на главную страницу

30 января 2001 года

Культура

Вторник

Феномен Никонова

Александр ДОЛИНИН,
«Красная звезда».
Фото автора.



    Картины Владимира Никонова широко представлены в отечественных и зарубежных коллекциях, его работы включены в фонд правительственных подарков. В Кремле развернута постоянно действующая выставка заслуженного художника России Владимира Никонова.

    Не теряются его миниатюры ни на всемирных выставках в Париже, ни на вернисажах в США, Англии, Швеции, десятках других стран.
    Они обогрели нас и в редакции, в коллективе которой Владимир Глебович давно по-дружески принят. Он с нами и в трудные минуты, и в дни радости. Как художника мы и открыли-то его при одной из встреч в стенах «Красной звезды». Когда он достал из «дипломата» миниатюры, написанные маслом по грунтованному картону, перед глазами предстали Новодевичий монастырь, храмы Подмосковья, улочки древнерусских городов, пушкинские места, домик ссыльного Бестужева в далеком Дербенте, где комендантом крепости был прадед Никонова...
    Картины размером с открытку умещались в двух коробках из-под конфет. Вся эта необычная выставка поместилась на редакторском столе.
    Ей везде уютно не только потому, что столь миниатюрна.
    Никонов, подмечают почитатели, поражает тем, что видит в серой, казалось бы, жизни, красоту и, перенося ее кистью на картон, делает исключительно талантливые вещи. Его искусство отражает человеческую сущность.
    Диву даешься ненасытной работоспособности и разносторонности Никонова, его жизнелюбию. Зная его многие годы, наблюдаю: живет он взахлеб, в неимоверном ритме. И удивляет, удивляет поиском и новыми гранями таланта. Неожиданно проявил себя еще и мастером исполнения этикеток (надписей) к картинам. Да не где-нибудь, а в Третьяковке. Рука его чувствуется во всех залах галереи.
    Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи, по этому поводу рассказывала:
    – С Владимиром Глебовичем Никоновым мы познакомились, когда встал вопрос о построении новой экспозиции и ее оформлении. У нас были большие сложности, в частности с этикетками к картинам. Часть старых была утеряна, оставшиеся – некачественны. То, что предлагали художники-дизайнеры, нас не вполне устраивало. Решения западных музеев тоже не подходили.
    И вот появился художник Никонов. Его предложения нам понравились. Владимир Глебович работал с каждым хранителем, подбирал этикетку, ее стиль, формат, написание букв в соответствии с каждой картиной. Не забивая ее, а оттеняя содержание. Мы были исключительно удовлетворены работой художника.
    Замечу, что этикетки в Третьяковской галерее выполнены Никоновым принципиально новым способом – в лазерной технике. В этой же технике он научился делать значки и медали. И это – новая грань его творчества. Его медали вручали Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, многим общественным и государственным деятелям. По его эскизам выполнены многочисленные награды, знаки, эмблемы различных ведомств, организаций, служб, учебных заведений.
    Говоря о «лазерном искусстве», Никонова, рожденном как бы на ходу, нельзя не заметить, что художественное литье и медали в таком исполнении не что иное, как изобретение ученого, коим Владимир Глебович в изначалье себя проявил.
    Никонов – прежде всего математик. В математике, как я заметил, особо выделяет геометрию. Считает ее близкой к живописи. То, чем он занимается в математике, не каждому дано понять. Коллеги на «своем» языке разъяснили, что профессор Института криптографии, связи и информатики, в котором преподает десятки лет, доктор технических наук Владимир Глебович Никонов специализируется в области теории информации, пороговой логики, теории булевых и К-значных функций, нейрокомпьютеров и методов моделирования работы коры головного мозга. Он автор более 100 научных трудов. Один из этих трудов, классификационного характера, принципиально превосходит аналогичные разработки Гарвардского университета.
    ...Четверть века назад взялся Владимир Никонов за кисть. Было ему тогда неполных двадцать.
    – Набрал красок, – рассказал Владимир Глебович, – пошел в лес и начал писать пейзаж, нигде не учась этому специально. Как художник начался, думаю, с осознания какой-то неизбежности, как будто не было другого выхода...
    Художественное образование он получал самостоятельно. Много читал, впитывал в Третьяковке Саврасова, Шишкина, Поленова и особенно близкого ему Похитонова. Творчество мастеров и определило его художественные взгляды и ценности.
    Художник Илья Глазунов, например, написал: «Когда я посмотрел миниатюрные работы – пейзажи, написанные Владимиром Глебовичем Никоновым, то с новой силой испытал чувство любви к нашему столь милому сердцу пейзажу средней полосы России.
    Отрадно видеть, что любовь к искусству, русской земле, русской деревне и русскому лесу явилась свидетельством таланта художника, математика по профессии, и именно любовь к Божиему миру отличает его работы от работ многих художников-профессионалов, которые любят себя в природе, а не природу в себе».
    Искусствовед Ольга Соснина заметила: «Излюбленные мотивы его пейзажей уже сами по себе причастны к вечным ценностям отечественной культуры».
    Продолжая и развивая традиции русского реалистического искусства, Владимир Глебович Никонов вносит свой вклад в культурное возрождение России.
    На встрече в редакции мы задали художнику вопрос: почему он пишет именно миниатюры?
    – Тоже от неизбежности, – ответил Владимир Глебович.– Скоротечно время. Я использую любую свободную минуту, чтобы писать. Кисти и краски всегда со мной. Остановлюсь в суете – и пишу.
    На малом формате к тому же легче уловить, почувствовать колорит. Легче удается компоновка. Да и в наши маленькие квартиры миниатюры гармоничнее вписываются.
    Думаю, никто из нас не отказался бы иметь в своем доме работы этого Мастера. Каплей росы на листе земляники, скромными фиалками, храмами и милыми сердцу пейзажами, своей очарованностью жизнью Владимир Никонов может восхитить любого.

    На фото: В. Никонов (справа) с генеральным директором Государственной Третьяковской галереи В. Родионовым, Воскресенский собор. Романов – Борисоглебск. С миниатюры В. Никонова.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker