на главную страницу

1 февраля 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Взлетная полоса Армавира

Полковник Александр АНДРЮШКОВ,
военный летчик 1-го класса,
космонавт-исследователь.



    На всю жизнь запомнил тот жаркий июньский день. А ведь прошло с тех пор 35 лет.
    ...Грунтовый аэродром Луганского аэроклуба изнывал от зноя, а небо над ним с раннего утра уже звенело моторами спортивных Яков. Полеты были в самом разгаре, когда сквозь гул самолетов от края до края летного поля прокатилась весть: «Сваты приехали!» И в сторону «квадрата», над которым возвышался передвижной «скворечник» руководителя полетов, потянулись курсанты. «Сватами» называли представителей военных летных училищ, приезжавших в аэроклуб за будущими абитуриентами. Для многих появление на аэродроме «сватов» становилось судьбою, путевкой в Большой Полет.

    Протиснувшись сквозь стенку товарищей, я оказался перед стендом: «Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков объявляет набор». И словно кто подтолкнул изнутри мое сердце. Жадно вчитываюсь в строчки: «Основано 23 февраля 1941 года. Первый выпуск курсантов состоялся 26 июля 1941 года. На фронт ушли 227 летчиков. Всего за годы войны подготовлено 4.678 воздушных бойцов. За боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 17 воспитанников школы удостоены звания Героя Советского Союза. С 1960 года Армавирская школа пилотов - высшее военное авиационное учебное заведение. Готовит летчиков-истребителей для Войск ПВО страны».
    - «Андрюха»! - Витя Поздняков по-медвежьи облапил меня - Пошли. Перехватчиками будем! - И мы шагнули к столу.
    Боковым зрением увидел своего аэроклубовского командира эскадрильи Захарова. Бывший военный летчик поднял вверх большой палец - это у него было высшей похвалой грамотным действиям курсанта...

    Здравствуй, училище!

    Взлетная полоса убегает к горизонту. Прямоугольники бетонных плит, сливаясь с небом, кажутся голубоватой широкой рекой. Над ней струится легким маревом разогретый солнцем и форсажным пламенем взлетающих истребителей воздух. Идут полеты. Курсанты ХХI века обретают в Армавире крылья.
    В свое время на этой полосе начинал разбег и мой первый истребитель. С тех пор я видел много аэродромов: на Крайнем Севере и в Заполярье, в Средней Азии и на Камчатке, освоил несколько типов сверхзвуковых реактивных машин, а взлетную полосу Армавирского училища никогда не забывал. Тянуло сюда, как к порогу родного дома, откуда шагнул на большую дорогу жизни.
    И снова я вижу, как звено сверхзвуковых истребителей проходит над аэродромом и, изломав траекторию полета, круто набирает высоту. Мгновение, и только легкий инверсионный след остается в синеве. Завороженные мощью боевых крылатых машин, вглядываются в солнечную высь первокурсники. Как завидуют они сейчас своим старшим товарищам, выпускникам училища! Скоро тем вручат первые офицерские погоны, и тогда прощай, взлетная полоса, давшая путевку в небо. Ждут молодых лейтенантов стратосферные высоты и широкие горизонты. Но навсегда пронесут они в сердце своем и памяти своей годы, проведенные в училище. И по традиции, встречаясь через десять, двадцать, тридцать лет у взлетной полосы Армавира, будут вспоминать, как все начиналось...


    Слава боевая

    - Рубеж перехвата, - полковник Николай Иванович Глотов, Герой Советского Союза, говорит негромко, но его твердый голос слышен даже сидящим на «камчатке» в просторной аудитории тактики авиации, - это невидимая линия в небе, под которой на земле дымятся обломки сбитого вами врага, нарушителя воздушных границ Родины. Вот был у меня случай...
    И фронтовой летчик начинает передавать нам, курсантам, свой боевой опыт. Мы верим каждому слову преподавателя, и самые сложные формулы тактики перехвата становятся понятными, находят свое место в ячейках памяти, чтобы со временем прийти на помощь в трудную минуту. Как приходили тем выпускникам Армавирского училища, кто первым встретил врага в небе войны.
    - Мы будем громить ненавистного врага, не жалея сил и самой жизни, - сказал в июле 1941-го своим выпускникам первый начальник авиационной школы полковник К. Шубин.
    - Клянемся! - прозвучало в ответ.
    И клятву свою воспитанники школы сдержали.
    Решением Государственного комитета обороны в 1941-1942 годах из летно-технического состава и материальной части Армавирской школы было сформировано четыре боевых авиаполка. Их направили в действующую армию. Полк, которым командовал майор
    М. Зворыгин, с боями прошел от Армавира до Берлина. Награжден орденами Красного Знамени и Суворова III степени. Ему присвоено почетное наименование Оршанского.
    В небе Армавира летчики школы доказали свою беззаветную храбрость, тактическое умение и волю к победе. Я помню, как мы, курсанты-первогодки, останавливались в музее училища у стенда с фотографиями военных лет. На одной из них летчик-инструктор школы старшина Астафий Иванович Новгородский стоит у своего истребителя. Самолет Як-1 покалечен. Все три лопасти винта оторваны почти до кока — результат тарана фашистского разведчика. За этот подвиг старшина Новгородский был удостоен офицерского звания и награжден орденом Красной Звезды.
    Защищая Армавир и его жителей от воздушных налетов, подвиг Новгородского повторили летчики-инструкторы школы старший сержант И. Бондаренко и лейтенант В. Диденко.
    «Быть достойным... Нести ответственность...» Не эти ли слова повторяли тысячи летчиков и курсантов Армавирского авиаучилища, становясь на защиту воздушных границ Родины?! И в суровые годы войны, и тогда, в октябре 1950 года, когда летчики училища А. Степанов, Д. Садовников, Э. Степанов, техник В. Федулов, курсанты Ф. Лиходед, Ю. Зубаков, А. Наливаев,
    П. Плотников и Ю. Алексеев начали осваивать реактивную технику. В марте 1951-го над взлетной полосой Армавирского училища - первого из военных авиационных учебных заведений страны - раздался реактивный гром: это военные летчики подполковники П. Просянин и А. Фатеев пилотировали самолеты УТИ МиГ-15.
    Одним из первых среди курсантов военно-учебных заведений Военно-Воздушных Сил самостоятельно поднял в воздух реактивный самолет воспитанник Армавирского авиационного училища А. Сержантов. Питомцы училища и в мирные дни продолжали совершать подвиги. Указом Президиума Верховного Совета СССР курсант Павел Шклярук был посмертно награжден орденом Красной Звезды, его имя занесено в Книгу почета ЦК ВЛКСМ. Давно уже нет того государства, которое отметило наградой подвиг курсанта из Армавирского училища, но имя Павла Шклярука будут всегда помнить жители Саратова, которым он подарил радость жизни, уведя свой самолет с отказавшим двигателем от домов в волны могучей русской реки Волги.
    12 июля 1960 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении выпускника Армавирского авиаучилища военного летчика капитана Василия Полякова орденом Красного Знамени за выполнение боевого задания - уничтожение самолета-бомбардировщика США, вторгшегося 1 июля 1960 года в воздушное пространство Советского Союза...


    Дорога жизни

    Сменяются поколения курсантов. Взлетная полоса училища - их первая ступенька в небо. Я благодарен судьбе за то, что подниматься к стратосферным высотам помогали мне товарищи-однокурсники Юрий Сергеев из Старого Оскола и Саша Гулевский из Липецка, Валерий Морохин из Уфы и Витя Снегирев из Донецка, Толя Бозов из подмосковного Егорьевска и Саша Мишарин из Ульяновска, Марат Мафтахов из Казани и еще 300 (!) выпускников Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков 1970 года.
    Дорога жизни... Многих из моих товарищей нет уже на ней. Такова суровая реальность профессии летчика-истребителя. А небо - стихия действительно суровая. Как сказал поэт Феликс Чуев: «Авиация нещадна, как война». Только не знаю я такого человека, который бы без боли поменял свою летную профессию на другую - более спокойную и сытую. Небо - тот полигон, который из курсанта делает летчика, из юноши - мужчину. В полете закаляется воля, вырабатываются решительность, способность, преодолевая трудности, добиваться победы.
    Небо покоряется сильным. Этой заповеди я учился на примерах выпускников родного училища заслуженных летчиков-испытателей Героев Советского Союза А. Федотова и П. Остапенко, летчика-космонавта Геннадия Манакова, своего первого командира эскадрильи Евгения Левенцова... Да разве всех перечислишь! И пусть простят меня техники самолетов - солдаты и офицеры, - которые задолго до появления курсантов на старте уже готовили для нас машины; преподаватели кафедр математики, аэродинамики, топографии и метеослужбы и еще многие другие: без вашего трепетного отношения к будущим летчикам-истребителям мы никогда ими не стали бы. Пусть простят меня специалисты рот АЭР и РТО - без вас курсантов не приняли бы взлетная полоса и небо. Особое прости труженикам пищеблока: на голодный желудок первейшие защитники здоровья летного состава - авиационные «айболиты» - летать запрещали. а на Руси издревле говорят: как полопаешь, так и потопаешь. Поверьте, курсанты, до каких бы впоследствии должностных высот они ни взлетели, навсегда сохраняют о вас добрую память в душе. Я - в их числе.
    Взлетная полоса училища... Никогда я уже не выведу на бетонку Армавира свой истребитель. Это только ты, взлетная полоса Армавирского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков (с ноября 1998 года - Армавирский военный авиационный институт), и в свои 60 лет остаешься молодой. И будешь такой всегда! Пока поднимаются с твоей натруженной груди в небо курсанты - молодость России, ее воздушная защита.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker