|
|
Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда». |
Российский высокотехнологичный комплекс постепенно наращивает обороты. Появились активные центры, концентрирующие вокруг себя перспективные предприятия, способные производить высокотехнологичную продукцию мирового уровня. Один из них - холдинговая промышленная компания второго поколения «Новые программы и концепции», объединяющая такие известные предприятия оборонного комплекса, как судостроительный завод «Северная верфь», Ковровский механический завод, Московский радиотехнический завод, Завод имени В.А.Дегтярева, ЛОМО, Северо-западное пароходство.
25 ноября 2000 г. НПК завершил крупнейший экспортный контракт последнего времени по поставке Китаю двух эскадренных миноносцев проекта 956Э, а 26 января 2001 года при участии премьер-министра Правительства РФ Михаила Касьянова на «Северной верфи» был заложен первый из десяти новых универсальных сухогрузов проекта 01010 – «Валдай». Позитивных известий подобного рода в отечественной “оборонке” не так уж и много. Чем сегодня живет холдинг, какова точка зрения его руководителя на происходящие процессы в российском ОПК - на эти и другие вопросы отвечает доктор экономических наук Борис КУЗЫК, который много лет занимал должность помощника Президента РФ по промышленности и военно-техническому сотрудничеству.
- Борис Николаевич, реформы, о необходимости которых так долго говорили в конце 90-х, наконец-то стали наполняться конкретным содержанием. Как вы, политик и бизнесмен новой волны, относитесь к преобразованиям в стране, армии и оборонном комплексе?
- Ситуация действительно позитивно меняется. Очевидно, что Президент России Владимир Путин понимает исключительное значение высокотехнологичного комплекса для российского государства и армии. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос погашения долгов предприятиям оборонного комплекса за уже выполненные работы, постоянное внимание президента к проблемам ОПК. На Всероссийском совещании работников “оборонки” Владимир Путин обнародовал основные задачи, которые необходимо решить для успешного развития этой важнейшей отрасли. К ним относятся совершенствование механизма оборонного заказа, завершение инвентаризации предприятий ОПК, создание четкой системы управления разработкой, производством, эксплуатацией и утилизацией военной техники, сокращение времени внедрения достижений ОПК в гражданские сферы, недопущение утечки наукоемких технологий за рубеж, формирование условий для привлечения в оборонный комплекс молодежи, создание системы управления качеством продукции и некоторые другие. Считаю, что эти меры определяют стратегические приоритеты будущей промышленной политики России. Важно сегодня создать и запустить работающий механизм реализации названных приоритетов.
В целом приход к власти деятельного и энергичного политика такого уровня свидетельствует о том, что Россия вступает в новое время – время созидания, наведения порядка во всех сферах государства. И это не может не вселять оптимизм.
- Мы говорим о будущем России, которое немыслимо без успешного развития отечественного высокотехнологичного комплекса. Какова, на ваш взгляд, его роль в укреплении национальной безопасности, придании Вооруженным Силам нового качественного облика?
- На мой взгляд, мы находимся на переломном этапе. По сути Россия стоит перед выбором: либо высокотехнологичный комплекс, либо экспортно-сырьевая модель развития. Не секрет, что «оборонка» живет еще советскими разработками, но надо четко понимать - вечно так продолжаться не будет. Высокотехнологичный комплекс начинается с фундаментальных и ниокровских работ, которые в последнее десятилетие практически не велись.
Конечно, вести новые разработки - весьма дорогое удовольствие, но иного выхода у нас нет. Если сейчас мы не возродим НИОКР, Россию ждет незавидная судьба сырьевого придатка. Нефть, газ, металл – вот то немногое, что мы сможем экспортировать за рубеж. Естественно, существенно снизится и обороноспособность России, так как войска не будут обеспечены современным вооружением и военной техникой. Мы автоматически превратимся в государство, с которым не будут считаться, лишимся права на самостоятельное решение своих проблем.
В этой связи интересны расчеты специалистов рабочей группы при президенте Российской академии наук по анализу экономических и критических технологий в гражданском и оборонном комплексе страны, в которую я вхожу. Они показывают, что внутренними инвестиционными ресурсами для развития отечественного высокотехнологичного комплекса могли бы быть топливно-энергетический комплекс (ежегодный импорт зарубежного оборудования, которое может быть произведено российскими предприятиями, составляет 3,5 - 4 миллиарда долларов), экспорт ВВТ (потенциальный ежегодный объем которого в ближайшие годы может составить 4,1 - 4,3 миллиарда долларов), обеспечение гособоронзаказа. Государство должно выработать четкую и максимально продуманную программу использования этих средств, в том числе на НИОКР по созданию и модернизации техники.
- Но эти рекомендации - скорее правительству страны. А частным компаниям, подобным НПК, что же - отсиживаться в сторонке и ждать, как говорится, у моря погоды?
- Времени на промедление нет ни у кого. Что касается нашего холдинга, то объем привлеченных нами кредитов составляет свыше 150 млн. долларов. Эти деньги мы направляем прежде всего на развитие производства предприятий, входящих в НПК. Кроме того, в условиях нестабильного оборонного заказа наиболее разумно направлять имеющиеся финансовые ресурсы на реструктуризацию и диверсификацию производства, что особенно наглядно наш холдинг продемонстрировал на судостроительном заводе «Северная верфь». Закладка на нем первого из 10 сухогрузов, состоявшаяся 26 января этого года, примечательна еще и тем, что впервые за последнее десятилетие на российском заводе будут строиться суда для российского заказчика и на средства российского банка. Кстати, этот проект – яркий пример эффективного и плодотворного сотрудничества частной компании в лице НПК, государства в лице Министерства транспорта РФ и Сбербанка России – нашего стратегического партнера.
- То есть вы хотите сказать, что, ставшие очевидными успехи «Северной верфи» - это заслуга НПК?
- Разумеется, можно было бы ответить, что главным толчком к возрождению предприятия стали серьезные инвестиции и привлечение внимания со стороны федеральных и региональных властных структур к предприятию. Однако эти усилия не дали бы ровным счетом ничего, если бы не люди «Северной верфи» - настоящие профессионалы и патриоты своего предприятия. Другая составляющая успеха – эффективное управление, умение выбирать верные приоритеты и определять стратегию развития предприятия. Этим и занимается НПК.
Как видите, секрет оздоровления «Северной верфи» не содержит ничего принципиально нового. Просто встретились две команды настоящих профессионалов: производственники, как носители судостроительных традиций и технологических ноу-хау, и управленцы, хорошо знающие реалии современного бизнеса.
Предприятию, обладающему столь высоким технологическим и производственным потенциалом, необходим был качественный менеджмент. Была разработана стратегия развития предприятия (5 комплексных программ), сформирована команда высококлассных управленцев, внедрены новые информационные технологии, программы аудита, финансового менеджмента, запущен механизм их реализации.
Результатом наших совместных усилий и стал тот факт, что сегодня среди петербургских открытых акционерных обществ «Северная верфь» занимает лидирующие позиции по выручке от реализации продукции, балансовой прибыли и темпам роста. А по данным американского еженедельника Defense News, предприятие включено в список ведущих оборонно-экспортных компаний мира и занимает в этом мировом списке 78-ю позицию. Это беспрецедентное событие в российской действительности. В рейтинге журнала «Эксперт» среди 20 крупнейших отечественных компаний с наибольшей производительностью «Северная верфь» занимает 5-е место, а в числе наиболее рентабельных предприятий – 6-ю позицию, а в области машиностроения – 1-е место в России.
Конечно, мы понимали, что для устойчивого развития завода, загрузки его мощностей нужен комплексный подход к решению проблем. Для этого наши усилия были сконцентрированы на нескольких направлениях.
- Не могли бы вы рассказать о них?
- Первое – поиск и заключение контрактов на постройку судов для иностранных заказчиков. Это действительно сложный и по-настоящему кропотливый процесс, требующий связать воедино кусочки раздробленной цепи от производителя до конкретного покупателя. Достаточно сказать, что в мировой практике на заключение подобных контрактов в среднем уходит 1,5-2 года. В особенности это относится к поставке на экспорт военных кораблей, и тем более такого класса, как эскадренный миноносец. Подобные корабли могут позволить себе приобрести буквально несколько стран в мире.
Не хотелось бы бежать, как говорится, впереди паровоза, но сейчас ведутся переговоры с 9 странами. 3 из них проявили заинтересованность и готовность разместить на «Северной верфи» свои заказы.
Следующее направление – это строительство гражданских судов. Сейчас на «Северной верфи» начинается строительство десяти судов класса «река-море» для Северо-Западного пароходства. Это – первая ласточка, которая знаменует начало в принципе нового для нас дела. Не секрет, что многие специалисты прогнозируют в ближайшие годы рост спроса на гражданские суда. При этом потребности только российского рынка подобных судов составляют 210-230 единиц. В этом отношении у «Северной верфи» имеется хорошая перспектива.
- Сотрудничество с ВМФ России для вас актуально?
- Наиболее важным для нас направлением остается сотрудничество с Военно-Морским флотом России. Логика тут простая: предприятие, не выполняющее военные заказы, не строящее современные боевые корабли, утрачивает технологические ресурсы и вряд ли заинтересует отечественных и иностранных покупателей.
Кроме того, каждый боевой корабль имеет свой жизненный цикл. Этот цикл предусматривает строительство, ремонт, модернизацию и утилизацию. «Северная верфь» в состоянии проводить весь спектр этих работ. На предприятии уже стоят на ремонте несколько кораблей флота, и мы готовы продолжить сотрудничество в этой области.
- Реструктуризация ОПК назрела давно, тем не менее единых подходов к путям преобразований в «оборонке» нет. У вас, как руководителя весьма успешно развивающейся холдинговой промышленной компании нового поколения, объединяющей ряд мощных предприятий оборонного комплекса, наверняка есть своя точка зрения по этому вопросу?
- Основа реформирования высокотехнологичного комплекса – реструктуризация и интегрирование. Сегодня весь мир идет по этому пути: существует около 40 тысяч транснациональных компаний, в которых трудится 75 млн. человек. В России же в свое время не пошли по этому пути, а, наоборот, стали дробить конкурентоспособные производства. В середине 90-х годов эту нездоровую тенденцию удалось частично сломить, в результате чего возникли АВПК «Сухой», ВПК «МАПО», концерн «Антей», ФПГ «Морская техника». Но эти новые структуры в большей или меньшей степени не смогли стать эффективными экономическими субъектами из-за постоянной борьбы за влияние в них бюрократических и олигархических групп, конфликтов между центральной объединяющей компанией и субъектами объединения. Именно поэтому в 1998 году стали создаваться альтернативные диверсифицированные холдинги с негосударственной формой собственности. Они относятся уже ко второму поколению вертикально интегрированных структур в ОПК.
Для успешного развития оборонного комплекса и создания качественного вооружения и военной техники нужно собирать предприятия в различной форме кооперации вне зависимости от их формы собственности, хозяйствования, амбиций руководителей. Инициатива в этом должна исходить прежде всего от самих предприятий. По расчетам специалистов, в результате этого процесса в России появится до тридцати интегрированных структур первого уровня кооперации с диверсифицированным производством. Также нужно интегрироваться и на межгосударственном уровне, так как будущее принадлежит транснациональным компаниям. И здесь есть положительные примеры в области исследования космоса, авиастроения.
- «Выяснение отношений» между Минпромом и федеральными оборонными агентствами в очередной раз высветило проблему управления ОПК. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
- Система управления оборонной промышленностью пока, к сожалению, находится в стадии формирования, хотя период полной потери управляемости ОПК уже прошел. «Оборонка» сегодня - это около 1.700 предприятий, среди которых 40 процентов – госпредприятия, 31 процент - акционерные общества с госучастием и 21 процент без госучастия. Военная продукция на них составляет до 60 процентов от общего объема производства. Если мы хотим, чтобы этот механизм нормально и эффективно функционировал, нужно грамотно, по новому руководить им.
Оборонные агентства, конечно же, выполняют важную работу на нынешнем этапе. В ближайшей перспективе, я думаю, мы станем свидетелями следующих качественных шагов Президента и Правительства России по повышению эффективности в принятии и реализации промышленной политики государства.
Если рассуждать более глобально, то президенту и правительству необходимо определиться, какие вооружения нужны России в стратегической перспективе, и создать условия для успешной деятельности в России мощной группы дееспособных промышленных корпораций, производящих высокотехнологичную продукцию, причем как военную, так и гражданскую. То есть принять нормальный закон о холдингах, акционировать государственные унитарные предприятия с учетом интересов эффективно работающих менеджеров, установить реальную конкурсную систему размещения госзаказа. При этом определить свои требования и задачи к конкретным субъектам ОПК. И, конечно же, вовремя рассчитываться за гособоронзаказ.
- Правительство наконец-то решило разрубить гордиев узел задолженностей по государственному оборонному заказу...
- Из-за невыплаты государством своих долгов «оборонке» ежегодно теряются сотни важнейших технологий, ухудшается экономическое и финансовое положение отрасли. Только в 1999 году из-за отсутствия бюджетных средств из сферы военного производства было высвобождено более 200 предприятий и организаций.
Предприятия, которые когда-то потратили все оборотные средства и влезли в долги для исполнения госзаказа, сами же от этого и пострадали. Из-за отсутствия оборотных средств и долгов они не могут нормально работать и развиваться, а значит снабжать Вооруженные Силы современным вооружением и военной техникой, не могут сформировать оборотные средства. Энергетики требуют «живые» рубли, и назначают пени и штрафы, между тем государство просто не выполняет свои обязательства без всякой компенсации. Поэтому постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 года «О погашении задолженности федеральных органов исполнительной власти по оплате государственного оборонного заказа» стало знаковым для руководителей «оборонки».
- Утвержденный недавно оборонный заказ на 2001 год существенно отличается от предыдущего. Например, объем финансирования НИОКР будет увеличен на 43 процента, хотя объем закупок вооружения снижен на 13 процентов. На ваш взгляд, это шаг вперед?
- Безусловно. Вкладывая средства в ниокровские работы, мы буквально кредитуем и обеспечиваем свое будущее развитие. Критический разрыв в новых технологиях и так уже слишком велик. Кроме того, средний возраст работников ОПК постоянно повышается и составляет 50 - 60 лет. Уже образовался разрыв в поколениях специалистов, пропадает бесценный опыт, накопленный за долгие годы, утрачиваются технологии. Число работающих докторов наук сократилось в 1,7 раза, кандидатов - в 1,6. Поэтому думающие руководители оборонно-промышленного комплекса пытаются любыми способами привлечь молодежь, возродить НИОКР. Тем более что это стало гораздо легче сделать после кризиса 1998 года, когда число рабочих мест в коммерческих фирмах, представляющих высокооплачиваемую работу, резко сократилось. Также этот кризис со всей очевидностью показал, что многие «престижные» профессии и виды деятельности, появившиеся в последнее время, далеко не всегда имеют перспективу. Естественно, именно эта молодежь и будет вести самые перспективные и многообещающие разработки.
- В постсоветские времена конфликты между разработчиками и производителями вооружения и военной техники стали привычным делом. Как можно их избежать, ведь каждый конфликт далеко не лучшим образом сказывается на участниках спора?
- Это вопрос все той же кооперации. Управляющая компания на то и называется управляющей, чтобы «разруливать» все конфликты и организовывать работу исключительно в интересах общего дела. Разработчики и производители ВВТ в условиях российского безденежья априори имеют предпосылки для конфликтов. Возьмите те же экспортные деньги. Являясь единственной финансовой подпиткой для КБ и для завода, они являются первоисточником противоречий. Между тем каждый должен заниматься своим делом и получать свою часть прибыли. Надо четко понимать, что и разработчик, и производитель не могут функционировать друг без друга. Они должны быть взаимно заинтересованы в благополучии партнера. У нас же пока каждый «тянет одеяло» на себя, думая лишь о сиюминутной выгоде.
- Вы были пока единственным в новой российской истории помощником Президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества. Поможет ли восстановленная сегодня президентская вертикаль управления этой сферой поднять ВТС на новый качественный уровень?
- Сразу хочу отметить, что налаживание эффективного военно-технического сотрудничества с зарубежными странами оживит не только «оборонку», но и всю отечественную экономику. Напомню, что в советские времена на ВТС работала система Госплана и двенадцати визирующих инстанций. Система эта была недостаточно гибкой, она функционировала не по законам рынка, а по законам тех или иных идеологических и военно-политических пристрастий руководителей СССР. Поэтому реально мы получали лишь малую толику от действительной суммы поставки.
В середине 90-х годов возникла новая, уже трехступенчатая система управления: президент – правительство – спецэкспортеры. Президент в такой схеме принимает стратегические решения, лоббирует отечественное ВВТ на межгосударственном уровне, правительство - предметно прорабатывает проекты и реализует механизм ВТС, спецэкспортеры - реализуют проекты. Также были сформированы маркетинговые программы по Китаю, Индии, Ближнему Востоку, Латинской Америке, Восточной и Западной Европе. Результат не замедлил сказаться: экспорт ВВТ тогда вырос с 1,4 – 1,7 млрд. долларов до 2,5 – 3,5 млрд. долларов. В силу ряда субъективных причин к 1998 году экспорт российских ВВТ опять стал снижаться.
Сегодня, на мой взгляд, наступил новый этап военно-технического сотрудничества. Мы знаем, что после слияния ГК «Росвооружение» и «Промэкспорта» в «Рособоронэкспорт» еще более усилилась вертикаль управления ВТС. Теперь надо активно и максимально продуманно осваивать новые рынки, снижать до минимума сроки прохождения документов.
По моему мнению, мощным интегрированным холдингам и госкомпаниям типа «МиГа», «Сухого», «Антея», «Сплава», а в перспективе и компаниям с негосударственной формой собственности, государство должно дать право самостоятельного военно-технического сотрудничества. Это общемировая практика.
- Возглавляемая вами холдинговая компания «Новые программы и концепции» - негосударственная структура, которая тем не менее много делает для укрепления экономического и оборонного потенциала всей страны. Как вы выстраиваете отношения с государством, Министерством обороны?
- У нас хорошие, деловые отношения с Министерством обороны, Министерством промышленности, науки и технологий, федеральными оборонными агентствами. Иначе и быть не может, так как мы работаем на Россию. Я бы сказал так, НПК - частная структура по сути, но государственная по духу. Время бизнесменов, желающих лишь сорвать куш в ущерб государству, проходит, если уже не прошло.
- Вы являетесь автором нескольких книг, в том числе и по проблемам развития ОПК. Выходит в свет новая книга под названием «Россия на мировом рынке оружия», руководителем творческого коллектива которой вы являетесь. О чем она?
- В книге мы попытались дать развернутую оценку роли экспорта вооружений во внешней торговле нашей страны. В ней присутствует подробный анализ ситуации на мировом рынке вооружений за последнее десятилетие и основных тенденций его развития. Особое внимание уделено анализу объемов экспорта и реальных доходов СССР в торговле оружием в период 1981-1990 гг., а также положению России на мировом рынке оружия в 1991-2000 гг.
Мы подробно рассмотрели проблемы рынка развивающихся стран в целом и по отдельным регионам (Ближний Восток, страны АТР и ЮВА, Латинская Америка, Африка, Европа). Большое место в книге уделено состоянию и перспективам мирового рынка оружия по отдельным категориям вооружений. Это прежде всего боевая авиационная техника (АТ), как наиболее емкий сегмент мирового рынка вооружений. В отдельные главы выделены материалы по оценке мирового рынка военных вертолетов, военного кораблестроения, бронетанковой техники, артиллерийского вооружения, рынка управляемых ракет во всех категориях и рынка средств ПВО.
- А на какую аудиторию рассчитана книга?
- Она представляет интерес прежде всего для руководителей предприятий высокотехнологичного комплекса, спецэкспортеров и внешнеторговых организаций, представителей оборонной промышленности, специалистов по маркетингу, военных и гражданских аналитиков, журналистов, а также всех тех, кого интересует сфера мировой торговли оружием и военно-технического сотрудничества. Тема последней главы может быть также интересна для специалистов в области военной истории.
- Борис Николаевич, известно, что вы в свое время окончили военное училище, ваша лейтенантская юность прошла в одном из отдаленных гарнизонов Дальневосточного военного округа. Что дала вам служба в армии, что бы вы, офицер, дослужившийся до генерал-майора, хотели бы пожелать нынешним защитникам Родины?
- Армия стала для меня первой серьезной жизненной школой, где формировался мой характер, убеждения и мировоззрение. На Дальний Восток, кстати, попал служить по своему желанию, так как имел право выбора места службы как золотой медалист. Опыт, знания и навыки, полученные во время военной службы, во многом помогли мне сделать управленческую карьеру, уверенно чувствовать себя на высоком посту помощника Президента России.
Нынешним защитникам Отечества в канун профессионального праздника хочу пожелать выдержки. Знаю не понаслышке, что военным сейчас нелегко, но уверен, что проблемы армии разрешимы. Если сумеем организовать экономику России на новых принципах, мы дадим ей мощный импульс развития. Тогда и все вопросы обеспечения Вооруженных Сил и военных людей решим в кратчайшие сроки. Уверен, будет именно так, а не иначе.
Другие статьи этого раздела
|