|
|
Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда». Фото подполковника Юрия ГЕРАСЬКИНА и автора. |
Добродушие и солидная неторопливость в характере и делах подполковника Николая Егорова на первый взгляд «не совпадают» с его боевой биографией. Из пяти орденов два он получил в Афганистане, по одному - в Германии, Чечне и Таджикистане. Впрочем, квадратные подбородки скорее характерны для киношных «рэмбо». В жизни же настоящего героя не сразу выделишь среди обычных людей. Тем более что обычными, как правило, они остаются и после тревог и испытаний. Даже скромней и сдержанней становятся ...
НИКОЛАЙ ЕГОРОВ родился в Чудовском районе Новгородской области. Как и многие мальчишки того времени, мечтал о небе, хотел стать военным летчиком.
В Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков учился с огромным желанием. В 1979-м все выпускные экзамены сдал на «отлично», офицерскую службу начал в вертолетном полку ГСВГ. Сам он о том времени так вспоминает:
- В училище осваивал Ми-8, а в полку командир сразу предложил Ми-24. Я люблю новизну. Поэтому и согласился без раздумий. Признаться, когда впервые увидел Ми-24, просто бредил этой машиной...
После Германии военная судьба забросила Егорова сначала в Грузию, потом, в 1985-м, - в Кабул. В Афганистане за полтора года Николай Михайлович налетал более семисот часов, заслужил два ордена - Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Точный расчет и хладнокровие, острый глаз и верная рука не раз помогали ему выходить победителем из критических ситуаций в небе и на земле.
Первое серьезное испытание в ДРА - отказ системы управления. Это случилось во время возвращения на «точку» после полета в заданный район. Корпус вертолета тогда начал вращаться, едва скорость снизилась до ста двадцати километров. Командир экипажа капитан Егоров все же посадил машину. Правда, с третьего захода. Садился на большой скорости, «по-самолетному».
В 1991 ГОДУ близ немецкого города Стендаль майор Николай Егоров вел свое звено на полигон. Внезапно в районе левого редуктора раздался скрежет, почти сразу в «сердце» машины упало давление, начала расти температура. Словом, возникла серьезнейшая аварийная ситуация. Садиться вроде бы негде - внизу сплошные дома и густая сеть линий электропередачи. И все же Николай Егоров нашел-таки маленькую ровную площадку, филигранно сманеврировал и приземлил аварийную машину. За этот «особый полет» командир звена получил свой второй орден Красной Звезды.
В 1992 году полк передислоцировали в Московский военный округ. Новое место - новые проблемы. Немалых усилий потребовало, в частности, оборудование аэродрома. А жилой городок для вертолетчиков немецкие строители сдали только три года спустя. Но едва успели обустроиться, обжиться на новом месте, как началась полоса межнациональных конфликтов: Молдавия, Таджикистан...
В 1996-м - двухмесячная командировка на Северный Кавказ. И вновь Николай Егоров много летал под огнем. Будучи уже командиром эскадрильи, придерживал, жалел необстрелянную молодежь, старался больше задач взять на себя.
Однажды разведка доложила о блокаде крупным бандформированием милицейского подразделения под Шали. Комэска поднялся с ведомым. В районе быстро обнаружили цель, ювелирно нанесли удар тремя ракетами по левому и правому крыльям здания, где засели боевики. Позже перехватили такое сообщение бандитов: «Я - «Волк», нас было сорок человек. После удара «полосатых» половина убиты, половина ранены. Задачу выполнять не можем, возвращаемся на базу». Кто знает, сколько жизней наших солдат сохранил только один этот боевой вылет?!
Когда войска брали Ачхой и Бамут, боевики ожесточенно сопротивлялись в укрепрайонах. Задачу вертолетчики получали непосредственно перед ударом: за четыре-пять километров от целей. Это значительно повышало эффективность боевого воздействия. В это же время бандиты начали охоту на комэска. Николай Егоров нередко привозил из боя пробоины в фюзеляже, лопастях, хвосте. Хотя после удара по боевикам всегда старался забираться повыше в небо. В июне 1996-го на высоте около трех тысяч метров, когда вел на базу шесть экипажей, ракета из переносного ЗРК попала в его вертолет, «завернула» обшивку. Хорошо, что не сдетониваровали под крылом оставшиеся в блоке ракеты - они только оплавились. Садился очень осторожно, а потом пришлось попотеть саперам. Возможно, опять помог Егорову его ангел-хранитель. В который уже раз...
Квалификация «Военный летчик-снайпер» и орден Мужества, полученные подполковником Николаем Егоровым за командировку на Северный Кавказ, в какой-то степени помогают понять, какими профессиональными да и чисто человеческими качествами обладает этот офицер.
В месте постоянной дислокации он вновь долго не задержался. В 1998 году - новая «горячая точка», Таджикистан. Шесть месяцев командировки в 201-ю мотострелковую дивизию Николай Михайлович вспоминает как прекрасную школу летной подготовки. Кстати, там он заново пересел на вертолет Ми-8, обучал молодежь сразу на двух типах винтокрылых машин. Там, в Таджикистане, и получил свой пятый орден - «За военные заслуги».
...СЕГОДНЯ заместителя командира полка по летной подготовке подполковника Егорова больше всего волнует будущее армейской авиации.
- Вертолеты и вертолетчики необходимы везде и всюду, в мирной жизни и в боевых условиях. Обидно, что сокращение коснулась и наших частей, - не скрывает он тревогу.
Пытаюсь перевести разговор в шутливое русло:
- Николай Михайлович, за столько лет не надоели вертолеты? Тот же Ми-24 уже старичок по современным меркам...
- Конечно, хотелось бы полетать на Ми-28 или камовском вертолете. Но так получилось, что моя военная судьба крепко связана с Ми-24. Когда вижу этот вертолет, будто на себя смотрю. Чувствую в этой машине настоящего друга - мощного, уверенного в себе. Очень удачный вертолет, - говорит Егоров не просто искренне, но вдохновенно.
Все ли в жизни Николая Егорова сложилось так, как хотелось и планировалось? Возможно, что-то где-то произошло не так. Но другой свою жизнь он не представляет. Правда, говорит, что над смыслом жизни задумываться ему особо некогда - других поводов для размышлений хватает.
На снимках: подполковник Николай ЕГОРОВ в полете и на земле, с женой Татьяной.
|