|
|
Александр БАТРАКОВ, работник ГУВБиФ Министерства обороны РФ. |
21 октября 2000 года в “Красной звезде” была опубликована корреспонденция капитана 1 ранга Валерия Громака “Вдовьи слезы”, в которой затронуты проблемы пенсионного обеспечения семей военнослужащих - Героев Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы. В корреспонденции правильно говорится, что до сих пор не решены вопросы о выплате ежемесячных пособий детям военнослужащих, погибших до 1999 года, предоставления им бесплатных путевок в санатории, других льгот. Но решение этих вопросов зависит не от нас.
Вместе с тем в корреспонденции незаслуженно обвиняются военные комиссариаты, которые якобы в нарушение действующего пенсионного законодательства не повышают на 50 процентов пенсии по случаю потери кормильца, назначенные семьям погибших Героев, тем самым нарушая права вдов, которые вынуждены затем обращаться в судебные органы.
В этой связи упоминаются военные комиссариаты Новосибирской, Калининградской областей, Краснодарского края. Подробно описывается, например, жалоба гражданки Лелюх Н. Г., которой военкомат Новосибирской области отказал в повышении пенсии по случаю потери кормильца на 50 процентов за мужа - Героя России, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и только по постановлению Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 28 мая 1998 года пенсия Лелюх была увеличена. В корреспонденции делается вывод, что, “может быть хотя бы, настоящая публикация поможет сдвинуть с мертвой точки эту проблему”.
При освещении данной проблемы корреспондент опирался только на решения судебных органов и особенно на вышеуказанное постановление Судебной коллегии, не допуская и мысли о том, что те сами вступили в противоречие с действующим законодательством.
Вот смотрите: обвинение пало на военкоматы. А виноваты ли они? Нет, не виноваты! Согласно пункту 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом. Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” предусмотрено, что члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. А в соответствии с пунктом “а” статьи 36 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, устанавливаются в повышенных размерах - 40 процентов суммы денежного довольствия умершего кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. А повышение на 50 процентов пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрено Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней (пункт “а” статьи 45), то есть лицам, которым присвоено это звание, независимо от вида получаемой ими государственной пенсии, но не членам их семей.
Таким образом, льготы по пенсионному обеспечению, установленные пунктом “а” статьи 45 закона, носят личностный характер, применяются к самим Героям и другим категориям граждан, перечисленным в данной норме. Эта норма также вытекает из статьи 2 Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”, согласно которой повышение всех видов пенсий по старости, выслуге лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца в размере, установленном пенсионным законодательством, другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, предусмотрено для самих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Об этом же говорится и в пункте “а” статьи 110 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.
Таким образом, при решении вопросов о назначении пенсии по случаю потери кормильца пенсионные органы Минобороны России руководствуются выше указанными законами.
Судебные же органы, принимая решения о признании за членами семьи умерших (погибших) Героев права на повышение пенсии по случаю потери кормильца на 50 процентов, расширительно истолковывают указанный закон, о чем было записано в протесте (в порядке надзора) Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24 ноября 1999 года по делу Лелюх Н. Г.
С учетом изложенного, нет никаких оснований у судебных органов, в том числе и у Верховного суда Российской Федерации, обвинять военные комиссариаты в незаконном отказе вдовам в повышении пенсий, а у корреспондента защищать судебные органы и вдов, права которых на самом деле не нарушены.
Следует также заметить, что военкоматы не должны спокойно взирать на такие явления. Гражданским и Процессуальным кодексами РСФСР им предоставлено право обжаловать как в конституционном, так и в надзорном порядке решения судебных органов, вынесенных в нарушение законов.
В этой связи я хотел бы обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания с просьбой как-то реагировать на такие нарушения и в пределах компетенции принимать меры к устранению и недопущению этих нарушений.
Поскольку Государственная Дума разрабатывает и принимает федеральные законы, то следовало бы в законодательном порядке решить вопрос о предоставлении Правовому управлению аппарата Государственной Думы права давать официальные разъяснения либо толкование норм действующего законодательства.
|