|
|
Александр ТИХОНОВ (Тбилиси), «Красная звезда». |
О случившейся 25 октября прошлого года близ Батуми авиакатастрофе в Группе российских войск в Закавказье до сих пор вспоминают чуть ли не каждый день... Тогда, октябрьским вечером, в 20 километрах от столицы Аджарии разбился, врезавшись в гору Мтирала (в переводе с грузинского – «Плачущая гора»), российский военно-транспортный самолет с 11 членами экипажа и 72 пассажирами на борту. Большинство жертв катастрофы – военнослужащие, гражданский персонал ГРВЗ и члены их семей (в том числе дети), возвращавшиеся из отпусков или командировок.
Как только стало известно о трагедии, была экстренно поднята по тревоге 12-я российская военная база в Батуми, извещено руководство Аджарии и немедленно оцеплен район авиакатастрофы. Через некоторое, очень непродолжительное время после начала спасательных работ (тушения горящего самолета) стало понятно, что спасать уже некого. Тогда под руководством командира 12-й базы генерал-майора Вячеслава Борисова были приняты меры по сохранению места падения самолета в неизменном виде, чтобы облегчить работу государственной комиссии по определению причин и обстоятельств авиакатастрофы.
До прибытия сил и средств МЧС РФ значительные усилия в выполнении предусмотренных в таких случаях мер приложили МЧС и другие соответствующие структуры Аджарии. Впоследствии их действия получили высокую оценку прилетевших на место падения самолета председателя государственной комиссии по расследованию причин катастрофы секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова и руководителя МЧС РФ Сергея Шойгу.
Нельзя не отметить, что руководство Аджарии и грузинские власти не остались равнодушными к нашей беде и оказали всевозможную помощь. По решению председателя Верховного совета Аджарии Аслана Абашидзе было организовано питание личного состава, выполнявшего задачи на месте падения самолета, для чего батумские предприятия общепита за свой счет срочно изготовили и предоставили три тысячи компакт-пайков. Были без всяких проволочек размещены и члены госкомиссии, и прибывшие родственники погибших. Грузинские власти создали благоприятные условия для перевозки родных и близких погибших, останков тел.
Командование ГРВЗ организовало «горячую линию», уведомило родственников погибших, передало в СМИ список пассажиров потерпевшего катастрофу самолета. Пресс-центр ГРВЗ работал в круглосуточном режиме: звонившие называли фамилию, имя и с тревогой ждали ответа...
Прокурорско-следственная группа Главной военной прокуратуры с участием военнослужащих и работников МЧС собрала все сохранившиеся документы, вещи и деньги. После соответствующего оформления они были разосланы по воинским частям, где служили погибшие, для последующей переправки родственникам.
Вскоре после трагедии было проведено опознание. Удалось опознать 11 человек. Тут же на опознанных из числа граждан РФ были выписаны свидетельства о смерти. Командование ГРВЗ оказало помощь родственникам в организации похорон в Батуми либо доставке тел погибших в Россию.
Однако большинство погибших опознать на месте не представлялось возможным. Было решено доставить останки в Ростов-на-Дону, в 124-ю судебно-медицинскую лабораторию СКВО. Часть из прибывших родственников тоже изъявила желание лететь в Ростов. Такую возможность им предоставили – на самолете, которым в Батуми прилетел начальник управления воспитательной работы СКВО генерал-майор Александр Серов и сотрудники 124-й лаборатории. По распоряжению генерала Серова были организованы размещение и питание родных и близких погибших. Офицеры управления воспитательной работы СКВО до сих пор оказывают всевозможную помощь тем из них, кто и поныне находится в Ростове.
Беда сплотила людей. Узнав о ней, в воинских коллективах начали собирать деньги. Собрали около 450 тыс. рублей. Почти столько же на следующий день после трагедии было перечислено из Минобороны РФ на организацию работ по ликвидации последствий авиакатастрофы. Добровольные же пожертвования специально созданная в ГРВЗ комиссия распределяла между близкими родственниками погибших. На одного погибшего - от 10 до 20 тыс. рублей. Немного, конечно. Но дело в том, что, как сообщили «Красной звезде» в управлении воспитательной работы СКВО, на сегодня из числа погибших опознаны 65 человек. Остальные в соответствии с нашим законодательством числятся безвестно отсутствующими. До тех пор, пока факт гибели на основании заключения 124-й судебно-медицинской лаборатории либо по решению суда (через полгода после катастрофы) не будет установлен, свидетельство о смерти родственникам не выдается и, соответственно, предусмотренные законодательством выплаты Военно-страховой компанией не осуществляются. Без судебного решения безвестно отсутствующий признается погибшим лишь через три года. Если всех опознать не удастся, то, возможно, кое-кто из родственников обращаться в суд не станет. Тем важнее и нужнее собранные сослуживцами деньги – первая материальная помощь родным и близким погибших. Правительством РФ принято специальное постановление об обеспечении жильем членов семей погибших, у кого нет квартиры в России. Как сообщил начальник КЭО ГРВЗ полковник Аркадий Бабаев, таких семей девять. Соответствующий список с указанием регионов и городов России, в которых люди пожелали получить жилье, уже находится в Москве.
...В 20 километрах от Батуми на склоне «Плачущей горы» у камня с прикрепленным к нему винтом погибшего самолета долго-долго не завянут цветы...
P.S. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета СНГ, основной причиной катастрофы самолета Ил-18, происшедшей 25 октября 2000 года при заходе на посадку в аэропорт г. Батуми, стало уклонение экипажа от схемы посадки, что привело к снижению самолета на опасную высоту, где он попал в зону облачности, после чего столкнулся с горой Мтирала. Среди причин катастрофы отмечаются недостатки в работе наземных радиосредств, несоблюдение технологии работы диспетчером Батумского аэропорта и тот факт, что связь между экипажем и диспетчером была прервана. В заключении также сказано об отсутствии каких-либо отказов и неисправностей в системе управления самолетом и силовой установке.
|