на главную страницу

10 февраля 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Какой флот нужен России

Капитан 3 ранга
Андрей ГАВРИЛЕНКО.



    Рассказывая о походе отряда кораблей Тихоокеанского флота в Индийский океан, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов отметил, что этот поход открывает новый этап развития и жизнедеятельности нашего флота. Смысл его - в активизации морской деятельности с целью надежного обеспечения национальной безопасности России. Перед флотом поставлены четкие приоритеты в Указе Президента РФ от 4 марта 2000 года и Морской доктрине России, разработка которой практически завершена.
    Так какой флот нужен России? Каким ему быть? Об этом в беседе с нашим корреспондентом размышляет председатель Морского научного комитета ВМФ контр-адмирал Лев Сидоренко.

    - Наступивший век многие ученые уже назвали «веком океана». Означает ли это, что достижения тех или иных государств в освоении Мирового океана станут определяющими для их дальнейшего развития?
    - Все развитые страны мира открыто стремятся закрепить за собой влияние в морских и океанских районах. Столкновения интересов в этой сфере будут, несомненно, нарастать. В отношении же России, на мой взгляд, ведущие зарубежные страны уже проводят единый согласованный курс, главная цель которого - полностью исключить или в максимальной степени ослабить противодействие России странам НАТО, обеспечить свободный доступ к сырьевым, научно-техническим, интеллектуальным и территориальным ресурсам нашей страны. А кроме того, устранить в лице России, все еще обладающей мощными экономическим и духовным потенциалами, сильного конкурента, мешающего странам Запада и Востока распространять свое влияние в различных регионах мира.
    Известно, что ВМС ведущих государств способны наносить эффективные удары по группировкам вооруженных сил и важнейшим объектам с удалений до 2.500 км. В перспективе - до 4.000 км. Кстати, в составе ВМС США в настоящее время имеется 14 авианосцев, из них 5 атомных. В дальнейшем планируется еще строительство 7 атомных авианосцев. Штурмовая авиация корабельного базирования способна наносить массированные удары на удалениях до 1.200 км от районов боевого предназначения авианосцев по силам флота в море и важным объектам на территории страны.
    Подводные силы были всегда предметом особой национальной гордости американцев. Не случайно высшие государственные деятели США, весьма популярные в Америке, персонально курируют многоцелевые подводные лодки. Оказывают и спонсорскую помощь, начиная от церемонии закладки корпуса и сопровождая ее после спуска на воду в течение всего жизненного цикла. Куратор атомной подводной лодки «Колумбия», к примеру, супруга бывшего президента США Х. Клинтон. Супруга недавнего кандидата в президенты США А. Гора также курирует одну из новейших американских субмарин.
    - Изменения в геополитической ситуации за последние 10 лет, в первую очередь обвальное сокращение численности корабельного состава ВМФ России, видимо, не могли не сказаться на количественном составе многоцелевых подводных лодок США?
    - Да, сегодня он является рекордно низким и составляет чуть более 50 единиц. Учитывая эту неблагоприятную тенденцию для подводных сил, представители американских СМИ (в отличие от своих российских коллег) высказывают серьезную озабоченность будущим подводного флота США, акцентируя при этом внимание на роли и месте Соединенных Штатов в мировой политике и экономике. Командование ВМС США при поддержке многих сенаторов и конгрессменов уже давно бьет тревогу и предпринимает все возможные шаги для обоснования необходимости увеличения количественного состава подводных сил.
    В июне 1998 года в США был опубликован доклад «Подводные лодки будущего» специального научного совета, работающего при министерстве обороны в качестве федерального консультативного органа. В нем акцентируется внимание на том, что США придется в будущем все чаще сталкиваться с множественными одновременными динамичными и внезапными угрозами. В ближайшие 30 лет эффективность надводных сил вследствие повышения их уязвимости значительно снизится. А подводные силы сохранят свою неуязвимость. Американские специалисты приводят очевидные экономические выгоды содержания атомных подводных лодок с учетом их эффективности. Атомные подлодки составляют около 30 процентов от всего боевого состава ВМС, но потребляют менее 20 процентов от суммы средств, выделяемых на содержание всего флота. Стоимость эксплуатации ПЛА в год в 2 раза меньше, чем эсминца. По мнению западных аналитиков, ведущая роль подводных лодок как основы потенциала ВМС и инструмента военной политики в следующем веке только возрастет.
    - При этом за последние годы соотношение военно-морских сил стран НАТО и ВМФ России, как мы уже отмечали, резко изменилось не в нашу пользу и, к сожалению, продолжает ухудшаться...
    - Наша страна рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов. Мы должны думать об активизации кораблестроения и формировать такие подходы к развитию флота, которые обеспечили бы наивысшую эффективность кораблестроения.
    Стоит внести существенные коррективы и в кораблестроительную программу. При проектировании подлодок последующих поколений необходимо отказаться от принципа «дальше, больше, мощнее» и т.д. Основными критериями должны быть «эффективность, стоимость, надежность и живучесть». В последнее время звучат высказывания некоторых «консультантов» о катастрофической аварийности наших атомных субмарин. Но если оценивать ее по общепризнанному в мире показателю относительной аварийности, который рассчитывается как отношение количества аварийных кораблей флота за один год к его списочному составу, то за последние 7 лет этот показатель в ВМФ России был в 2,35 раза меньше, чем в ВМС США.
    С помощью элементарного математического анализа можно ответить и на вопрос о соотношении катастроф подводных лодок. За послевоенный период в ВМС США погибли 4 подводные лодки (из них две атомные) из 150, находящихся в составе флота. В ВМФ нашей страны за тот же период погибли 7 подводных лодок, из них 3 атомные (без учета «Курска»). Однако если учесть, что СССР имел подводных лодок в два с лишним раза больше, чем США, то вышеуказанный коэффициент у американцев равен 2,7 и 2,3 у нас. То есть примерно одинаков.
    В то же время при заметном снижении в последние годы уровня аварийности кораблей наименьший прогресс достигнут в вопросе технической аварийности. И здесь наряду с вопросами чисто флотского порядка немаловажную роль играет затяжной экономический кризис в стране. С этой же глобальной причиной, а отнюдь не с желанием «защитить честь мундира» связаны и другие многочисленные проблемы, высвеченные трагедией «Курска». Это и списание уникальных спасательных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов на металлолом, и сокращение водолазной службы.
    Ясно, что, имея флот для действий только в прилегающих к территории морях, нельзя решать задачи ни по отражению возможной агрессии, ни по защите государственных интересов в Мировом океане. Задачи, которые предстоит решать Военно-Морскому Флоту для предотвращения возможной агрессии, должны соответствовать составу и оснащенности флота. Их следует рассматривать дифференцированно, в зависимости от вероятной угрозы и своих возможностей.
    При этом решение стоящих перед флотом задач может быть обеспечено единством политических, экономических и военных усилий в строительстве, содержании и применении сил флота как в мирное, так и в военное время. Неспособность оценить свои возможности и неумение распорядиться силами были главными причинами наших поражений на море на протяжении всей истории Российского флота. В то же время флот действует в океанах и морях не сам по себе. Этим он содействует другим видам Вооруженных Сил, являясь их передовым оперативно-стратегическим эшелоном, вынесенным за пределы государственных границ. С изменением военно-политической обстановки в Европе и мире в целом значение и роль Военно-Морского Флота возрастают. По сути дела впервые после второй мировой войны так кардинально меняется его стратегический статус. Это один из важнейших выводов для понимания роли ВМФ в системе национальной безопасности России.
    Настало время искать и нетрадиционные пути развития отечественного флота с учетом особенностей географического положения морских театров России и тех задач, которые реально должен и может решать флот в интересах безопасности страны. Нетрадиционным для нас является и приоритет качества над количеством. На Севере и Дальнем Востоке предпочтение в развитии флота целесообразно отдать подводным лодкам: глубоководным, скоростным, бесшумным, многозарядным, с универсальным оружием. На Балтике, Черном и Каспийском морях следует отдать предпочтение легким корабельным силам с хорошим ракетно-артиллерийским и противоминным вооружением.
    Несомненно, что в новых условиях должны развиваться морская авиация корабельного и берегового базирования, космические средства для флота и береговые войска. Вполне вероятно, что в не столь отдаленном будущем совершенствование средств вооруженной борьбы и мировая тенденция развития морских сил приведут к тому, что ВМФ займет одно из ведущих мест в Вооруженных Силах как вид, способный не только противодействовать угрозе из глубины океана, но и защищать страну от ударов из космоса. Если Россия желает своего возрождения как мировая держава, она должна сохранять, укреплять и развивать свой флот. Нам надо делать соответствующие выводы и действовать, а не сидеть сложа руки.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker