на главную страницу

9 февраля 2001 года

Армия сегодня

Пятница

И швец, и жнец,и продавец

Работникам военной торговли приходится выступать в разных качествах, чтобы обеспечить потребности военнослужащих

Беседу вел Иван ИВАНЮК,
«Красная звезда».



    Один из существенных элементов военной реформы - создание единой системы тылового обеспечения воинских формирований всех силовых структур. Это не благое намерение, а настоятельная необходимость как с военной, так и с экономической точек зрения. Имеется и практический опыт, подтверждающий целесообразность именно такого пути развития. Так, с 1998 года по территориальному принципу работает Главное управление военной торговли Министерства обороны РФ (ГУТ Минобороны РФ), которое возглавляет полковник Виктор СПИРИДОНОВ. Сегодня он собеседник «Красной звезды».

    Визитная карточка
    Спиридонов Виктор Васильевич родился 18 августа 1955 года в селе Ягодное Перевозского района Горьковской области. В 1972 году окончил Чебоксарский техникум торговли.
    В Вооруженных Силах - с 1972 года. По завершении срочной службы поступил в Ярославское высшее военное финансовое училище. Проходил службу в Бакинском военном округе ПВО, Группе советских войск в Германии, Западной группе войск и Дальневосточном военном округе на различных должностях финансовой службы и торговли.
    В 1994 г. назначен начальником Центральной торгово-закупочной базы Минобороны РФ. С января 1998 г. - начальник Главного управления торговли, а с недавнего времени является одновременно помощником начальника Тыла ВС РФ.


    - Виктор Васильевич, что изменилось в военной торговле за те годы, что вы возглавляете ГУТ Минобороны?
    - Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что к моменту моего назначения ситуация была очень тяжелой, убытки превышали 200 миллионов рублей. 31 июля 1998 года было подписано постановление правительства № 873 «О создании единой системы военной торговли», а год спустя решением правительства были созданы государственные унитарные предприятия военной торговли, основанные на праве оперативного управления. Уже по итогам 1999 года прибыль составила 23 миллиона рублей, а в прошлом году 30 миллионов.
    - За счет чего получен этот результат? Что сыграло основную роль: оптимизация расходов, расширение клиентской базы?
    - И то, и другое, и множество других факторов. Конечно, для предприятий бытового обслуживания важным фактором стало, к примеру, увеличение числа заказов по пошиву военной и форменной одежды. Сейчас они обслуживают не только военнослужащих Министерства обороны, но и сотрудников других силовых структур таможен, налоговой полиции... И главным здесь был не столько экономический фактор, а то, что нам удалось сохранить опытные кадры. Нужны ведь годы, чтобы подготовить квалифицированного закройщика или портного, способного качественно пошить военный мундир.
    А вообще была проделана большая организационная работа. До начала реформирования организационная структура Главного управления военной торговли состояла из 13 управлений торговли военных округов и флотов, насчитывалось 15 центральных и окружных торгово-закупочных баз, 264 отдела, отделений торговли, военторгов, имевших в своем распоряжении более 9 тысяч объектов, в том числе порядка 4 тысяч магазинов. В нашей системе трудились свыше 50 тысяч человек. При переходе на единую систему военной торговли в военных округах и на флотах были созданы 13 федеральных казенных предприятий, в состав которых вошли 180 дочерних государственных унитарных предприятий. Более полутора тысяч нерентабельных предприятий было закрыто, что позволило снизить убытки на 78,5 млн. рублей. У нас осталось около 34 тысяч работников, при этом численность военнослужащих была сокращена более чем в два раза. Экономический эффект от оргштатных мероприятий за счет снижения фонда заработной платы составил почти 3 млн. рублей.
    В настоящее время есть еще государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые подлежат ликвидации. Имеющееся у них недвижимое имущество инвентаризовано и подлежит продаже. Часть объектов военной торговли будет передана войскам или в муниципальную собственность, часть будет списана. Тогда, я думаю, мы окончательно наведем порядок в нашей службе.
    - Но, согласитесь, экономические показатели при всей их важности не являются самоцелью. Главное - социальное самочувствие человека в погонах…
    - Естественно, мы исходим из интересов потребителей. А по-другому в условиях рынка просто невозможно. Конкуренция, даже если она ведется не всегда корректно, заставляет бороться за клиента. Наша главная задача - обеспечить как можно более дешевые товары и услуги для военнослужащих и членов их семей. И мы стараемся выдерживать цены в системе военной торговли, общепита, бытового обслуживания на 10-15 процентов ниже, чем у чисто коммерческих структур. Так, много сделано для удешевления питания офицеров - полный обед, как правило, стоит 22-25 рублей. Начальником Тыла Вооруженных Сил - заместителем министра обороны РФ генерал-полковником В. И. Исаковым поставлена перед нами задача, чтобы солдат мог за два рубля выпить стакан чаю с булочкой, и мы добились соблюдения этого правила. А недавно приказом замминистра утверждено Положение о солдатских чайных, которое не обновлялось 25 лет. В частности, ставится задача оснастить их в соответствии с требованиями времени, расширить предлагаемый ассортимент товаров и услуг с тем, чтобы в них можно было купить не только еду, но и бытовые, военные товары первой необходимости.
    - А за счет чего удается добиться снижения цен?
    - В солдатских чайных установлена фиксированная наценка на всю собственную и покупную продукцию, которая составляет 10 процентов. Кроме того, постановлением правительства все наши предприятия освобождены от оплаты коммунальных услуг, арендной платы, командиры воинских частей обязаны выделять транспорт. Так что необходимые условия для успешной работы созданы. Хотя, конечно, это не освобождает наших работников от необходимости проявлять инициативу, творчество в работе, без этого никакой запас прочности не спасет. У нас очень много опытных, квалифицированных, преданных своему делу работников. Таких, как начальник федерального казенного предприятия «Управление торговли ТОФ» полковник Бекасов Николай Петрович, начальники дочерних государственных унитарных предприятий служащие: № 4620 ФКП «Управление торговли МВО» Иохвидсон Лариса Александровна, № 762 ФКП «Управление торговли СибВО» Таланов Александр Дмитриевич, директора комбинатов бытового обслуживания служащие Десятова Нина Максимовна, Гофман Отто Павлович.
    Естественно, Главное управление военной торговли держит все эти вопросы под контролем, анализ цен ведется каждый месяц. Постоянно проходят инспекторские проверки, в ходе которых обстановка на местах изучается до мелочей. В конце прошлого года инспекция Минобороны работала в Ленинградском военном округе, на днях начнется проверка в системе ВВС и ПВО. Поэтому если кто-то пытается завышать цены, то, кроме служебных неприятностей, он ничего не получит.
    - В свое время коммерческие палатки буквально облепили военные городки. После августовского кризиса 1998 года их стало существенно меньше. А как сейчас?
    - Здесь очень много зависит от начальника гарнизона. Если он «пригревает» коммерсантов, то они чувствуют себя уютно. Но таких, я считаю, сейчас немного. Военачальник, который заботится об условиях жизни своих подчиненных, думает прежде всего о том, как реализовать возможности военной торговли. Нет, мы отнюдь не против конкуренции, если она честная. Не секрет, что некоторые группы товаров где-то в палатках можно купить дешевле, чем в военторговских магазинах. Но те, кто их продает, не имеют ни лицензии на право торговли, за которую надо платить, ни сертификата качества. Происхождение товара тоже неизвестно, может быть, он украден. И человек, который покупает, к примеру, товары питания на таком «диком» рынке, прямо скажем, рискует своим здоровьем. Конечно, и мы могли бы еще снижать цены, но надо подумать и о развитии материально-технической базы военной торговли, которая много лет не обновлялась. На эти цели будет направляться до 70 процентов прибыли. Кроме того, мы начинаем развивать собственные производственные мощности, что требует капиталовложений, но в будущем снизит себестоимость продукции. Открываем мини-пекарни в закрытых гарнизонах. На Тихоокеанском флоте ввели в строй две фабрики по выпуску макаронных изделий, сами производим рыбные продукты.
    - То есть ставка делается на свои силы. Виктор Васильевич, а почему вы не проводите тендеры среди поставщиков товаров для системы военторга?
    - В этом нет никакой необходимости, поскольку она изначально должна быть более гибкой, чем, скажем, служба продовольственного обеспечения войск. Нам нужно буквально каждый день реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Недаром в нашей среде родилось определение, каким должен быть начальник военторга. Он должен обладать шеей трудолюбивейшего из волов, способной выдерживать ярмо ежедневных нагрузок, нюхом охотничьей собаки, чтобы улавливать малейшие изменения в конъюнктуре спроса и предложения, лбом носорога, чтобы пробивать стену равнодушия, и многими другими качествами. Поэтому, если руководитель видит, что тот или иной товар не идет, он, не связанный никакими тендерными обязательствами, быстро меняет поставщика.
    Вместе с тем мы иногда организовываем конкурсные торги. К примеру, в ближайшее время будет проводиться тендер на сумму 3,5 млн. рублей по поставке в Чеченскую Республику автомобилей, вагончиков для торговли, другой техники.
    - А какие приоритетные задачи сейчас стоят перед работниками военной торговли в Чечне?
    - До последнего времени мы практиковали в основном выездную торговлю, доставляя нашим военнослужащим товары из Владикавказа, Моздока, Махачкалы. Подключались к этой работе и военторги Нальчика, Ростова-на-Дону. Естественно, возникало много проблем с обеспечением безопасности грузов. Вместе с тем на территории Чеченской Республики открыты магазины, буфеты. Перед нами стоит задача открыть побольше стационарных точек торговли и общепита, сделать так, чтобы у наших солдат и офицеров было как можно меньше проблем с товарами первой необходимости, в том числе военной фурнитурой, водой для питья, сигаретами, кондитерскими изделиями.
    - В разгаре зима. Не пустуют прилавки магазинов в северных и отдаленных гарнизонах?
    - Основную массу продуктов мы, как обычно, завезли в навигационный период, сейчас, когда какие-то запасы кончаются, идет так называемая подсортировка. Кроме того, доставляем на Север самолетами военно-транспортной авиации свежие продукты - фрукты, овощи, мясные и молочные изделия. На весь год расписано 60 таких самолето-рейсов.
    - Коммерсанты в тех краях с вами не конкурируют?
    - Это просто невозможно, поскольку самолеты выделяются нам бесплатно, и такие цены, как в военторге, им в принципе не под силу. Они могут разве что завозить спиртные изделия, которыми мы не торгуем.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker