на главную страницу

17 февраля 2001 года

Армия и общество

Суббота

Значение Северного морского пути возрастает



    На вопросы газеты “Красная звезда” отвечает первый заместитель министра транспорта РФ Вячеслав РУКША

    Визитная карточка
    Рукша Вячеслав Владимирович родился 17 февраля 1954 года в г. Гродно, Белоруссия. В 1976 году окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С. Макарова по специальности инженер-электромеханик и был направлен в Мурманское морское пароходство (ММП). Исполнял обязанности мастера-электрика, старшего мастера и старшего инженера на атомных ледоколах. С января 1990 года - начальник тренажерного центра атомного флота в Санкт-Петербурге. В январе 1994 года был назначен техническим директором атомного флота ОАО «Мурманское морское пароходство», а в ноябре 1998 г. – генеральным директором ОАО «ММП».
    Участник 19 навигаций, в том числе экспериментальных рейсов, позволивших значительно расширить сроки плавания в арктическом бассейне. Лауреат премии имени Петра Великого.


    - Вячеслав Владимирович, в отдельных отраслях промышленности основные фонды не обновлялись все последние годы... В транспортной сфере та же картина? Какова среди судов Российского торгового флота доля новых?
    - Морской транспортный флот России включает более семисот судов. Среди них две с половиной сотни судов принадлежит морским пароходствам, а почти 500 - различным судоходным компаниям. Из всего национального транспортного флота лишь 20 единиц судов находятся непосредственно в государственной собственности. В государственной собственности находятся и обеспечивающие виды флота - ледоколы, аварийно-спасательные суда, природоохранные, гидрографические, учебные суда, значительная часть дноуглубительного флота. На протяжении последних 10 лет они практически не обновлялись из-за отсутствия средств, соответственно и численность их сократилась.
    В минувшем году отмечен небольшой прорыв. Флот пополнился 13 судами, из них 6 построены российскими судостроителями.
    - Во время недавней командировки в Мурманск мне рассказали о проблеме “удобного флага”. Насколько она серьезна для торгового флота?
    - В настоящий момент ряд российских судовладельцев контролируют или являются собственниками дочерних компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах. По имеющимся у меня сведениям, им принадлежит около двухсот судов. Суда под “удобным флагом” - это очень значительная часть контролируемого Россией флота. Что самое обидное, там сосредоточены наиболее современные и молодые по сравнению с зарегистрированными в российских реестрах суда. Если средний возраст транспортных судов национального флота превышает 19 лет, то средний возраст судов под “удобными флагами” менее 10 лет. Чувствуете разницу?
    - Возможно ли вернуть их под наш флаг?
    - Основной предпосылкой к регистрации судов за рубежом является стремление судовладельцев к снижению налоговой нагрузки и возможности получения кредитов иностранных банков по ставкам не более 8 процентов годовых. Вернуть их под Российский флаг возможно, но для этого необходимо предложить судовладельцам более выгодные условия, снизить то же налоговое бремя.
    - Существует ли программа возрождения торгового флота России?
    - Да. Именно так она и называется. Но начинать возрождать флот, как это ни странно звучит, решено с суши. С портов. В соответствии с Программой возрождения торгового флота России быстрыми темпами ведутся работы по развитию производственных мощностей. В Мурманском порту произведено дноуглубление у двух причалов на 14,9 метра. За счет средств Министерства путей сообщения закончено строительство дамбы в порту Темрюк, подведена ветка железной дороги непосредственно на причалы морского порта.
    - Это уже дало результаты?
    - В минувшем году российские морские торговые порты сумели “подхватить” дополнительный экспорт, добавив в свою копилку 18 миллионов тонн грузов. Успехи напрямую связаны с реализацией целого ряда перспективных инвестиционных проектов, в том числе и в 2001 году. Это в первую очередь поступление к середине года долгожданного угля в Усть-Лугу. В Санкт-Петербургском порту завершается закладка комплекса по перегрузке минеральных удобрений, который сможет принимать суда водоизмещением до 100 тысяч тонн. Расширяется Туапсинский порт.
    - В последнее время все чаще говорится о необходимости инвестиций. Кто финансирует перечисленные вами проекты?
    - Основной источник финансирования транспортных объектов - собственные средства предприятий и вложения российских банков (главным образом Сбербанка и Внешэкономбанка). Зарубежные инвестиции по-прежнему оставляют желать лучшего. Бурного оживления здесь не просматривается, поэтому цифра 100-150 миллионов долларов на развитие флота (на уровне 1999 года) не вызывает у специалистов особых эмоций.
    - В чем тогда роль государства?
    - Министерство транспорта проводит в отношении предприятий морского транспорта политику, направленную прежде всего на усиление роли государства в управлении существующими госпакетами акций этих компаний, а также на повышение эффективности такого управления. При этом Министерство транспорта намерено проводить планомерную стратегию, предполагающую повышение конкурентоспособности компаний, в уставном капитале которых участвует государство.
    - Стоит вспомнить о географическом положении России, о транзите?
    - Целый ряд стран, особенно европейских, таких, как Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Австрия, Голландия, государства Балтии, обладая относительно небольшой территорией и используя выгодное географическое положение, давно превратили транзит в существенные статьи доходов своих бюджетов.
    Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные финансовые и товарные потоки в начале нынешнего столетия будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Дальний Восток. Рассматривая географическое положение России в контексте развития торговых отношений между Европой и Азией, расположения основных товаропроизводителей в Азии и потребителей в Европе, зарождение грузопотоков возможных крупных стран-грузовладельцев, можно сделать практически безошибочный вывод - доставка товаров в Европу через Россию по направлению Восток - Запад или по направлению Юг - Север будет осуществлена быстрее.
    Значение Северного морского пути возрастает. Он является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Севера России. Вскоре получит свое развитие транспортировка нефти по Северному морскому пути с Ямала и Приразломного месторождения.
    - Есть устоявшееся мнение, что “кадры решают все”. Как обстоят дела с подготовкой профессиональных морских кадров в Минтрансе?
    - В настоящее время в морских учебных заведениях обучаются 15.471 человек, в том числе по дневной форме обучения 8.819 человек. Выпуск 2000 года составил: из морских академий - 991 специалист (на бюджетной основе), из колледжей и училищ - 340 человек. Развивается система дополнительного профессионального образования на базе Института повышения квалификации, а также учебно-тренажерных центров.
    Продолжилась работа по организации аттестации специалистов. В 2000 году аттестовано более 400 специалистов, ответственных за безопасность мореплавания, включая капитанов судов загранплавания. Аттестованы 42 руководителя из 49. Заключено 26 контрактов с руководителями госпредприятий, организаций и учреждений морского транспорта.
    - Вячеслав Владимирович, редакция “Красной звезды”, пользуясь случаем, поздравляет вас с днем рождения. Уверены, что вы своей работой принесете еще немало пользы родному государству.
    - Со своей стороны в канун праздника Дня защитников Отечества я хотел бы пожелать всем тем, кто сегодня носит погоны, счастья, здоровья, уверенности в завтрашнем дне. С праздником вас!

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker