на главную страницу

13 февраля 2001 года

Тема номера

Вторник

Перед реформами все равны

Учитывается ли это при определении социального статуса людей в погонах?

Иван ИВАНЮК,
«Красная звезда».



    Успех военной реформы многие эксперты обоснованно связывают с повышением социального статуса людей в погонах. Эта проблема во многом была упущена в последние годы. Ко многим чертам, традиционно формирующим образ российского офицера, в последние годы прибавилась еще одна - черта бедности. К примеру, в Москве в начале января прожиточный минимум составил 3.304 рубля 20 копеек. Далеко не каждому служивому по силам ее перешагнуть, а если жена не работает да еще дети есть, то впору говорить о нищете. Между тем, по статистике, каждая вторая супруга в семьях кадровых военных не имеет работы.

    В прошлом году военнослужащие дважды получали прибавку к своему жалованью: с января была доведена до 20 рублей в сутки стоимость продовольственного пайка, а с декабря на 20 процентов выросли оклады по должности и по воинскому званию. В результате их денежные доходы выросли примерно на 11,6 процента, а совокупный доход среднестатистической семьи военнослужащего - на 19,6 процента. Для сравнения: в стране рост заработной платы составил в среднем 24 процента, а среднедушевого прожиточного минимума - 34 процента. При этом уровень жизни людей в погонах не растет, поскольку инфляция в 2000 году, по данным Госкомстата России, составила 22 процента. В результате на 1 января с.г. доля семей военнослужащих с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 48 процентов.
    Рост инфляции, вызванный прежде всего повышением цен на энергоносители, приводит еще к одному малоприятному явлению. Явлению, которое никак не хотят учитывать чиновники Минфина и Минтруда, пытающиеся отменить льготы, компенсировав их деньгами. Дело в том, что уже в прошлом году льготы и компенсации военнослужащим в денежном выражении оценивались в 1.694 рубля при среднестатистическом уровне денежного довольствия 2.162 рубля. «Натуральная» составляющая семейного бюджета в армии и на флоте растет постоянно, и любая задержка с денежными компенсациями создает массу проблем. Напомним, что еще в 1999 году до двух третей стоимости льгот и компенсаций не реализовывалось по причине недофинансирования Вооруженных Сил. Поэтому очень непросто отменить систему льгот, с помощью которых государство латает дыры в бюджете. Без надежных защитных механизмов это может привести еще к более значительному снижению уровня жизни военнослужащих.
    Вот почему, как уже сообщала «Красная звезда», на последнем рабочем совещании у вице-премьера Валентины Матвиенко, на заседании Правительственной комиссии по социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, было принято решение: сначала необходимо приравнять военнослужащих в оплате труда с государственными служащими и только после этого начинать реформировать систему льгот. Как известно, необходимые поправки к Закону «О статусе военнослужащих» Государственная Дума уже приняла в первом чтении. Идет подготовка ко второму чтению. Для того чтобы закон вступил в силу и учитывался при подготовке федерального бюджета на 2001 год, он должен быть принят до июля. Тем самым будет восстановлена правовая основа расчета денежного довольствия для людей в погонах, разрушенная летом прошлого года после принятия поправок к Закону «О статусе военнослужащих», которые отменяли привязку окладов к минимальному размеру оплаты труда. Параллельно Министерство финансов должно сделать расчеты о поэтапном переходе на новую систему оплаты труда и переводу льгот из натуральной формы в денежную. Эта работа, по оценкам специалистов, может растянуться до 2010 года. По крайней мере примерно таковы сейчас реальные финансовые возможности государства.
    Но если бы все упиралось только в оплату воинского труда! В ближайшие три года из Вооруженных Сил предстоит уволить около 60 тысяч военнослужащих, не имеющих постоянного жилья. Из закрытых военных городков подлежит отселению 78 тысяч семей граждан, потерявших связь с Министерством обороны. Ни в военном ведомстве, ни в других силовых структурах очередь на получение квартир в последние годы не снижается. И перспективы пока неутешительны. Так, федеральным бюджетом на 2001 год по разделу «Национальная оборона» на жилищное строительство запланировано 3.560 млн. рублей. Этих денег хватит на строительство 7,7 тыс. квартир. Кроме того, по разделу «Расходы на проведение военной реформы» для предоставления жилья военнослужащим, увольняемым с военной службы, предусмотрено 3.200 млн. рублей. На них можно будет приобрести 8,4 тыс. квартир. Прямо скажем, не так уж много. К примеру, в прошлом году Минобороны получило более 16 тысяч квартир. А в следующем году истекает срок действия программы «Государственные жилищные сертификаты», которая выполняется с большим отставанием. Капитальные вложения в эту программу из бюджета-2001 составят примерно пятую часть от той суммы, которая составляет задолженность с начала ее реализации.
    Добавим, что десяткам тысяч увольняемых в запас офицеров, кроме квартир и сертификатов, необходимо будет предоставить возможность пройти переподготовку на гражданские специальности. Дело это, наверное, считалось второстепенным, и, несмотря на наличие федеральной целевой программы, утвержденной в 1998 году, средства на ее реализацию из федерального бюджета не выделялись. Только во втором полугодии прошлого года впервые по этой программе финансирование составило около 24 млн. рублей. Реально помощь в переподготовке и последующем трудоустройстве удается оказать только 4-5 процентам нуждающимся в этом военнослужащим.
    Думается, этих примеров вполне достаточно для того, чтобы понять отношение Министерства обороны, других силовых и несиловых ведомств к подготовленному Министерством финансов многострадальному проекту закона о переводе в денежную форму некоторых социальных льгот. Всем уже ясно: слова в нем можно переставлять еще сколь угодно долго, но без проекта постановления правительства, в котором будут четко определены все механизмы и сроки введения денежных компенсаций, больше нет смысла его обсуждать.
    А самым неприятным, пожалуй, является то, что чиновники то ли необдуманно, то ли намеренно, чтобы внести раскол в ряды «силовиков», закладывают для них разные льготы. К примеру, в разработанном Минфином документе перевод в денежную форму льгот по оплате жилья, коммунальных услуг, установки телефона и оплаты телефонных разговоров предусмотрен для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и налоговой полиции, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Для судей, работников аппаратов судов, прокуроров, следователей и некоторых других категорий граждан льготы остаются. Хотя, согласно правительственному плану, поначалу такой градации льготников вроде бы не предусматривалось.
    Причем такого рода «расслоение» уже идет полным ходом. Так, Законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», принятым в августе прошлого года, денежная компенсация военнослужащим на санаторно-курортное лечение установлена 600 рублей на самого военнослужащего и по 300 рублей на членов его семьи вместо соответственно 6 и 3 минимальных размеров оплаты труда. Между тем прежний порядок выплат, закрепленный в Законе 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации», остается действовать для таможенников, и они получают компенсацию вдвое большую, чем военнослужащие.
    А в самом конце прошлого года постановлением Правительства России внесены изменения в Положение о порядке выплаты денежной компенсации за наем жилья военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. Теперь компенсация в зависимости от местности будет составлять 300, 400 и 500 рублей вместо ранее предусмотренных трех, четырех и пяти минимальных размеров оплаты труда. Казалось бы, куда деваться: размер МРОТ растет, денег в бюджете не хватает, надо по одежке протягивать ножки. Но эта социальная справедливость опять же не для всех: норма денежной компенсации за наем жилья в суммах, кратных минимальной зарплате, сохранена для сотрудников таможенных органов, прокуроров и сотрудников уголовно-исполнительной системы.
    Таким образом, вместо декларированного упорядочения льгот есть реальная опасность вернуться к началу 90-х годов, когда началось деление силовиков на «своих» и «чужих». «Красная звезда» тогда не раз писала о недопустимости подобных подходов в военном строительстве и военно-социальной политике. Потребовалось немало времени и усилий многих людей, чтобы выправить ситуацию. Неужели опять наступим на те же грабли? Проблем ведь и без того хватает, дай Бог их достойно решить с учетом финансово-экономической ситуации в нашей стране. Люди в погонах и дальше готовы с честью выполнять свой долг, терпеть лишения и тяготы военной службы, но они должны ощущать социальную справедливость и видеть для себя ясную перспективу.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker