|
|
Сергей СУМБАЕВ. |
Победа Ариэля Шарона - лидера правой партии «Ликуд» на досрочных выборах на пост премьер-министра в Израиле ни у кого удивления не вызвала. Ведь начиная с октября прошлого года рейтинг отставного генерала рос прямо пропорционально количеству столкновений с палестинцами. Уже в декабре социологические опросы населения Израиля (что-то вроде «за кого вы будете голосовать, если выборы состоятся завтра?») показывали, что Шарон опережает Барака более чем на 15 процентов голосов. Разрыв по результатам выборов оказался еще более серьезным - Шарон получил 62,5 процента голосов избирателей, а Барак - 37,4 процента. И это даже при том, что израильский избиратель был пассивен как никогда, на выборы пришли только 59 процентов граждан.
За Шарона, кроме собственно соратников по партии, отдали голоса также представители правых и религиозных объединений. В том, что лидер «Ликуда» занял кресло премьера, заслуга простых израильтян. Тех, кто поверил словам Шарона, что только он сможет погасить конфликт на Ближнем Востоке, прекратить обстрелы и убийства. Эти люди считают, что только «сильный человек» может обеспечить стране безопасность и покончить с террором со стороны палестинских экстремистов. А главное, Шарон не собирается идти на территориальные уступки.
Правительство Барака проводило переговоры с палестинцами, на которых и решались вопросы территорий и создания палестинского государства. Однако, как только дело касалось Иерусалима - города трех мировых религий, все переговоры можно было начинать с начала. Но в последнее время стороны вроде бы начали приходить к соглашению по Иерусалиму. Теперь же Шарон заявил, что каждый отданный за него голос означает выбор в пользу единого и неделимого Иерусалима под израильским суверенитетом. «Я считаю, что люди должны голосовать за меня, поскольку я сохраню Иерусалим единой и неделимой столицей еврейского народа, столицей Израиля навсегда», - заявил Шарон во вторник на избирательном участке.
Какими средствами будет добиваться Шарон сохранения Иерусалима? Как будут решаться проблемы создания палестинского государства и палестинских беженцев? Новый премьер-министр считает, что переговоры по этим вопросам проводить можно и нужно, но перед этим следует добиться прекращения терроризма и насилия со стороны палестинцев. В то же время известно, что Шарон отказывается соблюдать уже достигнутые Бараком устные договоренности с палестинцами на переговорах в Кэмп-Дэвиде, Шарм-эш-Шейхе и Табе. Возможно, Шарон имеет свой план урегулирования конфликта, тем более что Итжак Лиор - посол Израиля в Японии заявил на пресс-конференции, что «мир будет удивлен» компромиссной политикой нового израильского премьер-министра Ариэля Шарона в урегулировании конфликта с арабами. По словам посла, Шарон - прагматик, который крайне заинтересован в урегулировании ситуации, правда, своими методами.
Конечно, нельзя отрицать, что Ариэль Шарон опытный политик, однако его биография не вызывает восторга у арабов и заставляет их относиться к новому главе Израиля более чем настороженно. Шарон - известный «ястреб», поэтому, например, комментаторы иорданского радио и ТВ хоронят ближневосточный мирный процесс и строят самые мрачные прогнозы на будущее иордано-израильских отношений.
Сирийская газета «Аль-Баас» написала, что Ариэль Шарон олицетворяет собой символ «сионистского образования» и современного «терроризма, расизма и преступлений».
Весьма сдержанную оценку дал победе Ариэля Шарона президент Египта Хосни Мубарак: «Мы подождем и посмотрим, будет ли Шарон проводить политику мира или начнет ущемлять права палестинцев».
Таким образом, реакция арабского мира на нового премьера Израиля также была предсказуема. Однако все вышесказанное не значит, что ближневосточный мирный процесс тихо скончался. Никто из коспонсоров мирного процесса - ни Россия, ни США, ни Евросоюз не заинтересованы в его прекращении. При этом нельзя исключать, что некоторое время задачей номер один для них будет не позволить разгореться войне на Ближнем Востоке. А усиление конфронтации между сторонами видится в свете последних событий вполне возможным. Представители таких организаций, как ХАМАС и «Хезболлах», уже заявляют, что победа Шарона поможет сплотить арабский мир в борьбе с Израилем, так как Израиль покажет наконец всем свое истинное лицо агрессора.
Кроме того, скорее всего Шарон будет проводить весьма жесткую (и не всегда оправданную) политику в отношении тех, кого в Израиле считают террористическими элементами. Не исключены новые войсковые операции на палестинских территориях. Тем не менее исход у всего этого видится один - переговоры.
|