на главную страницу

31 января 2001 года

Армия сегодня

Среда

«Земли даурской не потеряли...»

Полковник Владимир ТРУСОВ.



заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе майор Игорь ЕФИМЕНКО     Зимой 1654 года сотник енисейского отряда П. Бекетов писал: «А как даст Бог, на весну лед скроитца, я на великой Шилке и Усть Нерчи большой острог поставлю». Что и сделал, расширив и укрепив там возведенный ранее малый острожек. После нападения немясинских тунгусов, уничтоживших всходы хлеба, острог был перенесен на новое место и получил название Нелютский - Нерчинский. События 1685 года, связанные с осадой Албазина маньчжурами, еще раз показали: русские служивые люди «не потеряли даурской земли и побежной из Нерчинска славы не учинили».
    Так сибирские казаки на долгие годы приобрели опорную базу для дальнейшего военного, политического и хозяйственного освоения Забайкалья. Не случайно в ХVIII веке на гербе города изобразили орла, несущего в когтях лук.

    Много воды утекло с тех пор в Нерче. Когда прошлым летом река вновь попыталась показать свой норов (паводок здесь - явление довольно частое), жители противопоставили напору стихии дружную работу, защитили дамбу. Без сна и отдыха трудились водители КЭЧ, возглавляемой подполковником С. Куприяновым. По тревоге были подняты авиаторы вертолетной части полковника Е. Максимова. Вместе с ними боролись со стихией заместитель начальника армейской авиации СибВО по тылу полковник Н. Дубровский и старший офицер инженерной службы округа подполковник Г. Ермоленко. С угрозой затопления аэродрома справились собственными силами.
    А три года назад экипажам пришлось буквально вырывать винтокрылые машины из плена воды, неожиданно подступившей к летному полю по старому руслу. При эвакуации техники и имущества отличились офицеры В. Роднин, П. Батрашин, А. Гладких, Е. Бухвостов и многие другие.
    Клекот вертолетных двигателей над обожженными солнцем и морозами сопками, которые помнят усмирение князя Гантимура и прибытие сюда первого поезда со станции Приисковая, давно стал привычным атрибутом города. Правда, в последнее время он раздается в небе все реже и реже. Причина проста и банальна: ограниченные поставки топлива. Было время, полк при проведении ЛТУ поэскадрильно поднимал в воздух Ми-6 и даже использовал Ми-10. Теперь каждый полет - как награда авиаторам за долготерпение и верность избранному делу.
    - Чего у людей не отнять, так это желания летать, - говорит о настроении подчиненных полковник Максимов. - Огорчает некомплект личного состава. Не всякого заманишь в наши края надбавками за отдаленность. Однако те, кто прибывает в коллектив, прикипают к нему душой.
    Радуют командира молодые офицеры. Они настойчиво овладевают профессиональными навыками, учатся мастерству у опытных специалистов, среди которых коренные сибиряки майор А. Ярославцев и капитан В. Ковалев. Пока никто из недавних выпускников военных институтов и училищ не высказал желания уволиться из Вооруженных Сил. Значит, не пугают лейтенантов трудности местного гарнизонного быта. Признак весьма своеобразный, но и по нему сейчас вынуждены делать выводы командиры. Евгений Алексеевич не исключение.
    На нем как старшем воинском начальнике «висит» масса проблем. Из первоочередных - борьба за выживание в условиях суровой забайкальской зимы. Переселившись несколько лет назад в бывшее «хозяйство» ракетчиков, авиаторы сразу занялись ремонтом. Хлопот оказалось выше головы. Вот лишь один штрих: при замене труб выяснили год их прокладки - 1967-й. Хорошо, что нашли общий язык с работниками районной квартирно-эксплуатационной части. Системы водо- и теплоснабжения вроде отладили, однако опасения в их надежности остались. Но так, впрочем, бывает всегда в период жестоких холодов.
    - Думаю, выдюжим, - заключает командир вертолетчиков.
    Есть в части немало подвижек. Проводили в зарубежную командировку группу однополчан. Это уже некоторый стимул. Экипажи полка без срывов несут боевое дежурство и обеспечивают поисково-спасательные мероприятия. Методически грамотно обучают и воспитывают летчиков подполковник А. Ганжа, майоры Д. Соловьев, И. Ефименко, С. Кулик, А. Нестеров. Согласно графикам осуществляется обслуживание материальной части, в чем большая заслуга подполковников О. Димова, А. Кулыгина, майоров Ю. Ружникова, С. Лобаса. Благодаря их помощи успешно проходит становление молодых офицеров А. Жирнова, А. Чемезова, С. Ермолайчика, С. Куницына.
    Более трех десятков лет прочные нити связывают коллектив военных авиаторов с городом и районом. Они, например, не оставляют без внимания сестру уроженца деревни Бянкино Героя Советского Союза С. Достовалова, смертью храбрых павшего при освобождении Карпат. К ней на Шилкинскую улицу часто наведывается библиотекарь части Р. Сахаровская. Иногда - с солдатами, чтобы поправить забор, помочь убрать картофель. А воины полковой ТЭЧ ухаживают за братской могилой членов экипажа самолета, погибшего перед Великой Отечественной войной недалеко от села Калинино.
    Не обходит стороной авиагарнизон и культурная жизнь Нерчинска. Хорошо знают дорогу к КПП вертолетчиков участники литературного объединения «Забайкальское слово», историко-краеведческого клуба «Искатель». Постоянными стали здесь выставки самодеятельных художников В. Самодурова, Ю. Ермолина, И. Габелая, З. Каявы, В. Шахова...
    В далеком 1914 году в городе формировались 2-й Нерчинский и 3-й Верхне-
    удинский полки отдельной казачьей бригады генерала И. Трухина. На полях сражений первой мировой они вынесли тяжелые испытания, но не посрамили чести своих знамен.
    Волей судьбы древняя земля дауров сегодня находится под покровительством и защитой авиаторов-сибиряков, которые не забывают, что над забайкальскими сопками пилотировали боевые машины герои других военных кампаний - афганской и чеченских - полковники А. Голованов и Н. Майданов. Их имена для личного состава части так же святы, как слава видавших виды клинков, блеск которых напоминает высверк лопастей несущих винтов вертолетов в небе России.


    На снимке: заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе майор Игорь ЕФИМЕНКО.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker