на главную страницу

17 февраля 2001 года

Россия и мир

Суббота

Москва призывает к диалогу

Вадим МАРКУШИН.



    Америке вновь угрожает мировое зло, многоликое, разноцветное, анонимное и вполне конкретное. Угрозы отовсюду, со всех направлений. Они слились в единую, сплошную, тотальную угрозу эпохи. Достойно ответить на все эти несправедливые вызовы необузданного мира - долг американского общества, приоритет внешней политики, краеугольная задача новой администрации, как ее, очевидно, видит новый хозяин Белого дома.

    Все эти последние дни американские граждане вынуждены были погружаться именно в такие невеселые перспективы, всматриваясь в озабоченные лица тех, кому они недавно доверили вести страну к дальнейшим победам и процветанию. Они всматривались в будущее, в тревожную даль, которая, если принять за чистую монету прогнозируемый новой властью ход событий, ничего хорошего не предвещает Америке. Разумеется, в том случае, если она должным образом не отреагирует на каверзы ее скрытых и явных врагов и не ответит так, как она всегда это делает, - внушительно, масштабно, без страха и упрека.
    Вообще-то от республиканской администрации ожидали ужесточения и риторики, и политического курса. Задолго до выборов российские СМИ выстраивали достаточно детальную картину новых российско-американских отношений, предполагая, опираясь на прошлый опыт, некоторое их осложнение. Это ведь в давней традиции республиканцев - демонстрировать металл в голосе и резкость движений. Это их стиль, образ, эксплуатируя который они и обеспечивают себе стабильную поддержку части общества, исповедующей именно такую идеологию жесткости, если не сказать, цинизма. Американцы должны разговаривать с остальным миром с позиции их несметных экономических возможностей и гигантской военной мощи - таков в принципе смысл мировоззренческой «доктрины» той части американского общества, о которой мы говорим (но, конечно же, не всего американского общества). Всего этого мы ожидали, считая шансы Буша-младшего на победу столь же вероятными, как и шансы Гора.
    Однако то, что было сказано в последние дни Бушем и министром обороны Дональдом Рамсфелдом, существенно превзошло наши ожидания. Поворот оказался более крутым. Невольно вспомнился Рональд Рейган с его пассажами об империи зла и дерзкими замыслами по части звездных войн. Сейчас, естественно, ситуация иная в принципе, тем не менее тон, который себе сейчас позволяют в Вашингтоне, говоря о России, побуждает приводить подобные аналогии.
    Идеологическая платформа критической волны в адрес Москвы сооружена на неприятии Вашингтоном ее принципиальной позиции в вопросе о режиме ПРО. Дело именно в этом, тут и сомнений быть не может. Американцы уже не один год пытаются склонить россиян уступить, изменить их отношение к Договору 1972 года, предлагая различные гибкие пути обхода четко прописанных статей. Не получается. Вряд ли получится и у новой администрации. Ничего существенно иного, чем попытка убедить Россию в том, что так называемая национальная противоракетная оборона США ей ничуть не угрожает, команда Буша не изобрела. Хотя вопрос, как известно, не в том, что русские сомневаются в эффективности своего ядерного щита, а в том, что они прекрасно понимают и потому отстаивают это понимание: выход из режима ПРО 1972 года даст сигнал всему остальному миру о возможности и необходимости ответов на американский вызов. Эти ответы последуют рано или поздно. Скорее даже рано, чем поздно. Ибо технологический потенциал целого ряда стран позволяет им это сделать.
    Тем не менее команда Буша настроена решительно насчет начала развертывания национальной ПРО. Отсюда и содержание обновленных аргументов, представленных тем же Рамсфелдом в обоснование этих замыслов. Главный из них: Россия нарушает режим нераспространения ракетно-ядерных технологий, поставляя их другим государствам. Да еще и таким, дескать, которые признаны международным сообществом (кем конкретно?) неблагонадежными с точки зрения непредсказуемых агрессивных действий их правящих режимов. Ясное дело, никаких веских доказательств в пользу того, что Россия что-то и кому-то конкретно продала, американцы и на сей раз не представили - это в их манере.
    Второй аргумент: Москва, мол, со своим упрямством в конце концов окажется в изоляции, и тогда ей уже самой придется каким-то образом приспосабливаться к такой реальности, как НПРО. Видимо, в этой увязке следует рассматривать и последние высказывания высокопоставленных представителей американской администрации, явная цель которых - заинтересовать европейцев идеей распространения в будущем космического щита и на их территории. Кое-кто из европейских лидеров уже клюнул на эту приманку с присущим Старому Свету эгоизмом. А американцы не замедлили расценить это чуть ли не как всеобщий европейских восторг. Но, думается, здесь не все так просто. Разделить с Соединенными Штатами ответственность (пусть только моральную) за взлом режима ПРО - шаг очень серьезный. Ведь он лишний раз продемонстрирует зависимость европейских членов НАТО от заокеанского лидера. Причем в момент, который может оказаться поворотом к худшему в коллективной безопасности Европейского континента.
    В выступлениях президента и особенно министра обороны США на этой неделе были озвучены и некоторые замыслы относительно дальнейшего укрепления вооруженных сил страны. Буш главным образом подчеркивал необходимость повышения мобильности войск. «Сила все больше определяется не размером, а мобильностью и быстротой реакции», - сказал он. Рамсфелд в свою очередь выделил в качестве одной из самых приоритетных задач модернизацию систем управления войсками, связи, разведки. Он высказался за более тесное взаимодействие между Пентагоном и ЦРУ, увеличение ассигнований на разработку новейших технологий при одновременной ликвидации затрат на устаревшие институты и структуры.
    Какова реакция российского руководства на приведенные выше заявления и оценки? Спокойная, выжидательная. Другого тут и быть, наверное, не могло. В Москве, очевидно, понимают, что в последних выступлениях президента и министра обороны США в некотором смысле проявляет себя инерция предвыборной гонки. Так, заметим, вообще происходит с теми, кто вчера был политической оппозицией, а сегодня стал у руля государства. Позже, когда оседает пыль баталий за власть, президенты и премьеры с большим чувством ответственности начинают относиться к тому, что говорят и делают. Будем надеяться, что и команда Буша через какое-то время остынет, остепенится и проникнется пониманием того, что в отношении России не следует применять приемы грубого давления. Хотя бы уже потому, что Россия никакого зла Америке не желает, а желает с ней вести дела по-доброму, по-соседски.
    Собственно, такое пожелание уже прозвучало из уст секретаря Совета безопасности России Сергея Иванова. Он, в частности, предложил американским коллегам обсудить планы по созданию НПРО «в спокойном диалоге», с учетом угроз, военных факторов и последствий такого шага. Заявление же президента США Сергей Иванов понял «как стремление американской администрации адаптировать свои вооруженные силы к новым условиям», в чем он ничего угрожающего не видит.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker