|
|
Интервью подготовил Юрий ПАНКОВ, «Красная звезда». |
Визитная карточка
Рудольф Шарпинг
Родился в 1947 году в Нидерэльберте (Вестервальд). В 1974 году окончил Боннский университет по специальностям политология, юриспруденция и социология. С 1969 по 1976 гг. - председатель земельной организации, затем - заместитель председателя движения “Молодые социалисты” в СДПГ.
В 1975-1994 гг. - депутат ландтага земли Рейнланд-Пфальц. С 1985 г. - председатель фракции СДПГ в ландтаге, с 1988 г. - член правления СДПГ.
В 1991-1994 гг. - премьер-министр земли Рейнланд-Пфальц. С 1994 г. - депутат бундестага.
1993-1995 гг. - председатель Социал-демократической партии Германии (СДПГ). С 1995 г. - председатель социал-демократической партии Европы, зампредседателя СДПГ.
С октября 1998 года - министр обороны ФРГ.
- Господин министр, последний раз вы встречались с министром обороны РФ Маршалом Российской Федерации Игорем Сергеевым в марте прошлого года, в нынешнем году, как стало известно, помимо этой запланирована еще одна встреча - весной в Сочи.
- С моим коллегой Игорем Сергеевым мы находимся в постоянном контакте. К этому относятся и неофициальные встречи в неформальной обстановке. Такие встречи служат плодотворным связям между нашими странами и нашими вооруженными силами. Это имеет очень важное значение для безопасности и стабильности в Европе.
- Одной из самых актуальных международных проблем остаются планы США по созданию национальной ПРО. Россия, как известно, категорически выступает против нарушения Договора по ПРО от 1972 года. Разделяет ли Германия озабоченность России в этом вопросе и как относятся в Берлине к нашему предложению о создании европейской нестратегической ПРО?
- Германия заинтересована в международном контроле над вооружениями и разоружением. Для этого нужно сделать еще очень многое, начиная с ратификации уже подписанных договоров до разоружения и контроля над оружием массового поражения - атомного, биологического и химического.
К сожалению, возникли новые угрозы нашей совместной безопасности, которым необходимо противостоять. Вы знаете, что наша противовоздушная оборона планируется в рамках НАТО. В этом отношении ничего не изменится. Россия приглашена договориться с НАТО о возможной совместной концепции. Попытки ослабить НАТО или расстроить трансатлантические связи подвергнуты провалу по обе стороны Атлантического океана.
- В последнее время набирает обороты процесс создания автономных военных структур Евросоюза. Вместе с тем есть мнение, что усилия европейцев в области совместной обороны и безопасности должны предприниматься исключительно в рамках НАТО. Как вы оцениваете роль и место Евросоюза в обеспечении европейской безопасности?
- Европейский союз с момента своего образования вносит существенный вклад в дело обеспечения безопасности Европы. 15 стран теснейшим образом взаимосвязаны политически и экономически, образуя стабильную систему мира и благополучия, открыто сотрудничающую с остальной Европой и Россией. Страны - члены Евросоюза решили проводить совместно и политику в сфере безопасности, что позволит им действовать и в том случае, если НАТО не станет действовать как единое целое. Совместная внешняя политика и политика безопасности ЕС таким образом тесно связана с НАТО.
- Германия является одним из влиятельнейших членов НАТО. Сейчас в НАТО одни считают, что альянс должен выполнять чисто оборонительные функции, другие, основываясь на опыте военной операции против Югославии, ратуют за более широкие задачи. Какова ваша позиция в этом вопросе?
- В демократическом обществе всегда имеются различные мнения по важным вопросам. Этот же принцип действует и для союза демократических обществ. Но на саммите в Вашингтоне в апреле 1999 года мы пришли к согласию о совместной стратегической концепции. И это действует. Тем самым оборона наших территорий остается ключевой задачей нашего союза.
Однако новые угрозы нашей безопасности послужили поводом договориться о расширении диапазона задач. При этом определенную роль играет и наш опыт военных операций по предотвращению геноцида в Косово. Урок таков: наши возможности по превентивным мерам следует улучшить.
Безопасность всеобъемлюща. Ее легче обеспечить при стабильных политических и экономических условиях. Обеспечение безопасности является общей задачей и требует сотрудничества между государствами Европы. Чем лучше, широкомасштабнее и превентивнее мы будем отстаивать наши совместные интересы безопасности, тем спокойнее будет в Европе.
- Германия стоит перед необходимостью широкомасштабной военной реформы. Что ожидает бундесвер в ближайшем будущем?
- Бундесвер обновляется коренным образом. Возрастает его способность для применения в рамках международного урегулирования кризисов. Это касается как его структуры, так и оснащения, которое постепенно адаптируется к новым требованиям. (Как заявил Рудольф Шарпинг в Берлине накануне визита в Москву, министерство обороны ФРГ в ходе реформы бундесвера расформирует и закроет 39 крупных военных гарнизонов. Будет закрыт и целый ряд мелких объектов. Эксперты минобороны уже дали оценку 163 военным базам и 440 военным объектам, на которых проходят службу от 50 военнослужащих до 12 тыс. человек. До 2007 года численность вооруженных сил будет сокращена с 287 тысяч до 282 тыс. военнослужащих и с 134 тыс. до 90 тыс. гражданских служащих и составит в общей сложности 372 тыс. человек. - Ю.П.)
|