на главную страницу

3 февраля 2001 года

Армия и культура

Суббота

Покинул ли Москву Наполеон?



    Историческая драма В. Малягина «Наполеон в Кремле» в постановке народного артиста России Николая Пенькова идет на малой сцене МХАТ имени Горького. Постановка это безусловно интересная, и зал воспринимал ее с большим вниманием...

    Уже потом я не без удивления отметил, что среди зрителей было много школьников – обычно эта публика ведет себя в театре более шумно, ее заметно сразу. И вот тогда, по дороге к гардеробу, я услышал потрясший меня диалог:
    - А по истории дальше-то что было? – спросил юноша-старшеклассник у своих спутников. – Французы ушли из Москвы?
    - Ну! – отвечали ему. – Сейчас их здесь нету…
    Не думаю, что читатель обвинит меня в том, что этот разговор выдуман. Такого не придумать! Лично я всегда был уверен, что простительно не знать теорему Пифагора, иметь смутное представление о таблице Менделеева, но нельзя не знать основных вех отечественной истории. Это все равно, что не знать, кто твои родители, ближайшие родственники… Тем более что каждое из великих исторических событий не провисает в исторической, культурной пустоте. Если человек не знает про Отечественную войну 1812 года, то, очевидно, он не читал ни толстовскую «Войну и мир», ни лермонтовское «Бородино»; он не видел ни известнейшей киноэпопеи Бондарчука, ни озорной рязановской «Гусарской баллады»…
    А можно ли быть патриотом, сознательно любить свою страну, если ты ничего про нее не знаешь? Да куда же пришли мы, господа-товарищи, жители «демократической России»?!
    Я был потрясен. Во что превращена молодежь – наши дети? Или именно это и есть то самое «образование мирового уровня», о котором так много теперь пишут? Помню, кстати, как рассказывал я однажды своим американским и канадским коллегам–журналистам про английского писателя Грэма Грина и его знаменитый роман «Тихий американец». Им было очень интересно – ведь не читали, и даже не слыхали ранее!
    Ругать «совковое», как его теперь именуют, образование модно, и критика эта во многом объективна. Но это, несмотря на все его минусы, было настоящее образование, и оно было всеобщим. Чем же заменили это образование сегодня? Мнимой «одиннадцатилеткой» – без четвертого класса – и всеобщей необязательностью?
    Впрочем, вернемся к театру. Кажется, в России XXI века к нему вновь возвращается прежняя просветительская, воспитательная роль. Имею в виду, конечно, театр «традиционный», национальный, а не модные в определенных кругах «изыски», где препарируется классика или же инсценируется нечто невнятное, почему-то именуемое «авангардом».
    МХАТ имени Горького, которым руководит народная артистка СССР Татьяна Доронина, верен традициям своих основателей – К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Это, пожалуй, единственный из театров, который не открестился от популярной среди зрителя – но не критики - военно-патриотической темы. На его сцене давно и с успехом идет «Белая гвардия» М. А. Булгакова, были за минувшее десятилетие и другие спектакли, а к 55-летию Победы вышла постановка «Мои нерожденные сыновья» по пьесе Ю. А. Виноградова, о чем подробно писала «Красная звезда»… И вот еще - «Наполеон в Кремле».
    Тема французской оккупации столицы России была достаточно популярна в русской литературе - достаточно вспомнить «Сожженную Москву» Г. П. Данилевского или «Драму на Лубянке» И. К. Кондратьева. Сколько описано в них героических, драматических или трагических событий! Но в данном случае уже само название пьесы не предполагает особой динамики и четко локализует действие…
    В главной роли – Николай Пеньков, один из ведущих артистов МХАТа, который, как уже сказано, является и режиссером-постановщиком. Нет, очевидно, смысла объяснять, что на нем – такова судьба Наполеона, даже сценическая, – весь спектакль и держится.
    Действие начинается со вступления «Великой армии» в Москву, с триумфа, торжества победителей. Вот только все происходящее видится зрителю через тонкий прозрачный занавес и потому обретает характер иллюзорности… Так нереальна оказалась мнимая победа французов.
    И дальше, на протяжении всего действия, происходит осознание императором того, что он оказался в ловушке, в западне. Понять это ему помогает общение со своими маршалами и солдатами, с русскими купцами, живущими в Москве французами, с оставшимся в городе генералом Тутолминым, начальником воспитательного дома… И в этих разговорах постепенно выкристаллизовывается мысль о том, что наш народ готов пожертвовать всем, чтобы сохранить главное – собственную независимость. Сохранить свое право жить так, как считаем нужным мы, а не наши иноземные «наставники», советчики и «доброжелатели».
    Такова главная идея, проходящая через спектакль. Ведь театральное действо – это не иллюстрация к историческим событиям, а некое направление мыслей зрителей. И после хорошего спектакля мы еще долго обдумываем то, что увидели на сцене.
    …Между прочим, в театрах, живущих по законам души, а не коммерции, билеты гораздо дешевле, чем даже в кино (помните, что в прежние времена было совсем наоборот?). Так вот, билеты на «Наполеона в Кремле» стоят всего тридцать рублей. Не поскупитесь!

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker