на главную страницу

26 января 2001 года

Армия и культура

Пятница

Театр начинается с истории

Аркадий ПИНЧУК,
«Красная звезда».



    Когда мы произносим слово «театр», то подразумеваем здание особенной архитектуры, ярко освещенный подъезд, шум толпы в фойе и вешалку, с которой, как принято считать, театр и начинается. Партер, балконы, сцена и кулисы, гримуборные и костюмерные, буфет и курительные комнаты, запахи декораций и театральной пыли - все это те слагаемые храма искусства, где творческими усилиями режиссера и актеров рождается действо, заставляющее зрителей смеяться и плакать, вздыхать и сопереживать, заряжаться силой добра и приобретать иммунитет ко злу.

    Но Драматический театр Балтийского флота имени Всеволода Вишневского, недавно отметивший 70-летие, интересен прежде всего своей историей.
    ... В декабре 1930 года на Краснознаменном Балтийском флоте проходили масштабные маневры, на которых присутствовал нарком обороны К.Е. Ворошилов. После их успешного завершения силами флотских артистов был дан большой концерт. И хотя большинство выступающих были актерами из самодеятельности, в мастерстве они мало уступали профессионалам.
    - Располагая такими талантами, - сказал Климент Ефремович, - Балтийский флот вполне может иметь свой театр. Наркомат при необходимости поможет. Даешь первый в стране флотский театр!
    Предложение наркома обороны было с энтузиазмом поддержано. К решению этой непростой задачи подключился уже известный в то время флотский писатель Всеволод Вишневский. Однако отсутствие театрального опыта и профессионализма, неприспособленность клубной сцены к постановке полнокровных спектаклей, частая смена режиссуры - все это лихорадило коллектив, вносило в его жизнь уныние и разлад. Театр был близок к развалу.
    Всеволод Витальевич встречается с талантливым режиссером и организатором Александром Викторовичем Пергаментом, показывает ему свою новую пьесу «Оптимистическая трагедия», предлагает поставить ее в необычном, флотском театре. Режиссер знакомится с новым для него коллективом и активно включается в работу. В первую очередь организует профессиональную учебу, для чего приглашает на занятия с актерами известных мастеров ленинградской сцены Л.С. Вивьена, Б.В. Зона, Н.М. Горчакова, Б.В. Щукина. Одновременно начинает готовить к постановке пьесы Всеволода Вишневского «Первая конная» и «Оптимистическая трагедия». Премьеры этих спектаклей в середине тридцатых годов засвидетельствовали окончательное становление драматического театра Балтфлота. Театра без «театра», ибо здания своего у коллектива не было.
    В 1940 году театр переезжает в Таллин, начинает обживать новую сцену флотского Дома культуры, подбирать и готовить репертуар, соответствующий историческому моменту. С каждым спектаклем в зале все больше и больше зрителей эстонской столицы, теплее контакты, благоприятнее встречи, идет взаимозаинтересованный разговор о стационарном помещении для театра.
    Война ломает все планы. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года, когда на корабли Балтийского флота упали первые фашистские бомбы, перед театральным коллективом выступил Весволод Вишневский. Писатель, флотский политработник, он лучше многих понимал, какие суровые испытания предстоят нашему народу, а потому призвал артистов максимально мобилизовать свои силы.
    26 августа военные и гражданские корабли покидали таллинскую базу. С ними уходил и театр Балтфлота. Уходил под непрерывными обстрелами и бомбежками. Как известно, в этом беспримерном прорыве погибла большая часть уходивших из Таллина кораблей. Немалые потери были и во флотском театре...
    Новые испытания для актерского коллектива начались с первыми блокадными днями Ленинграда. В эти грозные дни театр не только борется за выживание, но и ищет свое место в строю защитников города. Превратившись в боевое подразделение Балтийского флота, актеры выступают на кораблях и в траншеях передовых линий. Бывало, приходилось брать в руки оружие.
    Удивительно, что в это суровое время театр находил возможность наряду с концертной деятельностью во фронтовых бригадах готовить полнокровные театральные постановки. Просто в рекордные сроки были осуществлены и сыграны на различных площадках спектакли «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука. По просьбе театра драматург А. Крон написал пьесу «Офицер флота». А Всеволод Вишневский в соавторстве с Всеволодом Азаровым и Александром Кроном выдали героическую комедию «Раскинулось море широко». В дни блокады Всеволод Витальевич был постоянно с театром, осуществлял его идейное руководство, поддерживал своим творчеством репертуар, участвовал в репетициях.
    ...В послевоенный период театр вступает окрепшим и закаленным. После пережитого переезд в 1947 году в Лиепаю не вызвал у коллектива никаких отрицательных эмоций. Раз надо - значит надо. Снова временное здание, вновь гастрольные маршруты по городам и гарнизонам. Репертуар насыщается еще более мощным героико-патриотическим звучанием. Тема подвига советских людей в борьбе с фашистскими завоевателями доминирует в лучших спектаклях послевоенных лет. Это «Крепость над Бугом» Сергея Смирнова, «Настоящий человек» Бориса Полевого, «Одна ночь» Бориса Горбатова, «За тех, кто в море» Бориса Лавренева, «У стен Ленинграда» Всеволода Вишневского и многие другие.
    Каждый новый сезон пополняется постановками пьес русской классической драмы, лучших зарубежных авторов. Укрепилась добрая традиция наращивать репертуар спектаклями для детей. К театру Балтфлота приходит истинное признание - многие актеры получают звание заслуженных артистов республики.
    Но жизнь опять безжалостно ломает задуманное - в 1992 году коллектив театра в спешном порядке покидает Лиепаю и переводится в Кронштадт. И хотя этот переезд не сопровождался артобстрелами и бомбежками, потери были большими. Не все декорации удалось вывезти, не все актеры переехали в Кронштадт, не весь репертуар удалось сохранить. Театральную жизнь на базе флотского клуба пришлось фактически начинать заново.
    Как театральный коллектив выбирался из своего болезненного состояния, можно рассказывать много и долго. Но вышел с честью. Несколько лет назад начальником театра стал капитан 2 ранга Петр Шупик - офицер, влюбленный в свое дело. На должность главного режиссера назначен заслуженный деятель искусств Латвии Юрий Николаев - человек опытный, талантливый, коллектив пополнился перспективными актерами. Восстановлены лучшие спектакли в наработанном ранее репертуаре, созданы новые. К своему 70-летию театр поставил пьесу Исидора Штока «Якорная площадь».
    - Очень нам хотелось поставить спектакль из современной жизни Российского флота, - посетовал Петр Шупик, - но, к сожалению, найти достойную пьесу не удалось.
    Поздравить театральный коллектив с юбилеем из Калининграда прибыл исполняющий обязанности командующего Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Валуев, из Москвы - офицер Главного управления воспитательной работы полковник Анатолий Мирошниченко, начальник отдела воспитательной работы Ленинградской военно-морской базы капитан 1 ранга Федор Смуглин, руководство администрации Кронштадта, гости из Петербурга и других городов.
    Тема воинского долга, беззаветного служения своему Отечеству, звучавшая со сцены кронштадтского Дома офицеров в юбилейный вечер, определяет всю 70-летнюю биографию флотского театра. Благодаря преданности своей профессии, воинской стойкости, вере в правоту дела, целеустремленности, коллектив творческих единомышленников доказал, что он имеет право называться театром, даже не имея специального театрального дома, исповедовать высокое искусство под сводами любого здания.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker