на главную страницу

7 феврала 2001 года

Армия и общество

Среда

«Мертвые души» в... запасе

Олег БЕДУЛА,
Александр БУГАЙ,
«Красная звезда».



    Первый день оперативно-мобилизационного сбора в Приволжском военном округе начался с научно-практической конференции. Ее ключевой вопрос - проблемы мобилизационного развертывания войск в современных условиях и пути их решения - проанализировали генералы Юрий Чумаков, Сергей Шалимов, Юрий Лучинин и Евгений Веселов. Несколько раз брали слово командующий войсками ПриВО генерал-полковник Анатолий Сергеев и начальник штаба округа генерал-лейтенант Владимир Чилиндин.

    Вопросы мобилизационной готовности в регионе в последние годы приобрели большую остроту. К традиционным проблемам добавились новые. Сегодня, например, уже очевидно полное несоответствие старых нормативно-правовых актов реалиям дня и вновь принятым законам в условиях их одновременного действия...
    На местах это порой порождает своеволие органов исполнительной власти - в толковании и выполнении обязанностей должностных лиц, в вопросах подготовки, обеспечения и проведения мобилизации и мобилизационного развертывания войск.
    Участники сбора не скрывали своей обеспокоенности морально-психологической обстановкой в районах мобилизационного развертывания войск. Это подтверждает пример Самарской области, где в 2000 году на медкомиссию были вызваны 23 тысячи потенциальных призывников, из которых 488 не явились в военкоматы, а 592 вообще уклонились от призыва.
    В регионе крайне неблагополучная обстановка по ВИЧ-инфекции. В Самарской области ежедневно регистрируются ВИЧ-носители. В Тольятти число инфицированных приблизилось к тысяче человек. Причем большинство из них - мужчины призывного возраста.
    На вопросы мобготовности влияет и экономическая ситуация в республиках и областях. Образовавшийся дефицит рабочих мест вынуждает значительную часть граждан, находящихся в запасе, работать не по месту жительства, а выезжать в другие районы и области. Результат контрольных оповещений показал, что по этой причине невозможно отыскать свыше 10 процентов, а в Татарстане, например, и до 15 процентов граждан, пребывающих в запасе. Проблемы оповещения во многом вызваны финансовыми трудностями. Лишь Самарская область и республика Башкортостан обеспечены соответствующей аппаратурой. Хуже всего решается этот вопрос в Саратовской и Оренбургской областях.
    В число основных проблем, определяющих мобготовность региона, вышла транспортная. Сегодня уже очевидно, что постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года «О мерах государственной поддержки предприятий, содержащих автоколонны войскового типа» оказалось малоэффективным. В основном из-за того, что его положения носят рекомендательный, а не обязательный характер. Финансовые средства, направляемые из бюджета на мобилизационную подготовку автоколонн, поступают крайне нерегулярно и в мизерном количестве, что не позволяет организовать на должном уровне проведение специальной подготовки приписного состава. Тревожит и такой факт: ежегодно на 1-2 процента увеличивается количество предприятий, не готовых к поставке автомобилей в войска по мобилизации. Свыше 60 процентов парка приписанных грузовых автомобилей выработали амортизационные сроки пробега, их готовность к использованию ограничена. Более сорока процентов техники эксплуатируется свыше 7 лет.
    Парк грузовых автомобилей с учетом машин, приписанных к предприятиям, все труднее использовать по прямому назначению. Сокращается количество полноприводных автомобилей отечественного производства. Заводы практически прекратили выпуск основных марок автомобилей, использующихся в качестве тягачей, и автомобильных базовых шасси. На предприятиях, в организациях увеличивается количество автомобилей малой грузоподъемности типа «Бычок» и «Газель», обладающих низкой проходимостью, а также машин иностранного производства.
    И еще одна острейшая транспортная проблема. Поскольку отечественная промышленность снизила выпуск пассажирских автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, а также ввиду экономической нецелесообразности их эксплуатации, автопредприятия вынуждены закупать автобусы зарубежного производства, на которых не предусмотрена установка санитарного оборудования.
    В последнее время руководящие местные органы исполнительной власти ставят вопрос об оплате за хранение ГСМ, заложенных на нефтебазах и бензозаправочных станциях для автоколонн на период мобилизации и военное время. Для бюджета округа это тяжелое бремя. Например, только в Самарской области в течение года за хранение ГСМ необходимо заплатить 250 тысяч рублей.
    Важнейшей в последние годы остается проблема обеспечения войск военно-техническим имуществом при приведении вооружения и военной техники к боевому применению. Например, в 2000 г. округ от годовой потребности получил лишь 21 процент аккумуляторных батарей и 3 процента автомобильных шин.
    Другая проблема - раздача местными комитетами по управлению госимуществом без участия органов военного управления лицензий на приватизацию и акционирование предприятий. Так, на Самарском заводе «Продмаш», единственном в стране производящем полевые хлебопекарни и технологическое оборудование для столовых, большая часть цехов уже акционирована и выкуплена частными лицами...
    В ходе сбора его участники побывали в нескольких воинских частях. Здесь им была продемонстрирована методика работы командиров и начальников по поддержанию вооружения и военной техники в боеготовом состоянии, а также порядок работы командира мотострелкового полка по организации и обеспечению повседневной деятельности воинской части. На базе двух комиссариатов Самары прошли показные занятия по работе призывных комиссий. Представители республик и областей и сами на войсковом стрельбище выполнили упражнения из различных видов стрелкового оружия.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker