение усугубляется еще открытой пропагандой поголовного выселения русских из Горской республики, как это неоднократно (звучало) на съездах, например, Учредительном Гор. республики, чеченском и др. Это печатается в газетах, таких, как «Горская правда», «Трудовая Чечня». Нередко это было следствием позиции центральных властей, которые проводили политику, направленную на расказачивание, противопоставление «реакционному» казачеству «революционно настроенных» племен Северного Кавказа.
    Уже с первых шагов советской власти на Северном Кавказе пришлось столкнуться с повстанческими движениями горцев. В сентябре 1920 года вспыхнуло восстание в Дагестане, которое возглавляли Нажмутдин Гоцинский, полковник Алиханов и внук имама Шамиля офицер французской службы Саид-Бек. Восставшие преследовали цель ликвидации дагестанской автономии и установление шариатской монархии. К началу декабря они насчитывали около 3 тысяч человек, а к весне 1921 года 10 тысяч штыков и сабель, контролируя район Хунзаха и Гуниба. Боевые действия продолжались вплоть до начала лета 1921 года, когда остатки банд рассеялись по недоступным горным ущельям и пещерам. Однако сопротивление продолжалось: не прекращались убийства советских работников, коммунистов и милиционеров. Главными районами повстанческого движения являлись пограничные с Азербайджаном и Чечней Хасавюртовский и Кюрийский округа, а также города Дербент и Махачкала. Немаловажную роль во всплеске преступности в Хасавюртовском округе осложняли бандитское движение в Чечне и самовольное переселение сюда 4.000 чеченцев. Это обостряло отношения между дагестанскими народами и Чечней. Посетивший Дагестан в апреле 1923 года уполномоченный Наркомфина писал в своем отчете: «Особое внимание надо обратить на борьбу с налетами чеченцев… И если с бандитизмом чеченцев не будет покончено в ближайшее время, то нельзя ручаться за стихийное выступление нескольких округов против Чечни».
    Ситуацию в Дагестане осложняло наличие огромного количества оружия у населения. По оценке органов ОГПУ, это около 100 тысяч стволов. В сентябре 1926 года войсками Кавказской армии, Чеченского и Терского отделов ОГПУ была проведена операция по изъятию оружия. В ходе нее было изъято почти 39 тысяч винтовок, почти 20 тысяч револьверов, 563 гранаты и 9 пулеметов. Предпринятые меры способствовали стабилизации обстановки в республике. Несмотря на недовольство населения коллективизацией, до вооруженных восстаний в Дагестане не доходило.
    Значительно сложнее проходил процесс стабилизации обстановки в Чечне. Противоборство советской власти и населения Чечни началось сразу после отступления белой и прихода Красной Армии. Начиная с зимы 1920-1921 гг. восстания здесь не прекращались, несмотря на все усилия властей. Как сообщал штаб Северо-Кавказского военного округа, «Чеченская автономная область является очагом уголовного бандитизма... Абречество по-прежнему не считается в среде горцев позорным промыслом. Уголовный бандитизм проявляется главным образом со стороны чеченцев и ингушей, производящих мелкие грабежи в районах железнодорожной линии, грозненских нефтепромыслов и Сунженского, и Кизлярского округов... Предоставленные на плоскости земельные угодья чеченцы полностью не используют. Ведут отсталыми формами свое сельское хозяйство, нетрудолюбивы. В массе своей чеченцы склонны к бандитизму как главному источнику легкой наживы, чему способствует большое наличие оружия. Власти на местах не ведут борьбы с бандитизмом, а, наоборот, укрывают бандитов». Наиболее бандитскими районами считались Урус-Мартановский, Шатойский и Веденский. Операции по разоружению населения предпринимались в мае 1922 года, в декабре 1924 года, но желаемого результата они не дали. По оценкам партийного и советского руководства Северо-Кавказского края, к середине 20-х годов советской власти в Чечне, особенно в горных районах, не существовало. В связи с этим в 1925 году силами СКВО и органами ОГПУ была проведена широкомасштабная операция по разоружению населения Чеченской автономной области. Разоружение проходило по единой схеме, согласно которой войска полностью окружали населенный пункт, жителям которого предъявлялось требование в течение двух часов сдать оружие. В случае невыполнения этого требования по аулу открывался предупредительный огонь артиллерии. После чего опять предъявлялся ультиматум. Начатая в конце августа 1925 года операция была завершена 12 сентября. Потери участвовавших в ней частей составили 5 убитых, 9 раненых и 10 лошадей. Среди населения погибли 6 человек и 30 ранены. Изъято 25.299 винтовок, 4.319 револьверов, 1 пулемет и 80 тысяч патронов, арестованы 300 бандитов, в том числе лидеры Нажмутдин Гоцинский, Атаби Шамилев и Эмин Ансалтинский.
    Предпринятые меры временно стабилизировали регион. Однако форсированные меры по сплошной коллективизации населения, предпринятые местными властями, вновь всколыхнули население Чечни. Восстания прокатились по республике в 1929-м и 1930 г. Наиболее мощное и организованное вспыхнуло 23 марта 1932 года в Ножай-Юртовском районе. Расчет делался на то, что к восставшим присоединятся Дагестан, Ингушетия и соседние казачьи районы. Наиболее видными фигурами повстанческого движения были Шамилев Муцу (избран имамом на совещании руководителей восстания), Ушхаев Усман, Хусейн Истамулов, Дада Кебетов.
    Восстание было подавлено, однако недовольство советской властью и ее действиями оставалось. Оно переросло из фазы вооруженных выступлений в убийства отдельных активистов.
    С началом Великой Отечественной войны и приближением немецких войск к Северному Кавказу в регионе вновь возобновилось повстанческое движение. В Чечне была образована подпольная партия кавказских братьев (ОПКБ), установившая связь с германским командованием. На гербе этой организации был изображен орел, держащий в когтях правой лапы ядовитую змею, символизирующую большевика, а в левой — свинью, олицетворяющую «русского варвара». В числе главных целей ОПКБ назывались ускорение гибели большевизма на Кавказе во имя поражения России в войне с Германией; создание по мандату германской империи на Кавказе свободной федеративной республики; выселение из региона русских и евреев, и т.п. Ряд членов этой организации занимали посты в государственных структурах Чечено-Ингушской АССР. Имели место повстанческие движения, ориентированные на фашистскую Германию, и в других республиках Северного Кавказа, например в Кабардино-Балкарии. Вооруженные банды действовали и на территории Карачаевской АО. Так, банда, возглавляемая Дудовым и Магаяевым, уже после ухода фашистов, 10 февраля 1943 года, напала на отряд особого назначения, убив при этом 38 бойцов.
    Эти выступления в тылу Красной Армии спровоцировали руководство страны на принятие неадекватных мер, связанных с выселением чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев с мест постоянного проживания. «...Руководители восстания, — пишет член-корреспондент Академии наук Чеченской Республики В. Х. Акаев, — нанесли колоссальный вред своему народу, предоставили сталинско-бериевским чекистам повод для физической и политической расправы над ними».
    Депортация, конечно, носила несправедливый характер, однако ее мотивация имела не этнические, а политические корни — режим сводил счеты с «пособниками фашистов», к которым поголовно без разбора были причислены целые народы. Сегодня в корне неверно придавать национальную окраску этим событиям, пытаясь незаслуженно обвинить в них русских. Для непредвзятого исследователя очевидно, что русский народ страдал от существовавшего политического режима в не меньшей, а зачастую и в большей степени. Сформировавшаяся партийная верхушка носила интернациональный, а не национальный характер. «Трудящиеся «кавказской национальности», — подчеркивал В. Дегоев, — испытывали к русским собратьям по классу гораздо больше симпатии и солидарности, чем к «собственной» партийной номенклатуре».
    В 1957 году решения о депортации были признаны ошибочными. Вследствие принятия этих решений были восстановлены Чечено-Ингушская АССР и Карачаевская автономия. Кабардинская АССР вновь получила название Кабардино-Балкарской АССР.
    В 1991 году в результате распада Советского Союза существенным образом изменилась политическая карта Кавказа. Были образованы независимые государства: Грузия, Азербайджан, Армения. В ходе переименований, размежеваний и преобразований, происходивших на Северном Кавказе, в составе России появились следующие субъекты Федерации: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Республика Ингушетия.
    Даже краткий анализ истории Кавказа показывает, что, при всей своей сложности и противоречивости, она не имеет ничего общего с теми писаниями, которыми нас так щедро потчует пропаганда экстремистов. Суть их деятельности очевидна: идеологическое оправдание терроризма, разжигание вражды и ненависти, дестабилизация региона и создание условий для последующего геополитического моделирования исходя из глобальных интересов своих заграничных хозяев и собственных политических амбиций. Фактически эти исторические мифы представляют собой не что иное, как идеологию войны, и поэтому к ним нельзя относиться равнодушно. Сегодня воссоздание подлинной истории Кавказа, всего доброго, что было в отношениях населяющих его народов, являются не только задачей восстановления исторической справедливости, но и одним из важнейших условий успешного завершения контртеррористической операции, утверждения мира в регионе.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange
НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства