на главную страницу

13 февраля 2001 года

Политический дневник

Вторник

К новому облику армии

Виталий СТРУГОВЕЦ.



    В редакционной почте немало писем читателей с просьбой подробнее рассказывать о законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ в области реформирования Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. В связи с этим наш корреспондент обратился к председателю Комитета Государственной Думы по обороне Андрею НИКОЛАЕВУ с просьбой ответить на ряд вопросов читателей «Красной звезды».

    - Каково сегодняшнее состояние законодательного обеспечения обороны России?
    - В целом законодательная база в области обороны страны создана. Государственная Дума предыдущих созывов приняла основополагающие законы, которые позволяют регулировать правоотношения по общим вопросам обороны страны, по проблемам воинской обязанности и военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, мобилизационной подготовке и мобилизации, международного военного сотрудничества и другие. В то же время эта правовая база еще не представляет собой единой целостной системы. Например, есть закон о мобилизационной подготовке и мобилизации, но нет закона, регулирующего вопросы военного положения, при котором, в принципе, и проводится мобилизация. Конституцией России предусмотрено право на альтернативную службу, а закона о ней нет.
    К сожалению, приходится констатировать и то, что многие принятые законы, в том числе направленные на обеспечение социальной защиты военнослужащих, не действуют. Это обусловлено прежде всего несовершенством механизма их реализации, в том числе отсутствием нормативных положений, устанавливающих юридическую ответственность за невыполнение либо неточное, неполное выполнение законов. Недостаточно полно и конкретно регламентированы в законодательстве и вопросы подготовки населения, территории страны к обороне, развития и использования объектов военной инфраструктуры, рационального распределения задач, полномочий и ресурсов в интересах обороны между органами государственной власти и местного самоуправления.
    - Позади первый год работы Госдумы третьего созыва. Насколько Комитету по обороне удалось продвинуться в совершенствовании законодательного обеспечения обороны страны?
    - Основной объем законопроектной работы Комитета по обороне пришелся на осеннюю сессию 2000 года. В примерную программу законопроектной работы Госдумы на этот период было включено 42 проекта федеральных законов, по которым наш комитет был ответственным. Два законопроекта были дополнительно включены в программу в ходе сессии. Еще 7 законопроектов рассмотрены вне программы. Большинство из них содержали изменения и дополнения в действующие законы – «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и другое. Всего было подготовлено к первому чтению 23 законопроекта, ко второму – 2. По предложению комитета 5 законопроектов, потерявших актуальность, отозваны субъектами права законодательной инициативы, внесшими их, и один законопроект возвращен его инициатору.
    Но члены комитета не ограничивались кабинетной работой. Для изучения положения дел на местах были организованы поездки в воинские части и соединения Объединенной группировки войск (сил), дислоцированные на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики, Республики Таджикистан, Московского и Ленинградского военного округов, Московского и Северо-западного округов внутренних войск МВД РФ. Депутаты посетили Центральный командный пункт Генерального штаба ВС РФ, Главный штаб и Центральный командный пункт РВСН, космодром Байконур, российские агентства по боеприпасам и обычным вооружениям.
    - Каковы планы законотворческой работы Комитета по обороне на нынешний год?
    - Определяя эти задачи, мы исходим из Концепции законодательного обеспечения обороны страны, выработанной в ходе парламентских слушаний и принятой 5 декабря прошлого года. В программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2001 года включено 44 законопроекта, по которым Комитет по обороне является ответственным. Приоритетные – проекты федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» (уже принятый в первом чтении) и «О военном положении», проекты федеральных законов «Об альтернативной гражданской службе», «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций», а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», в пенсионное законодательство. По этим направлениям законопроектной работы в комитете созданы рабочие группы.
    Замечу, приоритетность этих законопроектов определена не только депутатами. На прошедшем в конце минувшего года совместном заседании коллегии Министерства обороны и Комитета Госдумы по обороне Маршал Российской Федерации Игорь Дмитриевич Сергеев также назвал их определяющими в деле преобразования военной организации государства в компактную, мобильную, располагающую высокоподготовленными специалистами, хорошо оснащенную в техническом отношении структуру, способную эффективно решать задачи обороны страны.
    - Что нового в названных вами приоритетными законопроектах?
    - Проект федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» подготовлен на основании распоряжения Президента Российской Федерации. Причина в том, что действующий ныне закон РСФСР «О чрезвычайном положении» во многом не соответствует Конституции России (статья 56) и при применении показал свою недостаточную эффективность. Складывается ситуация, при которой, во-первых, чрезвычайное положение может быть введено без достаточных правовых оснований и, во-вторых, действующий режим чрезвычайного положения не обеспечивает в полной мере реализации целей его введения, что наглядно продемонстрировано практикой существования режима чрезвычайного положения на части территорий Северной Осетии и Ингушской Республики.
    Принятый Госдумой в первом чтении законопроект содержит конкретные нормы, более детально по сравнению с действующим законом РСФСР регламентирующие основные аспекты режима чрезвычайного положения, в том числе условия, порядок и основания его введения, а также силы, средства и меры, используемые в этих условиях. В проекте закона предусмотрены гарантии, призванные не допустить дискриминацию отдельных лиц и групп населения по политическим убеждениям, признакам расы, национальности, пола, языка, религии и социального положения. Поскольку основаниями для введения режима ЧП могут служить чрезвычайные ситуации социально-политического, криминального, технотронного, экологического и природного характера. Законопроект предусматривает различные чрезвычайные меры, адекватные складывающейся обстановке. В законопроекте рассматривается и принципиально новый механизм создания органов особого управления на период введения чрезвычайного положения на всей территории России или на ее отдельных местностях. Этот механизм призван способствовать скорейшей реализации целей введения режима ЧП и значительно сократить время ограничения прав и свобод человека и гражданина.
    Принятие федерального конституционного закона «О военном положении» диктуется необходимостью реализации статьи 82 и пункта «б» статьи 102 Конституции России, определяющих правовую ситуацию военного положения. Основаниями его введения следует считать агрессию против Российской Федерации или непосредственную угрозу агрессии. В законопроекте, внесенном группой депутатов, в числе которых заместитель председателя Комитета по обороне Эдуард Воробьев, регламентируется процедура принятия решения о введении военного положения, определены условия и порядок его введения, особые формы государственной власти, правовой статус граждан и предприятий на этот период, силы и средства, привлекаемые для установления и поддержания режима военного положения, предложены меры для обеспечения этого режима.
    И наконец, законопроект «Об альтернативной гражданской службе», принятие которого, на мой взгляд, можно было бы считать крупнейшим достижением в работе парламента. Для осуществления реальной военной реформы подобный закон необходим, и не только потому, что он связан с реализацией пункта 3 статьи 59 Конституции России, предусматривающего такую службу. Если этот закон будет принят, выиграют и государство, и каждый из нас. Прежде всего, как это ни парадоксально звучит на первый взгляд, увеличится количество людей, желающих проходить военную службу. Увеличится потому, что перед юношей будет стоять выбор: два года охранять страну с оружием в руках или, допустим, три года подметать улицы, работать санитаром в психиатрической больнице. Что предпочтет большинство молодых людей при всем уважении к любому труду, по-моему ясно. Весь призывной ресурс в 1.100 – 1.200 тысяч молодых людей посредством альтернативной гражданской службы можно будет полнее использовать в интересах государства.
    Повторюсь, если бы нам удалось принять закон до весны 2001 года, это стало бы крупнейшим достижением в работе парламента. Уже следующий призыв можно было осуществить без так называемых уклонистов.
    Подводя итог сказанному, отмечу, что реализация намеченных на 2001 год задач законодательного обеспечения обороны страны позволит существенно продвинуться в реформировании военной организации государства к ее новому облику, соответствующему реальностям и вызовам XXI века.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker