на главную страницу

17 февраля 2001 года

Линия жизни

Суббота

Быть ли командиру истцом



    19 февраля с.г. в Государственной Думе планируется проведение парламентских слушаний по теме «Правовое положение и финансово-экономическая деятельность военных организаций». Одна из задач слушаний – обсудить подготовленный в думском Комитете по обороне законопроект с аналогичным названием. На вопрос корреспондента «Красной звезды», чем вызвана необходимость принятия федерального закона «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций», отвечает один из авторов законопроекта председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей НИКОЛАЕВ.

    Наверное, лучше всего об этом сказано в заключении Правительства Российской Федерации на законопроект: «Необходимость разработки и принятия такого закона вызвана отсутствием законодательной базы, определяющей правовое положение военных организаций и регулирующей вопросы осуществления ими финансово-экономической деятельности, а также тем, что при распространении норм Гражданского кодекса Российской Федерации на военные организации должна быть учтена их специфика».
    О том, что такая законодательная база отсутствует или она несовершенна, свидетельствует практика функционирования военных организаций в условиях рыночной экономики. Например, арбитражным судом Свердловской области одна и та же организация – квартирно-эксплуатационное управление Уральского военного округа – по одному делу была признана надлежащим ответчиком, а по второму – ненадлежащим истцом. И подобные факты не единичны.
    Концептуально законопроект состоит из двух частей и содержит нормативные положения, определяющие правовой статус военных организаций как юридических лиц, и положения, регулирующие основы финансово-экономической деятельности военных организаций.
    Нормы законопроекта, на наш взгляд, позволяют регулировать все вопросы, связанные со статусом военных организаций как юридических лиц, начиная от определения того, кто является учредителем юридических лиц - военных организаций, и заканчивая порядком ликвидации таких юридических лиц. При этом важно - и это учтено в законопроекте, - что особенности деятельности военных организаций по решению возложенных на них задач объективно обуславливают и особенности их участия в гражданско-правовых отношениях. Основное предназначение законопроекта: законодательно упорядочить отношения, в которых участвуют военные организации, в целях обеспечения рационального использования средств, выделяемых на национальную оборону и безопасность Российской Федерации.
    Почему необходимо принятие отдельного закона, а не внесение соответствующих изменений в действующее законодательство? Законопроект «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций» имеет самостоятельный предмет правового регулирования. Так как он, во-первых, содержит нормы, конкретизирующие положения гражданского законодательства, прежде всего Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к военным организациям. Например, определяющие, какие государственные органы осуществляют права собственника имущества военных организаций. Во-вторых, нормы, позволяющие устранить противоречия между разными законами. В частности, нормы, касающиеся особенностей государственной регистрации военных организаций как юридических лиц. В-третьих, нормы, которые необходимы для регулирования реальных отношений с участием военных организаций, но которые отсутствуют в действующем законодательстве. Например, прямой запрет нецелевого использования денежных средств военных организаций, в частности предоставления этих средств другим организациям в качестве кредита. И, в-четвертых, нормы, закрепляющие положения, содержащиеся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ и регулирующие отдельные вопросы финансово-экономической деятельности военных организаций.
    Подчеркну, что все без исключения министерства и ведомства, в которых законодательством предусмотрена военная служба, поддерживают законопроект, отмечая его актуальность и важность. Приоритетным он был назван и Маршалом Российской Федерации Игорем Дмитриевичем Сергеевым на совместном заседании коллегии Минобороны и Комитета Госдумы по обороне.
    А теперь подробнее о некоторых основных положениях законопроекта. Что подразумевается под финансово-экономической деятельностью военных организаций? Если коротко, то вся финансово-экономическая деятельность военных организаций должна сводиться к тому, чтобы рационально израсходовать средства, выделенные на национальную оборону. А для этого нужно определить финансовые и материальные потребности военных организаций, спланировать расходы и распределить выделяемые средства, исполнить сметы расходов и представить установленную отчетность, а также осуществить контроль использования военными организациями материальных и денежных средств. Кроме того, военные организации, которые предназначены для этого, должны произвести необходимую для обеспечения Вооруженных Сил и других войск продукцию, выполнить работы, оказать услуги.
    Как известно, основа функционирования гражданских организаций, прежде всего негосударственных, которые являются юридическими лицами, - договорные отношения. Эти отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который нередко называют экономической конституцией страны. Военные организации тоже могут, если у них есть на это полномочия, заключать договоры с гражданскими организациями. Но имущественные отношения военных организаций между собой основаны прежде всего на административном, властном подчинении одной стороны другой. И к таким отношениям гражданское законодательство не применяется, о чем прямо сказано в Гражданском кодексе. Например, если соответствующая служба тыла закупила продовольствие для снабжения войск, то это продовольствие направляется в ту или иную воинскую часть не из-за того, что между ними заключен договор, а совершенно по иному порядку. Эти особенности, в частности, и должны быть урегулированы законом.
    Для того, чтобы военные организации были полноправными участниками гражданского оборота (чтобы они прежде всего могли заключать договоры на поставку всего необходимого войскам), а также могли отстаивать свои интересы в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, они должны иметь статус юридического лица.
    Но это не означает, что все без исключения воинские части должны иметь статус юридического лица. Наоборот, мы считаем, что юридическими лицами должны быть военные организации, по крайней мере, начиная с уровня дивизии, корпуса и выше. Но это право - решать, какие конкретно военные организации будут иметь статус юридического лица, в законопроекте предоставлено самим министерствам и ведомствам, в составе которых имеются войска и воинские формирования.
    При реализации законопроекта будет создана четкая система, однозначно определяющая правовой статус всех военных организаций в гражданских правоотношениях. При этой системе воинские части как имели, так и будут иметь основной задачей боевую подготовку, боевое дежурство и так далее. Но те из них, которые не имеют статус юридического лица, будут четко знать, какая вышестоящая военная организация обязана защищать интересы этой воинской части в суде (если возникает такая необходимость), заключать договоры на поставку войскам всего необходимого.
    И эта потребность, замечу, тоже не надуманная. Например, из списанных судебными приставами-исполнителями со счетов Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ в августе 1999 г. 51,5 млн. рублей до сих пор не определена принадлежность исполнительных листов к конкретным организациям Минобороны на сумму в 40,5 млн. рублей. А 4,5 млн. рублей, погашенных воинскими частями в добровольном порядке, были взысканы с Минобороны вторично.
    Четкое определение правового положения военных организаций в гражданских правоотношениях очень важно и для невоенных организаций - предприятий и фирм, которые будут знать, с какими военными организациями они могут вступать в гражданско-правовые отношения.
    Необходимо отметить, что ряд военных организаций уже имеет статус юридического лица. Например, Министерство обороны является юридическим лицом, которое решает вопросы подавляющего большинства военных организаций Вооруженных Сил. В Пограничной службе юридическими лицами, помимо собственно ФПС России, являются управления региональных управлений, военно-учебные заведения, предприятия. В Железнодорожных войсках все воинские части являются юридическими лицами.
    Отмечу, что при государственной регистрации юридических лиц – военных организаций существуют особенности. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации предписывает, чтобы все данные о государственной регистрации юридических лиц были открыты для всеобщего ознакомления. Однако в соответствии с Законом «О государственной тайне» сведения о действительных наименованиях объединений, соединений и частей Вооруженных Сил РФ относятся к государственной тайне.
    Законопроект это противоречие устраняет, устанавливая возможность военной организации как юридическому лицу иметь условное наименование, помимо действительного. Кроме того, данные государственной регистрации юридических лиц - военных организаций не должны включаться в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, как это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации. Есть своя особенность и в ликвидация юридического лица - военной организации, например, по решению суда. Этот факт вовсе не означает ликвидации дивизии или, скажем, главного управления. Такая организация будет продолжать выполнение возложенных на нее задач, но не сможет заключать договоры, выступать в судах. Вместо нее это будет делать другая, например, вышестоящая военная организация.
    Что же касается опасений, что такой путь приведет к коммерциализации армии, то они лишены оснований по меньшей мере по трем причинам. Во-первых, повторюсь, статус юридических лиц получат не все военные организации, а только те, которые определят сами министерства и ведомства. Во-вторых, военные организации могут быть юридическими лицами только в форме государственных организаций, а именно: государственное (федеральное) учреждение, государственное (федеральное) унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие. Законодательством, в частности Гражданским кодексом РФ, установлены довольно жесткие ограничения самостоятельности их функционирования. В-третьих, придание организации статуса юридического лица вовсе не означает, что она может делать что угодно - распродавать военное имущество, заключать любые контракты и т. д. Она может делать только то, что ей установит соответствующее министерство и ведомство, а это будет зафиксировано в ее учредительных документах.
    И еще один блок: законопроект создает условия для формирования системы, обеспечивающей всеобъемлющий учет военного имущества, его рационального использования и законного распоряжения этим имуществом в интересах государства, Вооруженных Сил и других войск.
    Законопроект однозначно определяет, какие органы государственной власти являются собственниками имущества военных организаций. Это немаловажно, так как именно собственник в соответствии с законодательством имеет право распорядиться имуществом, решить его судьбу - продать, списать и т. д. Предлагается предоставить права собственника, помимо Правительства Российской Федерации и Министерства имущественных отношений, еще и федеральным органам исполнительной власти, которым подведомственны военные организации.
    Здесь необходимо, с одной стороны, создать преграду для хищений, а с другой - условия для разумного распоряжения военным имуществом, в том числе тем, которое является излишним, неиспользуемым в войсках и реализация которого может быть осуществлена в интересах Вооруженных Сил и других войск.
    Немаловажным является и то, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все недвижимое имущество, в том числе, разумеется, и военное, подлежит государственной регистрации. При этом информация о таком имуществе может быть предоставлена любому лицу. Но данные о многих видах военного имущества, например, об испытательных комплексах на ракетных полигонах, составляют государственную тайну. Законопроект позволяет устранить и эту правовую коллизию - такие данные должны регистрироваться в закрытой части единого государственного реестра.
    Что касается финансово-экономической деятельности, то законопроект обеспечивает правовое регулирование всего спектра вопросов, относящихся к этой сфере. Это порядок определения финансовых и материальных потребностей военных организаций, в том числе по продукции, не включенной в государственный оборонный заказ; порядок финансирования (в том числе внебюджетного) расходов военных организаций и их кредитования; порядок планирования расходов военных организаций и распределения между ними финансовых средств; порядок обеспечения материальных потребностей военных организаций, потребностей в работах и услугах.
    Несмотря на большую работу, проведенную Комитетом по обороне над этим законопроектом, предстоит еще немало сделать, чтобы законодательный акт стал совершенным по содержанию и безукоризненным с точки зрения юридической. На это, кстати, нацелены и запланированные на 19 февраля текущего года парламентские слушания, в которых примут участие представители всех министерств и ведомств, где законодательством предусмотрена военная служба, многих других организаций.

Назад

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker