на главную страницу

9 февраля 2001 года

Россия и мир

Пятница

В северной зоне опять неспокойно

Владимир МОХОВ (Гали),
«Красная звезда».
Фото автора и Валентина БУЙСКОГО,
пресс-служба ВДВ.



    Совет глав государств СНГ в очередной раз продлил срок пребывания Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта. На сей раз - до 30 июня 2001 года. Какова сейчас обстановка на берегах Ингури? Об этом рассказывает наш специальный корреспондент, вернувшийся из Абхазии.

    ...Начальник оперативной группы Северной зоны безопасности полковник Олег Трусковский прибыл в Гали относительно недавно. Но уже успел сделать вывод, что решающее влияние на обстановку в зоне конфликта оказывает криминал. Причем многие криминальные всплески напрямую зависят от... созревания урожая. Орехи с мандаринами, слава Богу, уже отошли. Теперь очередь за апельсинами. «Цитрусовые короли» продолжат биться за сферы влияния, количество и качество товара, возможность его переправки...
    Местные правоохранительные органы на все эти процессы влияют слабо. Хоть и работает с ними Олег Петрович в тесном контакте, хоть и стараются они контролировать криминогенную ситуацию, но кроме желания нужны и объективные возможности. Недостаточная укомплектованность, низкая техническая оснащенность не позволяют милиции и органам безопасности действовать эффективно.
    Единственной силой, способной реально противостоять новому нарастанию напряженности в зоне конфликта, по-прежнему остаются миротворцы. И по-прежнему кому-то это не нравится. Если «минная война» против «голубых касок» в последнее время поутихла (хотя саперы по-прежнему идут впереди колонн), то обстрелы не прекращаются. Перед Новым годом, к примеру, они были особенно интенсивными. Поздно вечером кто-то выпустил несколько очередей по КПП военного городка в Чубурхинджи. Воскресным днем был обстрелян наблюдательный пост...
    Как все это квалифицировать? Как стремление запугать, показать, «кто в доме хозяин»? Да, политическую окраску преступность в зоне конфликта носить перестала. Не на слуху уже «партизаны» из отрядов «Белый легион» и «Лесные братья», называвшие себя когда-то борцами за территориальную целостность Грузии. Но, по оперативным данным, 24-километровая зона безопасности, протянувшаяся вдоль реки Ингури, все еще наводнена хорошо вооруженными группами численностью от 10 до 50 человек. Промышляют они весьма прибыльным в «горячих точках» бизнесом - захватом заложников.
    Последний нашумевший инцидент - похищение родного дяди одного из высокопоставленных сотрудников гальской службы безопасности. Спрятав его на противоположном берегу Ингури, бандиты стали требовать выкуп. Казалось бы, кто-кто, а местный «чекист» должен был вытащить своего родственника. Ан нет. Дядю пришлось обменивать на 5 тысяч долларов. Причем он еще дешево отделался. Предыдущего заложника выкупили за 46 тысяч.
    Полковник Трусковский не берется делать долгосрочный прогноз развития ситуации, но говорит, что здесь по-прежнему можно ожидать чего угодно. Как был этот регион взрывоопасным и непредсказуемым, таковым он и остается. Особенно беспокоит миротворцев так называемая «нижняя зона» - та, что ближе к морю. Населенные пункты там практически полностью заброшены. Местность глухая, лесистая. Самое раздолье для криминального сброда.
    То же самое утверждает командир парашютно-десантного батальона гвардии подполковник Андрей Гунишев. Его подчиненные предотвращают проникновение бандформирований и террористических групп в Гальский район. Комбат находится здесь с апреля прошлого года и потому имеет возможность сравнивать. И сравнения пока неутешительные. В последнее время, по его словам, обстановка в зоне конфликта изменилась к худшему. Не только потому, что участились похищения людей и ограбления. Под прицелом снова оказываются миротворцы. Причем стреляют по ним не наобум, а именно с намерением сделать свое черное дело.
    Комбат рассказал об одном из последних инцидентов, когда находившегося на посту старшего сержанта Романа Филиппова спасла только случайность. Положив на бруствер каску, он сделал шаг в сторону, когда сработал снайпер. Одна пуля пробила навылет каску, вторая ударила в бруствер...
    По оперативным данным, так напомнили о себе «партизаны», года три назад пытавшиеся навести в Гальском районе «порядок». Тогда им это не удалось, и вот теперь они снова появились в окрестных лесах, чтобы целенаправленно устраивать провокации, в том числе против миротворцев. Поговаривают, что отчасти это связано и с введением визового режима на границе с Грузией. Базируясь в той самой «нижней зоне», вдоль моря, «партизаны» периодически устраивают вылазки на «верхотуру». Снова развязывать против миротворцев и местных силовых структур широкомасштабную диверсионную войну они не решаются. Политический фон все-таки не тот.
    Но как поведут себя бандформирования завтра, не знает никто. И прежде всего потому, что вопросами их ликвидации или примирения всерьез никто по-прежнему не занимается. В сентябре дислоцированный в населенном пункте Приморск наблюдательный пост КСПМ в течение сорока минут отбивался неизвестно от кого. Ситуацию спасло только прибытие резервной бронегруппы. Выяснить, кто решил «проверить» боеготовность поста, тогда так и не удалось, хотя интенсивность огня была настолько высокой, что вокруг оказалась выбитой вся трава. Причем комбат не исключает, что подобным образом могли «пошалить» и обкурившиеся травкой местные жители. В последнее время процесс изъятия оружия у населения практически свернут.
     Заметим попутно, что это - не задача миротворческих сил, которые в соответствии со своим мандатом должны препятствовать вооруженному противостоянию сторон, а не выполнять полицейские функции, вылавливая по лесам бандитов или проводя «зачистки» населенных пунктов. Как-никак здесь идет не контртеррористическая, а миротворческая операция. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    У «голубых касок» свое предназначение, своя зона ответственности и свои... проблемы. Стоит ли, к примеру, объяснять, сколь важна в зоне конфликта бесперебойная связь? Обмен информацией у десантников с теми же мотострелками, чьи посты расположены вдоль Ингури, должен осуществляться постоянно. Однако средства связи, говорит комбат, работают отвратительно. Не столько из-за того, что допотопные, сколько из-за того, что отсутствует ремонтная база, аккумуляторы, запчасти и т.п. Провести элементарное техобслуживание нет никакой возможности. Хотя бы потому, что постоянно отключается электричество.
    Задевает десантников и то, что кто-то, прибывая в Абхазию, получает по 20 у.е. в сутки, а тот, кто месит окопную грязь без выходных и проходных, довольствуется 55 рублями. Между тем заниматься миротворчеством в южном подбрюшье России ничуть не легче, чем в том же Косово...
    По словам гвардии подполковника Гунишева, оставляет желать лучшего и система комплектования, отбор личного состава. Чего уж греха таить, лучшие кадры контрактников опять-таки отправляются на более «престижные» Балканы, а вот слепить воинское подразделение из тех, кто прибывает сюда, бывает весьма непросто. Так что опираться комбату приходится в основном на опытных, проверенных в деле ребят, таких как замкомвзвода сержант Александр Герман или старший разведчик рядовой Алексей Ребгун. Они да такие офицеры, как командир разведвзвода старший лейтенант Александр Никитин, выручают в самых безвыходных ситуациях.

    На снимках: полковник Олег Трусковский; здесь всегда надо держать руку на автомате...

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker