|
|
Анатолий ДОКУЧАЕВ, «Красная звезда». |
27 января в субботу утром из аэропорта Омска взял старт Ан-70. Он поднялся метров на 50 и тут же совершил вынужденную посадку, практически рухнув на заснеженное поле неподалеку от аэропорта. В Омске российско-украинский средний транспортный самолет, совершавший перелет из Киева в Якутск, где должен был пройти испытания в условиях низких температур, производил дозаправку топливом. Глубокий снег и уход Ан-70 в сторону от линии взлета помогли ему избежать столкновения с бетонными столбами ограждения и кирпичным зданием станции ближнего привода. На второй день телевидение показало самолет, по которому пробежали заметные трещины. И сразу после этого его стали... «хоронить». Впрочем, не столько рухнувший на землю образец, а весь проект, всю российско-украинскую программу Ан-70...
Между тем, по мнению российских и украинских экспертов, Ан-70 конкурентоспособен на мировом рынке. Показанный на ряде международных авиасалонов, он стал серьезным претендентом в споре за место на военном рынке Европы. Многим армиям Старого Света нужен именно такой средний транспортный самолет. Ан-70 разработан и создан киевским Авиационным научно-техническим комплексом имени О.К.Антонова, но комплектация лайнера произведена на 80 процентов российскими предприятиями.
Оперативно-тактический военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки нового поколения Ан-70, по оценке самых требовательных авиаспециалистов, уникальнейшая машина с прекрасными летно-техническими характеристиками. Ее максимальная взлетная масса составляет 123 тонны, а максимальная грузоподъемность - 47 тонн. На ней установлены четыре не имеющих аналогов в мире и чрезвычайно экономичных турбо-винто-вентиляторных двигателя, каждый мощностью 14 тысяч лошадиных сил. И, безусловно, на такой самолет «положило глаз» руководство ВВС многих стран. Нужен он и народному хозяйству.
Самолет, несомненно, хороший, но вот только европейский рынок просто так никто отдавать не хочет. Великобритания, Франция, другие страны НАТО лоббируют проект европейского военного авиапромышленного концерна ЕАДС, который приступил к созданию своего среднего транспортного самолета А-400М. Строить его будет европейский авиапромышленный консорциум «Эрбас Индастри» («Airbus Industrie»), солидная доля капитала которого принадлежит ЕАДС. У европейцев трудности в том, что самолет, который они навязывают партнерам, есть пока только на бумаге и построят они его в лучшем случае лет через семь. А потому в прошлом году Германия хотела выбиться из стройного ряда натовцев и начала переговоры с российско-украинской стороной об участии в проекте Ан-70 (Ан-7Х) и закупке 75 боевых машин вместо устаревающего парка транспортных самолетов бундесвера «Трансаль». Это стремление поддержал Президент России, 16 июня во время официального визита в Германию он обратился к ведущим представителям немецкого бизнеса с призывом осуществить проект совместного создания среднего военно-транспортного самолета на базе российско-украинского Ан-70. Тогда Владимир Путин высказал мнение, что за последние годы вариант европейского проекта стал похож на Ан-70 и может быть «поставлен на крыло лет через пять». В то же время Ан-70 уже сейчас может летать, лучше он и по качеству. Однако на Берлин надавили так, что он вынужден отказаться от партнерства с Москвой и Киевом в данном вопросе.
В столицах Украины и России на это прореагировали спокойно: «мы и ранее рассчитывали на свои силы». К слову, переговоры с немецкими партнерами также дали определенную пользу. Приведем заявление генерального директора российско-украинского концерна «Средний транспортный самолет» Леонида Терентьева: «Сотрудничество с фирмами Германии позволили «дошлифовать» проект, убрать многие вопросы технического согласования с учетом совместных штабных требований, лучше понять возможных заказчиков и не только в Европе. Мы доказали, что можем сделать самолет конкурентоспособным или, как отмечали немецкие эксперты, «с соблазнительными экономическими характеристиками».
После отказа Германии принять участие в российско-украинском проекте в СМИ стала вбрасываться идея интегрирования программы Ан-70 в общеевропейский проект. Ни больше ни меньше. Бросить созданный самолет и начинать все с нуля. Понятно, что после недавней аварии идея вновь начала циркулировать в прессе, найдя сторонников и в российских СМИ: мол, теперь мы уж точно потеряем рынок, европейцы обойдут нас, с программой Ан-70 нужно кончать. Вот, как оказывается!
Конец дальнейшему распространению кривотолков и предположений положила твердая позиция российских и украинских властей. 30 января заместитель председателя Правительства России Илья Клебанов заявил, что недавняя катастрофа российско-украинского самолета Ан-70 ни в коем случае не повлечет за собой закрытие программы разработки этого самолета. Российско-украинский самолет является «одним из самих перспективных самолетов в мире», и работу по созданию Ан-70 необходимо продолжать. При этом Илья Клебанов выразил уверенность, что транспортник пойдет в серию и его будут покупать не только в России и Украине, но и во всем мире. По словам вице-премьера, «у нас уже имеется негативный опыт, когда из-за подобных трагедий принимались ошибочные решения по прекращению работ по созданию перспективных самолетов».
А теперь, что касается аварии. Сейчас межгосударственная комиссия изучает вероятность ее технических причин, она завершила осмотр места происшествия и определила техническое состояние упавшего самолета. Следующим шагом станет проверка средств объективного контроля и тщательное изучение всех данных. Изъяты все документы и регистрирующие приборы, в том числе «черные ящики». Ускорить выявление причин аварии поможет находившееся на борту Ан-70 дополнительное оборудование конструкторского бюро имени О.К.Антонова. Как сообщили в Росавиакосмосе, по результатам предварительного расследования установлено, что «вынужденная посадка была произведена экипажем из-за последовательного отказа 3-й и 1-й силовых установок», однако окончательные выводы должна сделать комиссия.
Итак, глубокий снег и уход самолета в сторону от линии взлета помогли ему сохраниться, а потому он будет вскоре восстановлен. На это уйдет 2 - 2,5 месяца. Таково мнение начальника управления авиационной промышленности Государственного комитета промышленной политики Украины Владимира Ковтуна, который побывал на месте аварии машины. По его оценке, Ан-70 получил незначительные повреждения нижней части фюзеляжа, при этом все основные его узлы и агрегаты находятся в хорошем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы могут быть проведены в Омском аэрокосмическом производственном объединении «Полет» или в Киеве. Рассматривается вопрос об использовании имеющегося на киевском авиационном заводе «Авиант» фюзеляжа Ан-70 для строительства второго летного образца самолета.
Владимир Ковтун уверен, что случившееся серьезно не отразится на программе транспортника, а лишь сдвинет на несколько месяцев завершение сертификации гражданского варианта самолета. По его словам, Ан-70 уже прошел все этапы испытаний, необходимые для начала его производства для министерств обороны Украины и России.
Конечно, авария, считают специалисты, - это «очень большая неприятность и для Украины, и для России», но Ан-70 жив и обязательно покажет себя еще с самой лучшей стороны, как когда-то удивляли мир своей эффективной эксплуатацией его предшественники. К примеру, Ан-22 «Антей», ставший родоначальником транспортных самолетов большой грузоподъемности, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», способные поднять в воздух соответственно рекордные грузы - 150 и 250 тонн, непосильные никому более в мире, и многие другие. Некоторые из них и сегодня служат странам Содружества.
Другие статьи этого раздела
|