|
|
Юрий БЕЛОУСОВ. Фото автора. |
По отзывам офицеров штаба Уральского военного округа, уже становится доброй традицией, что перед началом заседания военного совета УрВО командующий войсками округа генерал-полковник Александр Баранов представляет собравшимся очередного Героя Российской Федерации. На минувшем заседании участники военного совета познакомились с заместителем командира батальона капитаном Сергеем Уженцевым.
...Под Ботлих ротный Уженцев со своим подразделением прибыл в августе 1999 года. Уральцы еще не знали, сколько продлится эта северокавказская командировка. Но то, что она будет не из легких, поняли сразу.
Боевые задачи следовали одна за другой: зачистка пещер, контроль за ущельем, прочесывание «зеленки», отслеживание на дорогах потока транспортных средств.
В один из дней, наблюдая за передвижением машин, Уженцев задержал взгляд на одном из грузовиков. Чем именно автомобиль привлек внимание разведчика, Сергей до сих пор затрудняется ответить. Наверное, интуиция подсказала, что в машине - чужой. Офицер по рации сообщил о вызвавшем подозрение транспортном средстве на КП: пусть на блокпосту проверят. Сообщил, и ладно. Сколько таких докладов за сутки уходит в штаб - обо всех не упомнишь.
А грузовик, о котором идет речь, даже досмотреть не довелось. У следовавших в нем хорошо вооруженных боевиков, каждую минуту ожидавших команду «Стой!», видимо, не выдержали нервы. На подъезде к блокпосту они попытались прорваться сквозь заслон. Попытка не удалась. Бандиты были уничтожены.
Но об этом Сергей Уженцев узнал лишь в момент объявления указа о награждении его, в том числе и за тот боевой эпизод, медалью «За отвагу».
...«Мам, а как обычно родители воспринимают известие о том, что их сын, к примеру, стал Героем России?» И, видя недоуменный взгляд мамы, Сергей пояснил: «Понимаешь, мне сообщили, что указ уже подписан. По-видимому, скоро в Москву поеду... На вручение».
Два дня спустя Сергей позвонил маме из части. Только и сказал: «Смотри телевизор, еду в столицу».
Она не пропустила ни одного информационного выпуска. Ждала и... не верила. Размышляла: «Да разве такое возможно, чтобы ее сын - обычный офицер, каких в армии тысячи, вдруг стал Героем?» Сомневалась, даже когда увидела Сергея принимающим награду из рук президента страны. И когда военком, не скупясь на слова, благодарил ее за «отличного сына», и когда дверь в тюменскую квартиру Уженцевых уже не закрывалась: соседи, друзья, знакомые шли с поздравлениями, журналисты - с расспросами. А она, не зная, о чем рассказать, лишь повторяла: для нее самое главное, что сын - живой.
Сам капитан Уженцев о сентябрьском дне девяносто девятого вспоминает с неохотой. Разведгруппа уральцев, преодолевая затяжной горный участок, следовала к месту обустройства засады. Шли не спеша, по ходу отслеживая местность и обходя все, что могло издать предательский хруст или шелест. Предосторожность тогда и спасла жизни разведчиков. До цели оставалось совсем немного, когда каждый из бойцов услышал характерный щелчок запала, освободившегося от предохранительной чеки. В подобной ситуации уже не важно, кто из бойцов не заметил растяжку.
- Чтобы что-то предпринять, каждому из нас отводились секунды, - вспоминает происшедшее капитан Уженцев. - Я увидел, как мгновенно рухнули на землю впереди идущие. Успел крикнуть тем, кто сзади: «Ложись!» ...
Рядом с Уженцевым, прикрывая голову руками, вжался в землю командир группы. Не давая себе отчета в совершаемом, капитан Уженцев упал сверху на офицера, закрывая его от разящих осколков своим телом. В следующее мгновение от удара в голову он потерял сознание.
Это уже потом, после сложнейшей операции, военврачи скажут ему, что родился-де «в рубашке». И покажут извлеченные осколки.
|