на главную страницу

9 февраля 2001 года

Россия и мир

Пятница

Балтийский транзит

Александр СВЕТЛОВ.



    Эта страна появилась на европейской карте в начале ХХ века, сразу после Октябрьской революции. Ее возникновение произошло парадоксальным образом: Россия как целое фактически заключила международный договор со своей частью - Курляндской, Лифляндской и несколькими уездами Витебской губернии. Так возникло Латвийское государство.

    Надо заметить, что собравшаяся в ноябре 1918 года в Риге конференция латышских социал-демократов высказалась за то, чтобы Советская социалистическая республика Латвия была составной частью РСФСР. Однако в декабре того же года ВЦИК признал независимость Советской Латвии. Несмотря на то, что Брестский мирный договор к тому времени был аннулирован, а одна из наиболее боеспособных революционных сил - латышские красные стрелки в ночь на 3 января 1919 года вошли в Ригу.
    1 июня 1919 года ВЦИК принял декрет «Об объединении России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Однако затем с Эстонией, Латвией, Литвой и Финляндией были установлены отношения как с субъектами международного права. «Окно в Европу», прорубленное Петром I, оказалось почти наглухо забитым. Лишь через Петроград у России оставался выход к Балтийскому морю. По экономическому потенциалу великой евразийской империи путем ее дробления был нанесен сильнейший удар. Фактически Запад создал буферную зону от Финляндии до Бессарабии, то ли спрятав Россию за забором, то ли спрятавшись от нее. Не то же ли самое мы наблюдаем сегодня?
    Интересно, что на тот момент правительство большевиков и соответственно любые его решения на международной арене легитимными не признавались. В мире продолжали считать, что Лифляндия входит в состав России, поскольку ее у Швеции отвоевал, а затем купил за 2 миллиона «ефимков» Петр I. Курляндия же отошла к России по третьему разделу Польши в 1795 году, а утверждать, что мировая общественность тогда затаив дыхание следила за событиями в Латвии, конечно, нельзя. Большинство землян даже не знали, что есть такая страна. Но знающие люди имели немало поводов удивляться, наблюдая, как на гигантском теле страны-громадины с санкции ее руководства повыскакивали, словно прыщи, государства-карлики.
    Зачем этот экскурс в историю? Чтобы показать странность первоначального возникновения прибалтийской независимости. Тем не менее я и не ставлю под сомнение право на независимость прибалтийских стран - Боже упаси. Пусть живут, как умеют, сами по себе. Вопрос лишь в том, как и за счет чего (кого) умеют жить прибалтийские страны.
    Сущность происходящих сегодня, например, в Латвии процессов не в рижской партийно-политической трескотне, не в борьбе тамошнего правительства за многие лета латышского языка, не в решении кадровых проблем в сфере управления государством за счет привлечения латышей, большую часть жизни проживших за семью морями от своей исторической родины. Суть - в способе зарабатывания. Ибо, скажи мне, как ты зарабатываешь на жизнь, и я скажу, кто ты. Не только по профессии, но и, как говорится, по жизни, по характеру. Это справедливо и в отношении отдельных индивидов, и целых стран. Так что же представляет сегодня собой Латвия, за счет чего она живет?
    Давайте вспомним, чем была знаменита Латвийская Республика в советские времена. Курортом «Юрмала», духами «Дзинтарс», радиоприемниками ВЭФ, микроавтобусами РАФ, женской баскетбольной командой «ТТТ», хоккейной «Динамо» (Рига) времен Хельмута Балдериса, фильмами Рижской киностудии. И, конечно же, пивом, рижским черным бальзамом и шпротами. Ныне из перечисленного списка осталось только четыре наименования: шпроты, пиво, рижский бальзам и дзинтарский парфюм. Шпроты стоят на первом месте, составляя около 60 проц. латвийского экспорта в Россию. Правда, в 1998 году девальвация рубля нанесла сильнейший удар по латвийской рыбной промышленности, а затем у латвийских поставщиков появились конкуренты в Калининграде, на Дальнем Востоке и в соседней Эстонии. Но ничего, производители шпрот выжили. Выстояло и АО «Дзинтарс» (во многом благодаря своему президенту Илье Герчикову, возглавляющему предприятие с 70-х годов), и «Латвия с Бальзамс», сравнительно недавно, правда, уличенный в изготовлении некачественной «Московской особой» водки. Однако такие гиганты индустрии, как ВЭФ, РАФ, Рижский вагоностроительный завод, - список можно продолжать долго - ушли в небытие, оставив о себе лишь воспоминания. Деиндустриализация...
    Однако не оставшимися на плаву промышленными предприятиями жива сегодня независимая балтийская республика. И не знаменитым в свое время сельским хозяйством.
    Львиную долю в структуре ВВП (свыше 70 проц.) занимает сфера услуг, в которую входит и международный транзит. Именно благодаря ему существует, став с петровских времен «окошком» России в Европу и, наоборот, Европы к нам, Латвия как самостоятельная экономическая единица.
    Если проанализировать динамику латвийского ВВП, то обнаруживается отсутствие роста в производственной сфере. Отсюда можно сделать вывод, что структура ВВП сегодня зависит прежде всего от внешнеэкономических факторов. Если вдруг русские разлюбят не слишком быструю, но весьма дорогую транзитную транспортировку своих грузов по Латвии, то...
    Рига с момента выхода из Союза очень надеялась, что с обретением независимости западные ветры пригонят в Латвию волшебные тучи и над республикой прольются «золотые дожди» инвестиций. Частичные вливания были (их разделили по принципу Папандопуло из «Свадьбы в Малиновке»). Но как такового чуда не случилось.
    В 2000 году сотрудники аналитического центра Deutsche Bank предоставили общественности возможность ознакомиться с докладом, в котором дана оценка экономических перспектив Латвии, Литвы и Эстонии. В нем со свойственной немцам педантичностью проанализированы все происходившие за последние 10 лет экономические преобразования в балтийских странах, причем плюсов найдено на первый взгляд больше, чем минусов. Однако руководивший группой исследователей латвийской, литовской и эстонской экономик Юрген Конрад заявил, что «ориентация исключительно на Запад является для стран Балтии бесперспективной». По мнению Конрада, сами по себе Латвия, Литва и Эстония для инвесторов не интересны, потому что слишком малы. С численностью населения 7,5 млн. человек при отсутствии естественного прироста страны Балтии образуют лишь чисто символический для Запада рынок сбыта.
    Немецкие эксперты убеждены, что Западу Прибалтика нужна лишь как связующее звено между ним и Россией: «Основной козырь этих государств - их географическое положение, и мы настоятельно рекомендуем им разыгрывать именно эту карту»...
    Пока неадекватно воспринимающие действительность, попавшие во власть чуть ли не по оргнабору многие латвийские политики решали (и продолжают решать) проблемы чистоты нации и ее сохранения путем введения дискриминационных законов о гражданстве, языке и т.д., деловые люди в Прибалтике ходили вышеупомянутым козырем. И думали, что так будет вечно. Что можно и дальше притеснять у себя русских, ругать Москву за «нарушение прав человека» в Чечне, открыто претендовать на часть нашей территории и т.д. Однако времена, когда в российском правительстве никого не волновали ежегодные потери от грузопотока через прибалтийские порты в размере 1,5 млрд. долларов, слава Богу, прошли.
    Балтийские порты России в последнее время увеличили товарооборот почти на треть, строительство нефтеналивного порта в Приморске (Ленинградская обл.) идет строго по графику и находится на особом контроле Президента и Правительства РФ. Проектная мощность порта - 29 млн. тонн нефти в год. Запуск всей Балтийской трубопроводной системы (БТС) запланирован на декабрь 2001 года.
    И это заставляют кое-кого в Латвии задуматься. Заинтересованные круги в Риге и Вентспилсе (Вентспилс - портовый город в Латвии с нефтеналивным терминалом, доставшимся ему в наследство от советского времени), понимая, какого лакомого куска они могут лишиться, засуетились, занервничали. В СМИ просочилась информация о том, что мэр Вентспилса Айвар Лембергс даже как-то заявил послу России в Латвии, что с БТС «у вас ничего не получится - мы для этого слишком большие деньги платим в Москве». Может, и не говорил этого вслух Лембергс, а только подумал...
    Пока у России с БТС все получается. Если сегодня экспорт нашей нефти на Запад в обход Вентспилса невозможен и Рига диктует нам свою тарифную политику, то завтра этому придет конец. Балтийский транзит нефтепродуктов пройдет по маршруту, наиболее выгодному для России, и козырная карта транзита окажется в ее руках. Время абсурда во взаимоотношениях с Прибалтикой уходит в прошлое.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker