на главную страницу

26 января 2001 года

Тема номера

Пятница

Флот возвращается в океан

Николай ЧЕРКАШИН.



    После девятилетнего анабиоза корабли российского Военно-Морского Флота снова выходят в океаны: в Тихий, в Индийский... Два больших противолодочных корабля “Адмирал Пантелеев” и “Адмирал Виноградов” вместе с танкером “Владимир Колечицкий” вышли из Владивостока в Индию. Под флагом вице-адмирала Конева они направляются в далекий порт Мумбай, чтобы принять участие в международном военно-морском параде по случаю 50-летия Республики Индия.

    ...Одно из самых сильных впечатлений жизни: слепящая голубизна Средиземного моря, мы в синей “тропичке” с золотыми погонами застыли в строю на полетной палубе авианосного крейсера “Киев”. По левому борту проходит артиллерийский крейсер “Жданов”. После полугодовой боевой службы в Средиземном море флагман нашей Пятой эскадры уходит в Севастополь. Мы с Севера пришли ему на смену. Корабли прощались под “Марш нахимовцев”, гремевший из труб духового оркестра, и рев американских самолетов, выписывавших круги над нашим рейдом. Море, музыка, флаги, стволы орудий и пусковые балки ракетных установок, золото труб и погон, строгое празднество флотского ритуала - все это рождало невольную гордость за морскую мощь своей державы...
    Недавно вернулся из Китая бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Валентин Селиванов. Вернулся потрясенный тем, в каком великолепном виде стоит в гавани Шэньжэнь под Гонконгом однотипный “Киеву” крейсер “Минск”.
    - Я сам взрывал на нем волноводы, когда демонтировали оружие перед продажей на металл! Китайцы все восстановили, отремонтировали, покрасили и открыли на “Минске” ... музей советского Военно-Морского Флота!
    Последнее обстоятельство потрясло адмирала больше всего. У нас и в помине ничего подобного нет, а китайцы на нашем примере, на нашем корабле воспитывают будущих моряков своего флота. Я разделяю волнение Селиванова. Китайцы осознали величие России как морской державы, а у нас все еще ведутся споры, нужен ли нам флот и не пора ли отправить “на иголки” последние боевые корабли. Мы все еще не можем доказать самим себе, уверовать, понять, что сухопутная, континентальная Россия - и великая морская держава. И это при всем том, что два века подряд наши моряки совершали самые крупные географические открытия на планете: в девятнадцатом столетии капитан 2 ранга Беллинсгаузен и капитан-лейтенант Лазарев открыли Антарктиду, в двадцатом веке экспедиция капитана 2 ранга Вилькицкого - землю императора Николая Второго (Северную Землю). Имена этих мореходов стоят в одном ряду с именами Колумба, Васко да Гама, Магеллана... Но мы этого в “школе не проходили”, поскольку тот же Борис Вилькицкий оказался белоэмигрантом... А вот китайцы хорошо усвоили, что морская история их северного соседа, заложившего основы ВМС КНР, достойна изучения и подражания. Потому-то и стоит на вечных якорях бывший флагман Тихоокеанского флота России под китайскими флагами на мачтах, но со славянской вязью на борту - “Минск”.
    Кстати, “Минск”, корабельный век которого едва достигал сорока “человеческих” лет (ему бы и сейчас служить да служить), был продан на металл из-за невозможности своевременного ремонта.
    Да, во второй половине ушедшего века мы построили свою “великую армаду” - самый крупный в мире подводный ракетно-атомный флот. К 1990 году ВМФ СССР насчитывал 332 подводные лодки (из них 175 атомных) и 157 крупных надводных кораблей, включая тяжелые авианесущие крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы... Да, мы ходили по всем морям и океанам планеты, демонстрируя не только свой флаг, но и возможность ответить на любой удар с моря, из глубины вод, из синевы небес. В том же Индийском океане, куда направляются сейчас два наших боевых корабля, когда-то постоянно находилась 8-я оперативная эскадра. Шла “холодная война”... Мы не вышли из нее победителями, но флот наш не проиграл подводное противостояние в Мировом океане. Обвальная “перестройка” вкупе с шоковой терапией низвела океанский флот до прибрежной зоны, парализовала его топливным голодом. И это в стране с крупнейшими в мире нефтяными запасами! В 1992 году впервые со времен Петра Великого в России не было заложено ни одного боевого корабля.
    Мы даже не успели осознать краткий миг своего небывалого морского могущества (20 лет для истории, конечно же, миг). Когда-то еще такое будет, да и будет ли?
    Нет сомнений, что индийцы встретят российских моряков как родных братьев. У военных флотов России и Индии давние и родственные связи. В последние годы (да и в иные времена тоже) со стапелей балтийских и дальневосточных верфей многие фрегаты и подводные лодки сходили именно для индийских ВМС. Совсем недавно о борт газотурбинного фрегата “Talwar” (“Меч”), родившегося на старейшей российской верфи “Балтийский завод”, был разбит кокосовый орех, заменяющий индусам в таких случаях традиционную бутылку шампанского. Теперь, опять же питерские корабелы, разработали проект переоборудования тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Горшков” в авианосец для Индии. После переделки его в Северодвинске этот корабль значительно повысит боевые возможности ВМС этой страны. Обидно, конечно, смотреть, как новенькие современные корабли проходят мимо наших причалов. Но все понимают, что в эти трудные годы индийские заказы позволяют России сохранить свою судостроительную промышленность, опытнейших специалистов, накапливать технологический опыт...
    Нынешний поход в открытый океан вовсе не бряцание оружием. Россия никому не угрожает в Мировом океане. Этот выход - лишь заявление о том, что слухи о скоропостижной кончине Российского флота несколько преждевременны. Мы выводим свои корабли в океаны, чтобы напомнить, что у России есть свои национальные интересы на дальних просторах и нам есть чем защищать свой шельф, свои морские промыслы, экономические зоны, свое судоходство...
    “Необходимо помнить, - предупреждает историк ВМФ контр-адмирал в отставке Георгий Костев, - что за последние 150 лет Отечество теряло свой Военно-Морской Флот трижды - в Крымскую войну 1853-1854 годов, в русско-японскую войну и в результате гражданской войны... Допустить такое в четвертый раз невозможно, потому что Россия может вернуться к допетровским временам, когда придется начать борьбу вновь за выход страны к морю и океанам”.
    За годы пристеночного прозябания выросло целое поколение командиров, не изведавшее океанской качки, не видевшее огней Гибралтара или мыса Доброй Надежды. Редчайшие походы - рейд авианосца “Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов” в Средиземное море (1996 год) и “африканская кругосветка” балтийского эсминца “Настойчивый” (1997 год) - стали едва ли не самыми заметными событиями в истории Российского флота на исходе века.
    Теперь по меньшей мере экипажи трех кораблей и полсотни курсантов Военно-морского института имени адмирала С.О. Макарова получат за два походных месяца достойную морскую выучку. Помимо морского парада в Мумбае, в котором примут участие 70 кораблей из 25 стран, российская эскадра на обратном пути нанесет официальный визит во вьетнамский порт Дананг. Разумеется, каждая походная миля будет насыщена всевозможными тревогами, учениями, тренировками, поисками вполне реальных иностранных подводных лодок, которые, конечно же, не оставят без внимания отряд российских кораблей.
    Что и говорить - трудным будет это дальнее плавание с неоморяченными экипажами, в которых все, кроме флагмана и нескольких офицеров, впервые выходят за пределы родных вод. Трудным и по-своему опасным. Дай Бог им удачи и неизбывных семи футов под килем.
    И будем помнить, что это не просто поход в океан, это выход Российского флота в новый, только что наступивший век, в котором Россия немыслима без своих моряков и своих кораблей, как немыслима она без морей и океанов.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker