на главную страницу

17 февраля 2001 года

История Отечества

Суббота

Фортификатор

Юрий ГАВРИЛОВ,
«Красная звезда».



    К блестящей плеяде военачальников, под руководством которых ковались победы в боях и осуществлялись качественные преобразования наших Вооруженных Сил, по праву принадлежит Герой Советского Союза маршал инженерных войск Алексей Иванович Прошляков. 18 февраля будет отмечаться 100-летие со дня его рождения.

    Прошляков всю жизнь посвятил служению Отечеству. А начиналась его служба в далеком 1920-м, в отдельной запасной понтонной роте Московского военного округа. Там Алексей окончил школу младшего комсостава, возглавил отделение. Спустя год его назначают инструктором в отряд, затем ставят командиром учебного взвода. Так Прошляков стал кадровым военным. И закружила, завертела молодого командира армейская судьба. Алексей Иванович воевал с басмачами в Туркестане, служил в Белорусском и Среднеазиатском военных округах, в 1939 году участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, где накануне войны руководил строительством Брестского укрепрайона. А еще Прошляков постоянно учился. Он словно чувствовал: грядут события, потребующие от него не только мужества и стойкости, но и высочайшего профессионализма, глубочайших знаний инженерного дела. И как в воду глядел - началась Великая Отечественная война...
    Ее Алексей Иванович встретил на наших самых западных рубежах. Там он занимается инженерным обеспечением боевых действий 4-й армии. А уже в июле 1941-го становится заместителем начальника инженерных войск сначала Центрального, затем Брянского фронтов. Прошляков руководит строительством тыловых оборонительных рубежей, в том числе Тульского, сыгравшего важную роль в срыве плана гитлеровцев молниеносно захватить Москву. В суровые дни и месяцы начала войны особенно ярко проявились замечательные качества Алексея Ивановича - крупного инженера и военачальника с широким оперативным кругозором, волевого, энергичного, требовательного руководителя и в то же время удивительно скромного и выдержанного человека. Все, кто воевал с ним под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и Днепре, форсировал Вислу и Одер, освобождал Белоруссию и брал Берлин, неизменно отмечали эти качества. А Алексей Иванович гордился, что ему довелось служить под руководством выдающихся полководцев Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, Р. Я. Малиновского и других. Те в свою очередь ценили богатый служебный и боевой опыт Прошлякова, его высокую трудоспособность и культуру. Вот что позже написал в книге «Солдатский долг» Рокоссовский: «На энергию и инициативу этого генерала можно было полностью положиться. Скромный, даже несколько застенчивый, он умел проявить и волю, и непреклонную решимость. Глубокие знания и богатый практический опыт позволяли ему справляться с самыми сложными задачами. Заботливый и требовательный командир, он пользовался всеобщей любовью. Работать с ним было приятно».
    Насчет сложных задач верно подмечено. Таких Прошлякову довелось решать великое множество. К примеру, когда он занимался инженерным обеспечением оборонительных операций под Сталинградом и Курском, пришлось, что называется, на ходу совершенствовать привычные способы фортификационных работ, по-новому применять минно-взрывные заграждения. Созданная под руководством Прошлякова глубокоэшелонированная оборона на Курской дуге оказалась непреодолимой для ударной танковой группировки немцев. Веское слово Алексей Иванович сказал и о пользе подвижных отрядов заграждения. По свидетельству командующего фронтом, только на минных заграждениях фашисты потеряли 396 танков и около четырех тысяч солдат и офицеров.
    Непревзойденным мастером организации инженерного обеспечения наступательных операций с форсированием с ходу водных преград Алексей Иванович показал себя во время битвы за Днепр. На сей счет есть интересное свидетельство генерала армии П. И. Батова: «В середине ночи начали действовать паромы. У острова Ховренков два батальона саперной бригады строили мост. Там распоряжался наш инженер. Приехал начальник инженерного управления фронта генерал-майор Алексей Иванович Прошляков и тоже ушел на мост к Швыдкому. А. И. Прошлякова в армии любили. Все эти шесть дней подготовки к броску через Днепр он был с нами, помогал советом, людскими и материальными резервами своего управления».
    Днепр не без помощи инженеров, понтонеров и саперов Прошлякова успешно форсировали. Не раз отличались его подчиненные и в других сражениях, в том числе при штурме Берлина. Кстати, именно за эту операцию Алексей Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза.
    Отгремели победные залпы 1945-го, но собираться в дорогу домой Прошлякову не пришлось - его назначили заместителем первого главкома Группы советских оккупационных войск в Германии маршала Георгия Константиновича Жукова. И снова напряженная работа. Какая? Уникальная. Чего, к примеру, стоит разминирование территории и зданий бывшего инженерного училища в Карлсхорсте - того самого, где был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Или дворца Цецилиенхоф в Потсдаме, в котором в июле-августе 1945-го состоялась знаменитая конференция руководителей трех союзных держав. Чудесный парк Сан-Суси тоже разминировали саперы Прошлякова. А еще под руководством Алексея Ивановича возводили ныне известный на весь мир памятник - ансамбль павшим советским воинам в Трептов-парке. Его скульптор, впоследствии народный художник СССР академик Е. В. Вучетич полушутя-полусерьезно писал Прошлякову: «Хотя Вы начисто забыли обо всех Ваших старых берлинских друзьях-художниках, которые под Вашим руководством кое-что все-таки создали (не возражайте, об этом говорит жизнь и ее практика), все мы продолжаем Вас искренне любить, уважать».
    Исключительно ответственным этапом в жизни Алексея Ивановича стали учения на Тоцком полигоне, где впервые была применена атомная бомба. В то время Прошляков уже возглавлял инженерные войска Советской Армии. Читаем в его записях: «На нас была возложена на этих учениях одна из основных задач - показать возможности защиты от атомного оружия, и мы сумели показать себя большими специалистами по противодействию инженерно-фортификационными средствами поражающим факторам его. Нам удалось убедить присутствующих на учениях, что наши фортификационные средства являются наиболее эффективными, конечно, при умелом их применении». Надо сказать, что подготовку района учений, за которую отвечал Прошляков, проверял лично маршал Жуков и остался доволен работой саперов.
    Долгие годы Алексей Иванович занимал ответственный пост главного инженера Вооруженных Сил, с февраля 1965-го до кончины в декабре 1973 года входил в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны. Похоронили маршала инженерных войск Прошлякова в Москве, на Новодевичьем кладбище. А 16 апреля 1974 года постановлением Совета министров СССР его имя было присвоено Тюменскому высшему военному инженерному командному училищу.

    На снимках: маршал инженерных войск А.И. ПРОШЛЯКОВ; апрель 1944 г. Строительство висячего моста через Одер (слева А.И. ПРОШЛЯКОВ).

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker