на главную страницу

27 января 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Восхождение

Евгений ШАЛЬНЕВ,
«Красная звезда».
Таджикистан.



    Такую горную подготовку, которую получают многие разведчики 201-й дивизии, пожалуй, не имеет больше ни одно подразделение ВС РФ. Ведь, чтобы совершить, например, четырехсуточный переход через перевал высотой 4 тыс. 200 метров над уровнем моря, надо и в самом деле обладать незаурядными навыками, силой воли. Как этого здесь достигли? Получить ответ на этот вопрос мне помог заместитель командира разведывательного батальона по воспитательной работе майор Андрей Кунашов.

    -...Всю неделю перед переходом мы под руководством инструкторов, имеющих опыт восхождений на Пик Коммунизма и другие известные «семитысячники», постигали азы альпинизма, - начал свой рассказ Андрей Кунашов. - В частности, основные и вспомогательные узлы, верхнюю и нижнюю обвязку, страховку и само-страховку, поднимались по отвесным скалам на высоту до 40 метров и спускались, скользя по веревкам на карабинных тормозах.
    После того как разведчики приобрели твердые навыки передвижений по скалам (ведь только треть группы имела опыт горной подготовки), они совершили адаптивный подъем на вершину Чербет, высота которой «всего» 2,5 тысячи метров. Учились правильно выбирать маршрут, выставлять боевое охранение, определять расстояние и распределять силы... С альпинистскими карабинами, другим страховочным материалом помогли специалисты Общества содействия армии (бывший ДОСААФ) города Душанбе. Такая предусмотрительность в полной мере оправдала себя во время горного перехода.
    - Рано утром мы выдвинулись в район восхождения, - вспоминает Кунашов. - Вообще самым трудным и тяжелым был первый день. Мы только входили в режим. Постоянно хотелось пить и есть. Кипяченая вода, глюкоза в ампулах у нас были в достаточном количестве. Но организм из-за больших перегрузок (каждый нес на себе оружия, боеприпасов, снаряжения до 40 килограммов) истощался моментально. Через 50 минут перехода делали короткий привал - перешнуровать ботинки, чуть подкрепиться и - вперед, к вершине. У большинства впали щеки, практически все, даже при наличии крема от загара, обгорели на солнце. Особенно тяжело пришлось тем, кто имел «золотой» цвет лица, - рыжим. Кто не взял с собой крема, делал защитные маски для лица или накладывал «грим»... зубной пастой «Колгейт». И все же отражение от снега было такое, что кожа обгорала даже под подбородком.
    В горах смеркается быстро. С заходом солнца температура резко падает. В 17 часов мы обычно разбивали лагерь. Первым делом выставляли боевое охранение, но, чтобы дать возможность всем отдохнуть, часовые несли службу парами, минут по 30. И нагрузка не очень большая, и бдительность не притупляется.
    Ночевали на высоте три тысячи метров. Практически никто так и не смог уснуть, лежали в полудреме - чувствовались усталость, затрудненность дыхания. Я за ночь 8 раз просыпался, а когда прозвучала команда: «Подъем», было такое ощущение, как будто и не спал.
    Утром первым делом разведчики разогревали на примусах и таблетках сухого спирта тушенку, кипятили чай, подкреплялись. Костер разжечь там было просто не из чего - ни одной веточки поблизости, только камни и снег. Хорошо, что инструкторы посоветовали взять с собой примусы. Но эта столь необходимая в горах вещь, увы, не предусмотрена для армейского снабжения. Есть только громоздкие паки (полевая армейская кухня), очень неудобные для переноски в горах. Вообще в горной экипировке много чего не предусмотрено.
    И это проблема не только разведчиков 201-й мотострелковой дивизии. Задачи по уничтожению скрывающихся в горах бандформирований выполняют сегодня в Чечне немало армейских подразделений. Им-то как быть? К тому же и через таджикско-афганскую границу, охранять которую российским пограничникам помогают ротные тактические группы 201-й мотострелковой дивизии, через горные перевалы не раз пытались прорваться группы контрабандистов, наркокурьеров. Случись что, смогут ли подразделения дивизии, даже имея соответствующую горную подготовку, серьезно им противостоять, имея столь скудное снабжение? Это касается и армейских пайков. Но где взять деньги для их производства? Или где, например, легкие, удобные радиостанции космической связи?
    Однако разведчикам в тот раз недосуг было рассуждать на эти отвлеченные темы. Предстояло одолеть самые трудные последние сотни метров, отделяющих их от вершины.
    - Как утверждают специалисты, подняться на высоту в 4,2 тысячи метров для неподготовленного человека, не бывавшего раньше в горах, - это все равно что пережить микроинсульт, - продолжает свой рассказ майор Кунашов. - «Горы не любят слабых» - в справедливости этого утверждения в том переходе убедился каждый. Очень важно было выбрать правильный темп. Настоящие альпинисты передвигаются мелкими шажками, тщательно выбирая место, куда ставить ногу. Вообще в горах, как мы поняли, расстояние измеряется не в километрах, а в часах ходьбы: поднялся, спустился, повернул, опять поднялся... Одна константа в группе была постоянной - это сплоченность, взаимовыручка. Если кто-то по неопытности случайно подвернул ногу, его рюкзак брали на свои плечи сослуживцы. Так, прапорщик Дмитрий Лавриненко, который исполнял обязанности командира разведроты Курган-Тюбинского полка, всегда старался взять на себя лишний груз, чтобы помочь тем, кто послабее. Сам он - бывший контрактник, имеет большой опыт горных переходов. Или, скажем, лейтенант Игорь Рожков, он тоже исполнял обязанности командира разведроты Кулябского мотострелкового полка. Тоже был контрактником, потом окончил краткосрочные офицерские курсы, грамотный, знающий свое дело специалист. Хочется назвать и младшего сержанта Сергея Нагаева, сержанта Хитманшо Толибшоева, сержанта Александра Харитонова и многих других, чья выдержка, выносливость, умение мгновенно принимать решение в сложной ситуации помогли успешному проведению этого перехода.
    А потом был не менее сложный спуск к кишлаку Гушары, в ходе которого разведчики дважды переправлялись через бурную горную реку. Босиком по ледяной воде. Чтобы не замочить обувь. Ведь предстояло пройти еще не один десяток километров.
    -Чтобы подготовить классного специалиста, который уверенно чувствовал бы себя в горах, нужен не один такой переход, - делится выстраданным майор Кунашов. - Но многие контрактники, имеющие за плечами большой опыт горной подготовки, выслужив установленный срок, не хотят продлевать контракт. Главная причина - невысокое денежное довольствие.
    Только одно восхождение - а сколько опыта и сколько вскрытых проблем. Но только так постигается наука побеждать, главное - не растерять с таким трудом обретенные знания.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker