на главную страницу

1 февраля 2001 года

Оружие России

Четверг

Алгоритм развития

Беседу вел Владимир ДЕРНОВОЙ.
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



    На вопросы «Красной звезды» отвечает генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям Александр НОЗДРАЧЕВ

    - Александр Васильевич, сегодня видны подвижки в возвращении предприятиям оборонно-промышленного комплекса долга за выполненный госзаказ. Но совершенной ли остается сама система организации гособоронзаказа?
    - Она достаточно громоздкая и нуждается в реформировании. Сегодня только в Министерстве обороны существует несколько десятков различных заказчиков вооружения и военной техники, которые не всегда действуют согласованно. Поэтому в правительство внесено предложение об образовании в Министерстве обороны единого заказчика, который будет отвечать за исполнение госзаказа (пока такая ответственность не предусмотрена), эксплуатацию техники, а также за использование выделенных средств.
    - Существует решение Совета безопасности РФ об объеме выделения средств на национальную оборону до 2010 года. Насколько важно долгосрочное планирование для оборонных отраслей промышленности?
    - Федеральные оборонные агентства это решение восприняли как своеобразное указание к действию. Мы впервые получили ориентир на долгосрочную перспективу. И это залог того, что оборонная промышленность не только сохранится, но уже в текущем пятилетии существенно укрепит свои позиции, в том числе и на мировом рынке. На Совете безопасности было отмечено, что сложились серьезные диспропорции между объемами финансирования, направляемыми на содержание Вооруженных Сил РФ, закупки ВВТ, НИОКР и ремонт. И если решения Совета безопасности будут реализованы, то значительный сектор российского машиностроения получит новое дыхание, а армия – современные виды вооружения и военной техники.
    В гособоронзаказе российские оборонные агентства интересуют несколько разделов. Это закупки вооружений и военной техники, НИОКР, ремонт, поддержка мобилизационных мощностей, содержание уникальной стендовой базы, инвестиции. Средства на эти цели выделяются по остаточному принципу. Получается, что «оборонка» должна кредитовать Минобороны. Например, ГСМ продается армии по рыночной цене, на которую в значительной степени влияет уровень мировых цен на нефть. А «оборонка» снабжает армию высокотехнологичной продукцией по ценам в несколько раз ниже экспортных. Условия явно неравные. Устранив эти неравенства, можно было бы избежать многих проблем ОПК.
    Когда государство своевременно не оплачивает предприятиям гособоронзаказ, то наносит экономике страны огромный вред: падает валовой продукт, предприятия лишаются оборотных средств. А между тем сегодня металлурги и нефтяники без предоплаты товар не отпускают. Словом, условия торговли на государственном рынке должны быть для всех отечественных производителей равны. И в этом смысле «оборонка» нуждается в защите.
    В обеспечение национальной безопасности ОПК вносит значительный вклад. Однако работники оборонной отрасли живут гораздо хуже, чем работники других отраслей промышленности. Это также не способствует возрождению престижа «оборонки».
    - Александр Васильевич, как бы вы оценили деятельность оборонных агентств по сравнению с существовавшими ранее органами управления, министерствами?
    - Агентства за сравнительно короткий отрезок времени сумели впервые за последние 10 лет организовать работу предприятий на новом уровне. За полтора года проведены инвентаризация и балансовые ревизии всех предприятий, изучено их реальное состояние и потенциальные возможности. Государство через оборонные агентства впервые стало работать с конкретными предприятиями, конкретными директорами, стало знать, куда и как тратятся деньги - на разработку, строительство и развитие уникальной стендовой базы или на какие-то другие цели.
    Руководители организаций активно работают с агентством, а руководители и работники агентства теперь уже нередкие гости на предприятиях. Каждый директор знает, что в случае промахов будет строгий спрос, вплоть до снятия с должности, и такие примеры есть. С другой стороны, большая группа руководителей и научно-технического персонала организаций и предприятий отрасли по нашему ходатайству была представлена к наградам.
    Агентства координируют деятельность на местах, ведут работу по ликвидации дублирующих производств, активно занимаются кадровой политикой. Регулярно проводятся коллегии, научно-технические советы. Мы занялись оптимизацией гособоронзаказа, нировских и окровских задач. Не пропустили ни одного собрания акционеров. Помогаем предприятиям выйти на рынок. Стали для них источником научно-технической, методической и финансовой информации.
    Мы нашли алгоритм технического перевооружения и развития предприятий, и уже подготовлен ряд крупных контрактов. Впервые за 10 лет оптимизируем систему сквозного автоматизированного проектирования. Реально подошли к созданию интегрированных межотраслевых структур в рамках всей оборонной отрасли. Например, если у нас есть оптико-электронный сегмент промышленности, то мы интегрируем предприятия нашего агентства с агентством по системам управления. Готовы к созданию структур совместно с Росавиакосмосом - интеграции Ижевского автомобильного завода с Уфимским моторным заводом. При нашем участии в апреле прошлого года пущен конвейер на Ижмаше по производству автомобилей «ИЖ», с которого сошли 30 тысяч малолитражек.
    Готово предложение по созданию новой интегрированной структуры - концерна по производству приборов ночного видения нового поколения, которые так необходимы в армии. Совместно с Министерством обороны агентства активно участвуют в формировании Программы вооружения. В нее войдут подпрограммы развития основных вооружений, включая бронетанковые, самоходные артустановки, ракетно-артиллерийское вооружение, комплексы высокоточного и стрелкового оружия, индивидуальную экипировку и средства защиты военнослужащего, системы тепловидения, ночного видения, оптические и оптико-электронные системы различного назначения для всех родов войск. Особенно активно работаем по утилизации, чтобы занять свою нишу в этой области.
    Как руководитель агентства ежедневно общаюсь с директорами различных организаций и предприятий отрасли. Любой из них может провести со мной переговоры, не дожидаясь аудиенции месяцами, как это было прежде. Много приходится работать на местах. При посещении предприятий изучаем и решаем различные вопросы, в первую очередь пути реновации основных фондов и обновления кадров. Некоторые предприятия удалось спасти от банкротства, например Азовский оптико-механический завод, ГП «ЦНИИточмаш», Красногорский оптико-механический завод им. Зверева и другие.
    Российские оборонные агентства за прошедшие чуть более полутора лет своего существования доказали свое право на жизнь и становятся действенными рычагами управления оборонным комплексом страны. А утверждения о неэффективности их работы по управлению ОПК, на мой взгляд, сильно преувеличены.
    Возврат же к громоздкой министерской структуре управления, которая показала свою несостоятельность в управлении оборонной промышленностью, может привести к очередному витку дестабилизации во всей отрасли, ее дальнейшему упадку, окончательно подорвать веру оборонщиков в способность государства восстановить и развивать промышленность, на которой зиждется его безопасность.
    - Несмотря на благоприятные тенденции, общее финансовое состояние ряда предприятий остается сложным. Почему?
    - Одна из причин - недостаточно развитая маркетинговая сеть. Отраслевым производителям не удалось выйти на значительные объемы реализации своей продукции на отечественном рынке из-за жесткой конкуренции со стороны фирм-импортеров и российских производителей. Конкурирующие фирмы, что называется, дышат в затылок. Вот почему мы серьезно занялись вопросом создания в отрасли центров маркетинга во всех основных регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Туле, Ижевске, Нижнем Новгороде и других.
    Цель федеральных оборонных агентств - возрождение оборонной промышленности России, создание новых образцов ВВТ, рабочих мест и обеспечение достойного уровня жизни работникам «оборонки». Для этого агентства и были созданы и, на мой взгляд, со своей задачей справляются.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker