|
|
Владимир МОХОВ (Гудаута), “Красная звезда”. Фото Валентина БУЙСКОГО, пресс-служба ВДВ. |
В конце декабря, когда из Гудауты уходил последний, третий, эшелон с боевой техникой отдельного парашютно-десантного полка, большинство офицеров переживали двоякие ощущения. С одной стороны, они в полном объеме выполнили поставленную задачу - отправили в Россию родные “бээмдэшки”, не вписывающиеся в квоты, установленные Договором об обычных вооружениях в Европе, и потому могли испытывать как бы чувство исполненного долга. А с другой, не давал покоя вопрос: а что, собственно, теперь? Что будет со всеми ними и этой исстрадавшейся абхазской землей, где они долгое время оставались гарантом мира и спокойствия?
В самом деле, народ, переживший войну, в силу объективных причин не очень-то доверяет абстрактным международным организациям, пытающимся выступать гарантом необратимости мирного процесса. Ему как-то ближе и понятней пропыленная русская «десантура» на бронетранспортерах. Не зря ведь в глазах местных жителей, провожавших уходящие эшелоны, тоже читалась грусть...
К выводу техники в полку готовились заблаговременно. Ждали только конкретных сроков. Когда последовал приказ, все прошло как по нотам: занятия по мерам безопасности, погрузка, отправка... Но техника ушла, а люди остались. И они прекрасно знают, что в соответствии с теми же стамбульскими соглашениями гудаутская военная база, основой которой является их полк, к июлю нынешнего года подлежит сокращению. И пусть пока вопрос так остро не стоит, но несколько месяцев пролетят - не успеешь оглянуться.
Понимает это и командование ВДВ, прилагающее все усилия к тому, чтобы решить проблемы, сопутствующие предстоящим оргштатным мероприятиям, наиболее безболезненно. Соответствующим образом сориентирован и командир опдп полковник Александр Шушукин, заявивший корреспонденту “Красной звезды”, что при любом варианте развития событий полк с честью выполнит поставленную задачу.
Как известно, Москва предложила Тбилиси создать на недвижимом фонде гудаутской военной базы реабилитационный центр для миротворцев, и российско-грузинские переговоры по этому вопросу сегодня продолжаются. Чем они закончатся, сказать пока трудно. Но, по оценкам специалистов, территория, которую занимает отдельный парашютно-десантный полк, вполне пригодна для этих целей. Даже с учетом того, что часть ее будет передана абхазской стороне (после расформирования базы контролировать все военные городки и расположенные в них объекты чисто физически будет невозможно). В любом случае российский воинский контингент, выполняющий в Абхазии миротворческие задачи, на какое-то время здесь останется. Его вполне хватит для того, чтобы предотвратить новую эскалацию напряженности в зоне конфликта. Но надо подумать и над тем, что высвобождаемые объекты гудаутской военной базы пришлись бы “голубым каскам” как нельзя кстати. Об этом в интервью “Красной звезде” недавно уже говорил заместитель командующего ВДВ по миротворческим силам генерал-майор Александр Попов.
Россия выполнит взятые в Стамбуле обязательства. Но кто в итоге выиграет от того, что покинутые нашими десантниками военные городки будут разграблены и преданы забвению, как происходило это уже не раз? Очевидно, что грузинская сторона в обозримой перспективе не сможет взять их под свой контроль. Так называемой абхазской армии, едва сводящей концы с концами, они тем более не нужны.
Перспективы в этом плане открываются тем более мрачные с учетом того, что криминогенный фон в Абхазии остается очень сложным. Здесь по-прежнему простаивает промышленность, у людей нет постоянного стабильного заработка. И если сегодня население в основе своей испытывает к российским войскам самые дружеские чувства, то с их уходом оно наверняка “прихватизирует” все что можно.
На снимке: генерал-майор А. Попов награждает лучших десантников.
|