на главную страницу

9 февраля 2001 года

История Отечества

Пятница

Саша с «Уралмаша»

Юрий ГРИБОВ,
«Красная звезда».



    Для колоритной его фигуры природа не пожалела материала: сбит крепко и основательно, в плечах - косая сажень, стоит, будто в землю врос, голова всегда как бы немножко набычена, а когда говорит с врагами, в голосе слышна предупреждающая басовитость и при этом кулак его, величиной со среднюю тыкву, сам собой угрожающе сжимается...

    Это, конечно же, Борис Андреев, выдающийся киноактер. Он так талантливо играл, что все исполненные им роли будто только для него и писаны. Вернее сказать, он не играл, а жил в роли, достигал такого правдоподобия, такой яркости, что растворялся в образе, был тем, кого изображал. Это вершина мастерства, пик актерского перевоплощения, на которое способны только редкие художники...
    Борис Федорович Андреев показал миллионам кинозрителей, каким должен быть настоящий человек. Все его персонажи наделены народным русским характером: широта и открытость души, верность в дружбе, порядочность, неустанность в работе, мужество и стойкость в борьбе. Добродушные с виду парни, созданные им на экране, способны были в нужную минуту броситься в огонь и воду, заслонить собой товарища...
    Особенно наглядно проявились эти замечательные человеческие качества в фильме «Два бойца». Картина создавалась в разгар войны, снята была быстро и сразу же полюбилась не только армии, но и всему народу. В сюжете ленты нет вроде бы ничего особенного, показаны будни фронта, оборона Ленинграда, но почему же так много теплых и радостных слез пролито при ее просмотрах? Да потому, что была ясность идеи, дух героического времени, а главное, пожалуй, то, что «держали» картину два знаменитых мастера кино: Борис Андреев и Марк Бернес. Два бойца, два неразлучных товарища, которые в бою лежали у одного пулемета, а в часы затишья, в землянке, были душой солдатского коллектива. Андреев играл рядового Свинцова, «Сашу с «Уралмаша», а Бернес разбитного одессита Дзюбу, который брал гитару и пел про шаланды, полные кефали, про темную ночь, когда пули свистят, про любимую, склонившуюся у детской кроватки. И яркая, осязаемая игра двух артистов, и эти трогательные песенки мгновенно запомнились благодарным зрителем, картина «Два бойца» волновала, «работала» за тысячи агитаторов и комиссаров...
    Борис Андреев родом из Саратова. Здесь он работал на заводе, разгружал баржи на Волге, стал актером. Его вскоре заметили, взяли в столицу, в кино. Первая его серьезная роль на экране - это Назар Дума в фильме «Трактористы». А на второй год он уже создал образ Харитона Балуна в картине «Большая жизнь». Два таких «снайперских» попадания вывели его в первую шеренгу киноактеров. Режиссеры уже угощали его пивом, здоровались издалека, звали на съемки, но Андреев был разборчив, строг, слава не испортила его. Сценарии он читал придирчиво, подолгу, возвращая их, говорил авторам со свойственной ему прямотой и юмором:
    - Извини, друг, но мне, пожалуй, эту ношу не одолеть, отощал я малость за последнее время...
    Он брался только за то, что нутром чувствовал: эта роль стоящая, нужная народу, что он понимает ее, видит и сумеет воплотить в жизнь.
    Работал он неистово, немало привносил в образы и от себя, вставлял иногда в текст реплики, меткие слова, которые считал нужными, но по пустякам не спорил, не задирался, учился у других, много читал. Одна за другой выходили картины с его участием: Бурмак в «Сказании о земле Сибирской», Савва Зарудный в «Поэме о море», Лазарь Баукин в «Жестокости», Россомаха в фильме «Путь к причалу», сержант Егоркин из «Встречи на Эльбе», и легендарный неповторимый Вожак из картины «Оптимистическая трагедия». Популярность всех этих лент в основном, конечно, обеспечил Борис Андреев. Люди верили ему, любили за основательность, за честность в искусстве. Высокое звание народного артиста страны Борису Федоровичу присвоил вместе с правительством как бы и сам народ. Он уже в молодости, начиная с «Трактористов», считался народным.
    Я помню, как Борис Андреев с Марком Бернесом ездили по городам и выступали не в залах, а на стадионах: так много было желающих увидеть их. В зеленых солдатских касках, в окопных гимнастерках, какие были на них в фильме «Два бойца», появлялись они в центре поля, и народ оглушал их аплодисментами, радостными криками, приветствиями. Ведь тогда любили не только их, а всю нашу прославленную армию, всех фронтовиков и молодых воинов...
    Борис Андреев всегда, до самой своей кончины, как бы служил бойцом, солдатом. Армия считала его своим в доску. Да и сейчас считает. Покажи в любой вечер вместо надоевшей заграничной мути фильм «Два бойца», и люди вновь, как и раньше, уронят благодарную слезу, повторят и шаланды, полные кефали, и темную ночь, вспомнят боевые годы...
    В эти дни Борису Федоровичу Андрееву исполнилось бы восемьдесят пять лет. Помянем любимого артиста и бойца! Поклонимся ему за высокое искусство!

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker