на главную страницу

1 февраля 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Неплатежи порождают изоляцию

Александр ТИХОНОВ (Тбилиси),
«Красная звезда».



    Плата за воздух

    Один из вариантов связи ГРВЗ с Большой землей - воздушный. В последние годы частота рейсов ВТА из России в Закавказье несколько сократилась, однако каждый месяц долгожданный Ил-76 или Ил-18 хоть раз да приземлялся в Вазиани, Батуми, Гюмри или Ереване. И вот недавно, 24 января, был фактически реализован запрет на использование воздушного пространства Грузии самолетами Минобороны РФ. Как сообщили «Красной звезде» на КП авиации ГРВЗ, центральная диспетчерская служба департамента воздушного транспорта Грузии не дала разрешения на пролет нашего Ил-76 из Ростова-на-Дону в Гюмри (Армения) через грузинскую территорию. 15 января в штаб ГРВЗ поступила соответствующая телеграмма от грузинского ООО «Сакаэронавигация», занимающегося обслуживанием полетов всех воздушных судов над грузинской территорией. В телеграмме недвусмысленно говорится о запрете использования воздушного пространства Грузии для всех воздушных судов ВВС РФ с 22 января...
    Правда, именно 22 января был разрешен пролет Ил-76 из Москвы в Ереван для доставки продовольствия в наши воинские части, дислоцированные в Армении. Но уже со следующего дня грузинское небо для наших самолетов стало закрытым.
    За разъяснениями я обратился к врио директора «Сакаэронавигации» Валерию Волошину. Он пояснил, что, во-первых, при использовании воздушного пространства Грузии все авиакомпании, в том числе местные грузинские, обязательно производят проплаты за навигационное, трассовое и диспетчерское обслуживание. Исключение составляют спецрейсы, которые осуществляются по решению правительства или парламента. Но в этом случае оплата производится самим государством.
    Что касается самолетов ВВС РФ, то долги за обслуживание их полетов все растут. Задолженность за 2000 год составляет 23 тыс. долларов. При этом Волошин отметил, что вопрос о старых долгах, образовавшихся в прошлые годы (порядка 165 тыс. долларов и 113 тыс. рублей), «Сакаэронавигация» остро не ставит, поскольку российской стороной ряд счетов оспаривается и, следовательно, требует уточнения. А 25 тыс. долларов - сумма, с которой российская сторона полностью согласна, посему эти деньги должны быть проплачены.
    - Теперь каждый рейс самолетов ВВС России будет с нами согласовываться, - уточнил Волошин (как будто этого не было раньше! - А.Т.). - Но кто бы что ни говорил, мы не настолько нецивилизованные люди, чтобы ставить конкретные препятствия. Мы ставим препятствия условные и ввели небольшие сложности с целью ускорения взаиморасчетов. Мы настроены дружески и хотим прийти к тому, чтобы между нами не было никаких препятствий, но, к сожалению, это от нас не зависит. Или должен быть документ, дающий право на бесплатные полеты, - соглашение между правительствами Грузии и России или же оплата. Третьего варианта быть не может...
    Волошин также отметил, что до сих пор ни один военный самолет не был возвращен, ни одному рейсу не давали запрет и график полетов ВВС РФ не нарушался. Таким образом, несостоявшийся рейс из Ростова-на-Дону в Гюмри - «первая ласточка».
    Представитель «Сакаэронавигации» подчеркнул, что в данном случае отсутствует какая бы то ни было политическая подоплека и дело здесь не выходит за рамки чисто экономических проблем. Однако, по мнению компетентного источника в департаменте воздушного транспорта Грузии, есть люди, которым выгоден запрет на полеты российских военных самолетов над Грузией.
    Как сообщил начальник авиации ГРВЗ полковник Александр Келлерман, о полученном по телеграфу запрете на использование воздушного пространства Грузии всеми воздушными судами ВВС РФ и создавшемся в связи с этим положении доложено в Москву. Если в результате проблему удастся решить, то полеты ВТА в Грузию возобновятся, возможно, уже в феврале. По крайней мере, заявка на планирование самолета по маршруту Чкаловский - Вазиани на 14 февраля из ГРВЗ отправлена.

    На суше и на море

    Два больших десантных корабля (БДК) Черноморского флота еще 18 января должны были выйти из Новороссийска в Батуми для доставки в ГРВЗ горючего, продовольствия, вещевого имущества и других материально-технических средств, необходимых для вывода военной базы из Вазиани, а также для функционирования баз в Батуми и Ахалкалаки. Однако выход кораблей откладывается, поскольку не удается согласовать порядок ввоза груза на территорию Грузии. Грузинская сторона полагает, что доставка продовольствия и материально-технических средств на этих кораблях в данном случае находится за рамками выполнения двусторонних обязательств, принятых Москвой и Тбилиси на Стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 года. Следовательно, по мнению грузинской стороны, наши корабли должны зайти в порты Поти или Батуми для таможенного досмотра и пограничного контроля лиц, задействованных в выгрузке указанных грузов. Ну и, конечно же, Грузия считает, что в данном случае российская сторона должна произвести уплату таможенной пошлины за ввозимый груз. Эти же процедуры должны, по мнению грузинской стороны, проводиться при доставке грузов в ГРВЗ автотранспортом. Хотя протокол последнего 5-го раунда российско-грузинских переговоров по военным вопросам четко фиксирует согласие грузинской стороны на «...беспрепятственный и беспошлинный пропуск на свою территорию и проезд по ней необходимых для расформирования и вывода российских военных баз Вазиани и Гудаута, а также соответствующих военных объектов заранее взаимосогласованных автотранспорта и материально-технических средств». Но взаимного согласия по данному вопросу как раз-таки достичь и не удается.
    Таким образом, ГРВЗ сегодня фактически существует в условиях изоляции. Неплатежи и связанные с ними проблемы транспорта негативно отражаются на жизнедеятельности войск (запасы материальных средств на складах истощаются), моральном состоянии наших военнослужащих и членов их семей и их материальном положении из-за отсутствия возможности беспрепятственно выехать в отпуск в Россию и вернуться обратно, отправить детей к бабушкам-дедушкам на каникулы, из-за прерванности почтового сообщения и т.д.
    С другой стороны, ограничения по транспорному снабжению ГРВЗ противоречат и интересам самой Грузии. Грузинская сторона, например, ратует за скорейшую утилизацию наших инженерных боеприпасов, находящихся на складе в г. Сагареджо. Однако их уничтожение прервано из-за отсутствия топлива для автомобилей, на которых эти боеприпасы должны вывозиться к месту подрыва. Предназначенное для этого топливо до сих пор находится в Новороссийске. Подобных примеров, свидетельствующих о том, что дальнейшее продление транспортных ограничений несомненно повлечет за собой увеличение сроков вывода наших войск из Грузии, более чем достаточно.

    P.S. Когда материал был подготовлен к публикации, с КП авиации ГРВЗ сообщили, что «Сакаэронавигация» все-таки предоставила возможность осуществить пролет Ил-76 из Ростова-на-Дону в Гюмри и обратно над грузинской территорией. Однако в отделе авиации ГРВЗ пояснили, что это не означает снятия запрета на использование всеми воздушными судами ВВС РФ воздушного пространства Грузии.
    Грузинская сторона также дала разрешение на вход наших БДК в свои территориальные воды с 30 января по 4 февраля. Материальные средства, необходимые для обеспечения вывода военной базы из Вазиани и других военных объектов, будут ввезены на кораблях беспрепятственно и беспошлинно.


Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker