на главную страницу

16 февраля 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Земные пути в океан

Андрей ГАВРИЛЕНКО,
Сергей ПЯТАКОВ (фото),
«Красная звезда».



    Не будет преувеличением, если скажу, что, беседуя с контр-адмиралом Кондаковым, не раз ловил себя на мысли: на таких людях, пожалуй, и держатся сегодня наши Вооруженные Силы. И флот Российский, переживший за последние годы не самые лучшие в своей истории времена, все же сохранил свою мощь, не растерял боеготовности.

    Василий Георгиевич - начальник Учебного центра ВМФ им. Л. Г. Осипенко. В должности этой без малого полтора года. А за плечами немало многомесячных боевых служб, дальних походов в железном чреве атомохода под многометровыми толщами воды. Прошел все четыре океана нашей планеты. Только в Индийском восьмимесячных боевых служб было три.
    В роду у Кондаковых - он первый моряк. Родился в Волгоградской области в семье учителей. Романтика дальних странствий звала паренька, знавшего о службе флотской лишь из книг да кинофильмов, к покорению морских просторов. И ни разу своей юношеской мечте он за годы службы не изменил.
    «Решил и поехал!» - так Кондаков отвечает на вопрос, почему принял решение связать свою жизнь с флотом. В этих словах он весь - настойчивый, целеустремленный, готовый выполнить поставленную перед собой задачу, несмотря ни на какие преграды. В 1971-м, сразу после школы, которую окончил всего с одной четверкой, поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П. С. Нахимова. Уже там «загорелся» - только на подводный флот! Через пять лет - распределение на ТОФ. Сначала на береговую должность, но спустя восемь месяцев - первая в его жизни подлодка. Начинал на субмарине инженером БЧ-2.
    Рассказывая о своих первых отцах-командирах, Василий Георгиевич не жалеет добрых слов. Михаил Бобрушка, Григорий Щербатюк, Юрий Авдейчик - о каждом из них, с кем были связаны первые годы офицерской службы, Кондаков вспоминает с теплотой и благодарностью: «Учили разбираться и в технике, и в людях». Но самую определяющую роль для Василия Георгиевича, по его же словам, сыграл капитан 1 ранга Анатолий Чернышев. Из четырех командиров боевых частей субмарины, которой тот командовал, все, в том числе и Кондаков, пошли по командной линии.
    В 1983-м, сразу после Высших офицерских классов, стал старпомом. Это была уже третья лодка в биографии и первая, где через два года как полноправный хозяин Василий Георгиевич занял командирское кресло на ЦКП. Настал тот день, когда вся полнота ответственности за корабль лежала на нем - командире. Впредь все успехи и неудачи боевой единицы, экипажа были прежде всего успехами и неудачами в его работе.
    А что главное в деятельности командира? Кондаков отвечает так. Высокая боеготовность вверенного ему корабля. И любой командир современной подводной лодки должен понимать - это не рубеж, на который достаточно выйти однажды. Стоит командиру даже незначительно ослабить внимание к любому элементу службы, как это неминуемо повлечет за собой снижение уровня боеготовности в целом.
    В одном из учебников по тактике ВМФ, по которому флотскому делу обучаются будущие адмиралы, говорится: «Высокая боевая готовность корабля предусматривает такое состояние его экипажа, оружия и техники, при котором корабль способен в установленный короткий срок организованно вступить в бой и в самых сложных условиях выполнить возложенные на него боевые задачи». Быть готовыми в любой момент, в любой час к бою. Действовать правильно и быстро при встрече с неожиданностями, при молниеносном переключении с одного вида боевой деятельности на другой и успешно реализовать любое решение командира. При этом не забывать старинные флотские правила: «Выходишь на сутки, готовься на месяц», «Как ни хороша погода и ее прогноз, готовь корабль к плаванию в штормовых условиях». Вот какие задачи стоят перед экипажем любой боевой единицы флота. Всему этому Кондаков учил своих подчиненных, и когда был командиром субмарины, и когда после Военно-морской академии и Академии Генерального штаба возглавлял дивизию подводных лодок. Этому учит и нынешнее поколение подводников, прибывающих для переподготовки в возглавляемый им учебный центр ВМФ.
    - Вот послушайте, что писал Леонид Соболев в одной из своих статей в годы Великой Отечественной войны, - Василий Георгиевич перелистывает книгу, лежащую на его рабочем столе. - «Стойкость означает способность отдельного воина сохранять волю к победе до последнего вздоха, несмотря на перевес сил врага, несмотря на кажущуюся или действительную безвыходность положения. Стойкость в морском бою, где трудно провести грань между обороной и наступлением, выражается в стремлении вести бой так, чтобы нанести кораблю противника удар, несмотря на потери в людях, несмотря на пробоины, на пожары, на выход из строя оружия. Корабль, потерявший стойкость сопротивления, превращается в беззащитную мишень...»
    О том, Что не на словах подводников обучают военному делу настоящим образом, я сделал вывод, побывав в учебных аудиториях, побеседовав с преподавателями. Подавляющее большинство из них не один десяток лет прослужили на подводных лодках. И теперь передают свой немалый опыт сегодняшним покорителям глубин. В Обнинске, где уже более сорока лет дислоцируется учебный центр, заметил: среди местных жителей люди во флотской форме пользуются большим почетом и уважением. Ни одно городское мероприятие не проходит без участия представителей центра. Частые гости подводники и в местных школах. Встречаются с ребятами, рассказывают о своей службе. А в одной из них уже три года существуют Морские кадетские классы. И конкурс туда поболее, чем в иные престижные московские вузы.
    Или такой штрих. Самый популярный художественный коллектив в городе - оркестр учебного центра, который возглавляет майор Сергей Калентьев. А самые популярные музыкальные произведения - о флоте. Впрочем, удивительного в этом, наверное, и нет ничего. Ведь Обнинск по праву можно считать «учебной столицей» подводного флота России. С недавнего времени на Северном флоте появилась одноименная подводная лодка. Шефствует над экипажем этой субмарины вся Калужская область. Ну а в самом городе за последние несколько лет побывали представители администраций городов, краев и областей чуть ли не пол-России. К своим подшефным морякам приезжали. Причем не с пустыми руками. Экипажам «Омска», «Белгорода», других лодок, проходивших здесь обучение, гостинцы поставлялись целыми КамАЗами. «Не может быть великой России без великого флота. Это ведь понимают и мэры, губернаторы», - говорил в беседе со мной контр-адмирал Кондаков.
    Василий Георгиевич уверен: у флота Российского впереди немало новых побед, достижений. Потому не без гордости рассказывал и о своем сыне - курсанте военно-морского института, мечтающем продолжить дело отца: «Игорю скоро предстоит стать лейтенантом. Очень хочет служить на подводной лодке».

    На снимке: контр-адмирал Василий КОНДАКОВ.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker